«Из-за кризиса на рынке торгуют нарезкой, как в 90-х». Столичные шинники бьют тревогу

У многих сейчас на слуху, что, если нужно доездить сезон или авто продается, а денег в кармане нет, некоторые автовладельцы идут на крайние меры — либо покупают самые дешевые, либо нарезанные бэушные покрышки. В редакцию av.by обратился Степан, который работает в области шинного бизнеса более 15 лет, чтобы поговорить о набирающей там обороты тенденции. Речь пойдет о нарезанной бэушной резине, которая, по его словам, появилась на рынке аккурат в этом сезоне.

С нашим собеседником мы встречаемся в магазине, где он продает новые шины. Фактически ветеран в шинном бизнесе, Степан (имя изменено) частенько бывает на рынке и видит, как там торгуют «нарезкой» вопреки здравому смыслу. Наверное, со стороны это выглядит странно, как шинник грешит на своих же коллег. Но его монолог — это не стремление «насолить» конкурентам, а желание озвучить проблему от лица той части колесников, которых тоже волнует эта тенденция — начиная с нынешнего сезона, когда подобные случаи участились.

«Одно дело, когда шинник едет в Германию и покупает в автохаусах покрышки с еще нормальной глубиной протектора, которые там оставляют щепетильные немцы, поездив 2-3 сезона. На таких шинах ездит почти вся Прибалтика, Польша, Словакия и Сербия. И это в пределах разумного. А в Беларуси, похоже, новая тенденция. Образно говоря, как в лихих 90-х. Лет пятнадцать назад, когда я только начинал заниматься шинами, на рынке наблюдался дефицит покрышек по типоразмерам, и "нарезки" оказались в тренде. Просто не было другого выхода: владелец старой или редкой машины рисковал остаться без шин. Но то, что было модно тогда, странно видеть сегодня», — проводит параллель с былыми временами Степан.

Мужчина подчеркивает, что видит причину в очередном витке кризиса, и подобная тенденция, когда «нарезка» все чаще встречается в павильонах столичных рыночников, — иллюстрация на тему «спрос рождает предложение». В каком-то смысле шинники компенсируют отсутствие денег в кошельках белорусов за счет таких вот небезопасных, но дешевых предложений. «Нарезка без проблем делается на колесах для грузовиков, погрузчиков — там толщина резины позволяет выполнить углубление протектора. Но нарезать шины для легковых машин — это небезопасно, а их покупка, считай, почти самоубийство. Вроде бы покрышка становится более свежей на вид, но риск возникновения "булки" или прокола никто не отменял, не говоря уже про более плачевные последствия», — рассказывает Степан.

Кризис, по его мнению, спровоцировал невеселую ситуацию, когда продавцы колес собирают на свалках съезженную в ноль резину — по сути, утиль, нарезают ее и продают. Иногда «лысые» покрышки запасают у шиномонтажников. «Знакомый рассказывал, как к нему почти каждый день приезжают парни с Малиновки и забирают "лысую" резину, выплачивая условные 10 рублей за хранение покрышки в течение суток-двое. Вот вам простой пример: можно купить колесо в Европе за 30-50 евро, растаможить его, и оно встанет в 60 долларов. У нас же расчет такой: покупаешь его на шиномонтаже за $5, за столько же нарезаешь и экономишь полсотни. А потом продаешь с наваром, приумножив ценник в 2-3 раза», — проводит несложные математические расчеты столичный шинник.

Впрочем, сами рыночники и не скрывают, что продают нарезанные покрышки, имея с этого прибыль. Но это на словах. Как говорится, если покупатель спросит об этом напрямую, продавец сознается. Но есть и вероятность, что в противном случае — возьмет да промолчит. Сам покупатель, соответственно, экономит. «Если, к примеру, новое колесо большой размерности стоит 300-400 рублей, "бэушка" обходится вдвое дешевле, то за его "нарезку" попросят 50 рублей. Как правило, это покрышки от R17 и выше, а разница между бэушным комплектом и "нарезкой" составляет примерно 30%, а иногда она и в 2 раза дешевле хорошей б/у резины», — объясняет Степан.

