Фильтруй маршрут или как положить конец нелегальным перевозкам

  • 10 сентября 2010
  • Просмотров 2691
По-настоящему резонансной стала публикация Елены Бегуновой «Мчится «серая» маршрутка…» («Р» за 13 августа). Министерство транспорта и коммуникаций Беларуси даже посвятило обсуждению критического материала отдельное совещание. На него были приглашены представители ГАИ, криминальной милиции, Министерства по налогам и сборам — словом, тех ведомств, которые сегодня пытаются бороться с нелегальными автоперевозчиками. Напомним, речь в публикации нашего корреспондента шла как раз о них (так называемых «фильтрах»), уже давно и агрессивно захвативших практически всю маршрутную сеть страны. Каким видится чиновникам решение этой проблемы? Можно ли положить конец нелегальным перевозкам, как, например, это удалось сделать в Польше?

«Проблема старая, известная, решение которой мы затянули, — считает замминистра транспорта Александр Шишко. – Если мы не предпримем каких-то шагов и мер, то пострадают те, кто работает на регулярных маршрутах: автобусные парки, которые теряют выручку, а также те частные перевозчики, которые исправно платят налоги и заработную плату. Не по 400 тысяч рублей с доплатами в конверте, а реальную «белую» зарплату. Мне приходится доказывать на всех уровнях, что от нелегальных перевозчиков зависит безопасность движения – жизнь и здоровье пассажиров. Работая в Бресте директором автопарка, я встречал на маршрутке водителя, которого выгнал за пьянку. Разве можно его брать на работу, если он не имеет права перевозить пассажиров?!»

С одной стороны, государство проводит политику либерализации, чему пример ряд последних указов, с другой – у Минтранса до сих пор есть ряд существенных разногласий с Министерством экономики и Минфином.

— Да, мы отвечаем за то, что должны предоставить возможность открытого доступа на рынок перевозок, но правил поведения на нем, прописанных в законе, никто не отменял, — подчеркивает Александр Шишко. — А значит, и эти водители должны своевременно проходить медосмотр, не говоря о техосмотре их транспортных средств.

Фактически вход на рынок нерегулярных перевозок свободен. Декретом № 18 предусмотрено, что лицензии на такой вид деятельности выдаются по заявительному принципу. Отказ в их выдаче по мотивам нецелесообразности не допускается.

Если в регулярном сообщении доступ на рынок имеет ряд условий и ограничений: конкурсы, долгосрочные договорные отношения, жесткие условия выполнения перевозок со строгими расписаниями и маршрутами и таким же режимом труда и отдыха водителя, то у нерегулярных перевозчиков гораздо больше свободы действий и, как правило, меньше ответственности. Чем же еще отличаются эти виды перевозок?

Минтрансом подготовлен проект постановления Совмина, предусматривающий внесение изменений в действующие правила перевозки пассажиров. В них сегодня определено, что систематические автоперевозки пассажиров, которые выполняются в одно и то же время по одному и тому же маршруту, должны осуществляться в регулярном сообщении. Но, как показала практика, такая норма фактически не действует. В новом проекте оговорены более четкие критерии.

— Одновременно мы хотим запретить автоперевозчикам навязывать свои услуги на пассажирских терминалах, когда у них нет права выполнять перевозки в регулярном сообщении, а также нет договора с этим терминалом, — поясняет начальник отдела управления автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена Минтранса Александр Сачивко. – Сегодня проект, согласованный облисполкомами, а также рядом министерств, направлен в Минюст. Ожидаем, что принятие этого акта позволит упорядочить деятельность на рынке нерегулярных и регулярных автоперевозок.

Впрочем, поможет ли этот законопроект выиграть борьбу против нелегальных автоперевозчиков, в Минтрансе все же сомневаются.

— Почему в Польше или Прибалтике эта тема вообще не поднимается? – рассуждает замминистра Александр Шишко. — По одной причине. Если человек, не дай бог, нарушит нормы лицензии и попадется, это сулит ему огромные штрафы, вплоть до изъятия машины. А мы только предупреждаем. Порой вообще никак не можем воздействовать из-за мягкости решений, которые выносят наши суды. Мы говорим о том, что в Германии законопослушные граждане. Да, там нарушение правил дорожного движения карается внушительными суммами или сроками, поэтому там жесточайшая дисциплина. Значит, и нам нужно вносить такие изменения в законодательство, которые заставят соблюдать закон.

Сегодня в республике выдано свыше 30 тысяч лицензий на автоперевозки, в том числе 4866 — на междугородние перевозки пассажиров. Индивидуальными предпринимателями и юрлицами используется в этих целях более 8300 транспортных средств. Начальник отдела контроля транспортной деятельности Транспортной инспекции Владимир Канунников рассказывает, что за восемь месяцев 2010 года его ведомство провело около 220 целевых проверок по изобличению нелегальных перевозчиков, при том что за прошлый год — 305. Проверено более 5,5 тысячи автобусов, выявлено более 1100 нарушений. К административной ответственности привлечено 775 человек (в 2009 году – 532). 38 перевозчиков лишились своих лицензий за осуществление скрытых регулярных перевозок (в 2009-м — 16).

В нынешнем году Транспортная инспекция разработала новую методику пресечения скрытых регулярных перевозок. По результатам проверок прошлого года перевозчики-нарушители включены в координационный план работы. По его предварительным итогам, 13 материалов отправлено в хозяйственный суд.

В Минтрансе признают, определения «нерегулярные» и «регулярные перевозки» довольно не четки. Более того, такие пробелы в законодательстве зачастую ставят в тупик хозяйственный суд, который отказывается привлекать к ответственности очевидного правонарушителя. Например, один из индивидуальных предпринимателей с начала года совершил по одному и тому же маршруту порядка 120 рейсов. Разбежка в отправлении его машины в 2—3 минуты не позволила привлечь перевозчика к ответственности.

Еще одна причина, на которую ссылается Транспортная инспекция, — малочисленность ее сотрудников. Всего 47 инспекторов на всю республику, «что явно не соответствует поставленным перед инспекцией задачам».

— Ожидаемый в 2010 году перенос автотранспортного контроля на внешнюю границу Союзного государства позволит перераспределить высвобождаемых сотрудников в автодорожных пунктах пропуска и увеличить их численность для внутреннего контроля, — говорит Владимир Канунников. – Мы планируем добавить своих инспекторов в таких городах, как Пинск, Барановичи, Лида, Солигорск, Орша, Молодечно, Борисов, создать там представительства и специальные группы.

Словом, в Минтрансе, как и в других ведомствах, не скрывают: «левые» маршрутки намерены держать на контроле. Что ж, и «Р» в свою очередь продолжит публикации на эту же тему.


Вячеслав БЕЛУГА
РЭСПУБЛIКА
Нравится!
Класс!
comments powered by HyperComments

Зима близко. А вы уже переобулись?

Всего проголосовало: 6 453