Изменения в ПДД: что ждёт автолюбителей в октябре?

22 сентября вступили в силу основные положения Закона № 134-З, который вносит изменения в Закон «О дорожном движении». Их мы разбирали, например, здесь и здесь. Однако это не все корректировки, ожидающие автолюбителей осенью. Что нового будет в следующем месяце?

Самое главное — с 27 октября 2022 года вступит в силу Указ № 145 «О совершенствовании организации дорожного движения». Этот документ предусматривает изменения в Правилах дорожного движения. Напомним вкратце о наиболее важных из них.

Изменения в ПДД: коротко о главном

Для электросамокатов, гироскутеров, моноколёс, сегвеев и прочих подобных устройств вводится понятие «средство персональной мобильности» (СПМ). Передвигаться на них необходимо будет по велосипедной дорожке, а при её отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине со скоростью не выше 25 км/ч, не создавая препятствий для движения пешеходов.

Запретят перевозить других лиц вне специально оборудованных мест для сидения, предусмотренных конструкцией средства персональной мобильности. Пешеходам (так в Законе называют тех, кто перемещается на электросамокатах и т. п.) запрещается передвигаться на СПМ в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Другие требования к СПМ: наличие исправных тормозов и руля, в темноте — включённого фонаря, а на водителе — фликера.

Устанавливается возрастное ограничение на использование СПМ — с 14 лет. Но оно не будет действовать в жилых и пешеходных зонах.

Велосипедистов обяжут передвигаться вне населённых пунктов в тёмное время суток в одежде со световозвращающими элементами. Исключение — езда по велосипедной дорожке.

Требование об оборудовании велосипеда зеркалом заднего вида исключили. 

Пересекать проезжую часть велосипедист будет обязан по велосипедному переезду или велосипедной дорожке, а при их отсутствии — по пешеходному переходу, на перекрёстке по линии тротуаров или обочин, не создавая препятствий для движения пешеходов. При этом велосипедист будет вправе не спешиваться. При подъезде к переходу нужно заранее снизить скорость до 5 км/ч (скорость пешехода) и убедиться, что выезд безопасен. 

Движение велосипедистов по проезжей части может осуществляться в зоне с ограничением максимальной скорости не далее 1 м от её правого края в один ряд, а также в ходе тренировки спортсменов в случае сопровождения автомобилем прикрытия. Допускается движение в два ряда, но не более десяти велосипедистов.

В условиях снегопада и (или) гололедицы ездить на велосипеде теперь нельзя именно по проезжей части дороги, обочине.

Также станет запрещено ездить на велосипедах, мотоциклах и СПМ, не держась обеими руками за руль (исключение — подача сигнала о повороте) или не держа ноги на педалях (подножках). Детей до семи лет в качестве пассажиров можно будет возить, если на них шлем и если установлено специальное сиденье, фиксирующее (предохраняющее) ноги ребёнка.

Изменения для мотолюбителей следующие: перевозку пассажиров, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, на мотоцикле (кроме бокового прицепа к нему) и мопеде запретят. При этом данные лица по требованию сотрудников ГАИ будут обязаны пройти освидетельствование.

С 27 октября разрешат участвовать в дорожном движении (но только по дорогам без асфальтового покрытия) квадроциклам, снегоходам и мотовездеходам

Внесут коррективы в скоростные ограничения. Закрепляется возможность передвижения вне населённых пунктов на автомагистралях и дорогах для автомобилей мотоциклов, легковых автомобилей, грузовых автомобилей массой не более 3,5 т со скоростью не более 120 км/ч (пока что лимит — 110 км/ч), а для автобусов — не выше 100 км/ч. На остальных загородных дорогах, как и сейчас, останется разрешённой скорость не более 90 км/ч (если правилами не предусмотрено другое).