В теории покрышку должны нарезать таким образом, чтобы добиться максимального сцепления с дорогой и добавить водоотводные дорожки. Остаток резины от углубления до корда обычно составляет порядка трех миллиметров. Именно этот слой и снимается, поэтому нужно быть аккуратным, чтобы не прорезать шину до корда. Но где гарантия, что такая шина проездит хотя бы сутки? И кто ее вообще покупает? «Тот самый клиент, который два-три года назад купил BMW за двадцатку, а потом разорился. Собственно, кризис и подтолкнул к этой тенденции», — лаконично парирует продавец.

Имеют место быть, как утверждает мужчина, и ситуации, когда пригоняют авто из России на хороших покрышках. Затем их снимают, перепродают, вырученные 100-200 долларов перекуп кладет в свой карман, а на машину обувает «нарезку». Если случится прокол или выскочит «булка», пеняй сам на себя. Сэкономил — сам виноват. Третьего не дано.

С одной стороны, это хлеб минских шинников, но сознание твердит: под угрозой безопасность клиента, и с точки зрения профессионального шинника ездить на «взрывчатке» просто недопустимо. «Пропадает разделение на "лето" и "зиму" — это просто нарезанная резина. Верхняя часть протектора отвечает за сцепные характеристики шины, но нарезанная часть покрышки вообще не работает. Визуально отличить обычную "бэушку" от нарезанной несложно: у последней ярко выраженные края, как у новой шины. У подержанной резины блоки протектора скошены или стерты. Поймите, даже некоторые европейские бренды не хотят покупать из-за чересчур слабой боковины, а тут речь идет про старую, изношенную резину и к тому же нарезанную», — сокрушается шинник.

Самое главное — вы целенаправленно покупаете плохую резину и экономите на своей безопасности. Важно понимать, что свойства покрышки все равно стали хуже, а риск возникновения «булки» или прокола увеличился. Главным аргументом из уст Степана звучит стремление донести до покупателей, что нарезка никогда не проходит бесследно для характеристик резины, а экономия на безопасности чревата трагедией на дороге. 

От покупки нарезанных шин Степан отговаривает с тройным усердием. И это не только его мнение. «У минских шинников (а это около 80 человек) есть свой чат, где мы общаемся. Большинство из них обеспокоено текущим положением дел: ведь это в первую очередь небезопасно. Практически все, кто торгует новой резиной, в один голос сказали: "Какой ужас! Так быть не должно". Мои знакомые шинники, которые привозят и продают бэушные шины из Европы, тоже стопроцентно против, тем более их репутация страдает из-за тех, кто продает нарезанные покрышки, обманывая, т. е. под видом "бэушки". Любопытно, что в Европе нарезкой б/у резины никто не занимается вовсе, это чисто белорусское ноу-хау», — подытоживает Степан.

**

Мы решили проверить услышанную теорию на практике, побродив около часа по рынку в Малиновке. Толпы здесь в воскресенье совсем нет. Через пару минут многие из продавцов уже смекнули, за чем мы пожаловали на авторынок. Предлагали и подержанный Bridgestone (245/45 R17) по 50 у. е. за пару, и новый "китай" в таком же типоразмере — 120 руб. за колесо. Но мы упорно твердили, что она нам не по карману, ищем пару покрышек со скромным бюджетом. Под конец и вовсе сдались, проронив, что согласны даже на "нарезку", лишь бы поездить сезон.

Однако разоблачения, увы, не случилось. Никто из продавцов вообще никак не отреагировал, услышав про нарезанные покрышки. С одной стороны, вроде бы не подтвердил, но и не опроверг, что такая дешевая «нарезка» в принципе продается на рынке. Возможно, ею торгуют исподтишка и предлагают далеко не каждому покупателю? Но убедиться в этом воочию случай так и не подвернулся. А вы бы стали покупать нарезанные покрышки, зная, что это дешево, но наверняка небезопасно? Мы же в свою очередь напоминаем, что подобрать шины по сезону всегда можно в нашем каталоге.

 

Фото: из архива av.by