Появится новый дорожный знак «Зона с ограничением максимальной скорости движения». Его установят в местах плотной жилой застройки, например в Старом городе в Минске. Ограничение может быть разным: 10 и 30 км/ч в зависимости от ситуации. Во дворах, как и раньше, скорость не должна превышать 20 км/ч.

Введут и другие знаки, касающиеся велосипедов, электромобилей, контроля скорости и проч. Все они представлены в тексте документа на с. 17—19.

Кроме того, временная разметка будет иметь жёлтый цвет, а не оранжевый. Прочие новые её типы отображены на с. 20—21 Закона.

Также водителей обяжут в период с 25 мая по 5 июня и с 25 августа по 5 сентября при нахождении на дорогах в светлое время суток включать ближний свет фар. То есть в ПДД закрепят ежегодно проводимые ГАИ акции, приуроченные к началу и окончанию учебного года.

С собой в дорогу автолюбителю нужно будет брать в/у (либо биометрический документ) и свидетельство о регистрации транспортного средства (техпаспорт). Также, если есть знак «Инвалид», документы, подтверждающие правомерность его установки. Водителям можно будет не возить с собой документы о техосмотре. То же касается и страховки, если она заключена в электронном виде.  

Отмечено, что водителю запрещается пользоваться во время движения транспортного средства не только аппаратом радио- и телефонной связи, но и иными не предусмотренными конструкцией транспортного средства устройствами, если для этого необходимо держать их в руке либо воздействовать на них рукой.

Видеорегистратор перестанет считаться предметом, не предусмотренным конструкцией. Кроме него допускается установка и наличие в верхней части ветрового стекла светозащитной полосы, выполненной в массе стекла; жалюзи или шторок на заднем стекле легкового автомобиля при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.

Дополнены требования к огнетушителю. Так, легковые автомобили оснащаются не менее чем одним огнетушителем ёмкостью не менее 1 литра, автобусы, грузовые автомобили — не менее чем одним огнетушителем ёмкостью не менее 2 литров. Огнетушители должны быть опломбированы, и на них должен быть указан срок окончания использования, который на момент проверки не должен быть завершён.

С 27 октября уточнят, что преимущество в движении считается предоставленным, если расстояние между транспортом и приближающимся пешеходом составило не меньше двух полос движения (при их наличии). При этом водитель будет обязан предоставить преимущество пешеходам, которые не завершили переход, а также уступить дорогу велосипедистам, завершающим пересечение. Пока же это требование распространяется только на пешеходов.

При движении в направлении стрелки, включённой в дополнительной секции одновременно с зелёным сигналом светофора, водитель имеет преимущество перед транспортными средствами, движущимися с других направлений.

Кроме того, при въезде на круговой перекрёсток не нужно будет подавать световой сигнал поворота.

Таксисты смогут не пристёгиваться ремнями безопасности при движении в населённом пункте только во время перевозки пассажира.

Добавится ещё несколько оснований для применения инспектором ГАИ принудительной эвакуации транспортного средства. Помимо случаев, когда за рулём авто бесправник либо нетрезвый водитель, а также когда нарушены правила остановки (стоянки), сотрудники Госавтоинспекции будут вправе принудительно отбуксировать ТС, если оно припарковано на месте для инвалидов (на авто нет знака «Инвалид») либо месте, предназначенном для зарядки электромобилей (которая будет считаться остановкой).

К слову, относительно последних предусмотрены и иные новшества. Так, электромобилям разрешат ездить по полосе, которая предназначена для движения общественного транспорта.

Стоянка, кроме перечисленных выше случаев, запрещается на проездах во дворах со стороны, прилегающей к жилой застройке, а также ближе 10 м от служебных дверей магазинов, через которые производятся погрузочно-разгрузочные работы, закрытых ворот, в том числе ворот гаражей.

Отметим, что со всеми прочими изменениями можно ознакомиться на сайте pdd.by, где старые и новые Правила представлены в сравнительной таблице.

Фото: архив av.by

Подписывайтесь на наши новости в Telegram