Король бензоколонки «Евро-5»

  • 30 июня 2010
  • Просмотров 5162
На снимке: генеральный директор МНПЗ Анатолий КУПРИЯНОВ. Фото: Николай ЖДАНОВИЧ
На снимке: генеральный директор МНПЗ Анатолий КУПРИЯНОВ. Фото: Николай ЖДАНОВИЧ
Отношу себя к многочисленной армии белорусских автолюбителей не первый год. А поэтому время от времени участвую в стихийно возникающих среди автовладельцев дискуссиях о качестве «корма» для наших железных коней. «Лучше заправлять иномарку популярным 92-м, нежели «нашпигованным» всяческими добавками 95-м», — утверждают отдельные доки. К российским бензину и солярке отношение у автознатоков чаще скептическое. «Почему в той же Германии межремонтный ресурс автомобиля значительно выше нашего?» — риторический вопрос в очередной раз повисает в воздухе. Хотя каждый из участников заочной дискуссии, мне кажется, сформулировал для себя несколько вариантов ответа на него…

Убедительный практический аргумент в разрешение этого злободневного вопроса внесли недавно мозырские нефтепереработчики. На предприятии введена в строй установка по гидрообессериванию бензина каталитического крекинга, о чем уже сообщала наша газета. Свидетелем знакового не только для заводчан, но и многих жителей нашей страны события стал корреспондент «Рэспублікі». Запуск уникального оборудования производительностью более 1 миллиона тонн в год, не имеющего аналогов на просторах СНГ, утверждают руководители МНПЗ, позволит получать и поставлять на внутренний и зарубежный рынок перспективную продукцию – автомобильный бензин стандарта «Евро-5». К слову, углеводороды с октановым числом 95, как предполагается, появятся на отечественных заправках уже в августе этого года.

Введенный в эксплуатацию 35 лет назад мозырский нефтегигант постоянно модернизируется, используя на эти цели внушительные кредитные и оборотные средства, а также прямые иностранные инвестиции. В последнее десятилетие этот процесс на НПЗ и вовсе можно охарактеризовать как непрерывный. В подтверждение сказанному назову две цифры, озвученные во время недавнего посещения предприятия премьер-министром Беларуси Сергеем Сидорским. В контексте разговора они вы-глядят весьма показательными: только за январь—апрель на модернизацию ОАО «Мозырский НПЗ» и «Нафтан» направлено более 300 миллиардов рублей, до конца текущего года эта сумма, по словам главы правительства, прирастет еще на 920 миллиардов. Установка гидрообессеривания бензина, возведенная по технологии французской компании «АXENS», чрезвычайно важный этап этой системной работы. Дело, понятно, не сиюминутное: от проектирования до пуска в эксплуатацию – срок продолжительностью в три года. Стоимость инвестиционного проекта по монтажу и вводу оборудования – 203 миллиарда рублей. Основные строительно-монтажные работы на установке, отметили на предприятии, были завершены еще в апреле, прошедшее после этого время понадобилось мозырским нефтепереработчикам, чтобы провести на оборудовании полный цикл испытаний.

— Сейчас перед началом промышленного производства мы должны произвести прокачку межцеховых коммуникаций и резервуаров новым продуктом, — посвятил журналистов в азы технологического процесса генеральный директор ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» Анатолий Куприянов. – В целом же технология направлена на снижение уровня меркаптановой и общей серы в бензине. Так, если сейчас мы выпускаем топливо с наличием серы в пределах 150 ppm (международная единица обозначения концентрации веществ. – Ред.) и ароматических углеводородов – около 42 процентов, то в результате работы установки происходит снижение этих уровней соответственно до 10 ppm и ароматики до 35 процентов. Это соответствует европейским стандартам.

Установка обессеривания бензина каталитического крекинга. За этим понятным, пожалуй, только специалистам названием кроется доступная для понимания каждого человека за рулем истина. Бензин, «пробежавший» в общей сложности по тридцатикилометровому участку труб, парков, колонн и фильтров новой установки, потеряет на этом пути значительную часть веществ, а если проще – мусора, который закоксовывал поршневую систему, форсунки насосов двигателей, полимеризовался в топливных баках, вызывая на их стенках окисление и коррозию, а ко всему прочему еще и отравлял вредными выхлопами окружающую среду.

Иными словами, это означает следующее: вложив немалые средства в создание установки, нефтепереработчики тем самым гарантировали надежность и долговечность работы двигателей, сэкономив автолюбителям и автохозяйствам деньги, которые понадобились бы им на дорогостоящие ремонты машин.

Ощутит ли рядовой потребитель появление в заправочных колонках топлива будущего? Вряд ли, отвечают специалисты НПЗ: ни цветом, ни запахом «Евро-5» от аналогичных марок бензинов разительно отличаться не будет. А стоимостью?

— Сейчас мы ведем формирование отпускной цены бензина «Евро-5», — говорит генеральный директор МНПЗ Анатолий Куприянов. – Ее пока назвать не могу, но мы не заинтересованы резко увеличивать стоимость этого топлива: оно станет реализовываться по системе электронных торгов или через Белорусскую нефтяную компанию с минимальной рентабельностью производителя. На установке гидроочистки будет перерабатываться весь бензин каталитического крекинга, в том числе и полученный из венесуэльской нефти, недавно прибывшей вторым танкером в украинский порт Одесса.

К слову, о сырье. Изменение условий поставок российской нефти, и из этого на заводе не делают тайны, несколько сказалось на работе коллектива мозырских нефтепереработчиков: загрузка мощностей НПЗ сегодня около 70 процентов. Вместе с тем рост выпуска товарной продукции в сопоставимых ценах, по словам Анатолия Александровича, по итогам июня составит более 80 процентов от соответствующего прошлогоднего уровня.

По полученным данным, ежесуточно мозырский завод сможет перерабатывать 7—8 тысяч тонн нефти. Несмотря на трансатлантический вояж, качество венесуэльского углеводородного сырья на предприятии уже оценили по достоинству. Проведенный заводскими специалистами анализ «Санты Барбары», доставленной танкером «Sea Star», показал, что выход светлых нефтепродуктов (бензина, керосина, дизельного топлива) из этой нефти довольно высок – более 70 процентов, в то время как при перегонке традиционной российской «Urals» он составляет до 50 процентов. Кроме того, в венесуэльской нефти много масляных фракций, из которых производится газойль – необходимое сырье для каткрекинга и алкилирования.

С вводом новой установки по производству высококачественного бензина АИ-95 европейского стандарта техническое перевооружение гиганта отечественной нефтеперерабатывающей промышленности не завершается.

— Рядом с комплексом гидроочистки бензина достраивается установка по производству водорода. Полагаю, что пусковые работы на ней начнутся в четвертом квартале текущего года, — приот-крыл ближайшую перспективу техперевооружения Анатолий Куприянов. – Это оборудование обеспечит все техпроцессы, где сейчас потребляется водород от реформинга. К концу текущего года войдет в эксплуатацию и установка гидроочистки дизельного топлива мощностью 3 миллиона тонн «дизеля», который будет отвечать нормам стандарта «Евро-5» и требованиям европейского рынка.

Вопрос, который напрашивался сам собой при осмотре производственных мощностей предприятия: как скоро окупит себя новое оборудование? Специалисты предприятия разъяснили: в технико-экономическом обосновании строительства установки обессеривания бензина значится срок окупаемости 5—7 лет. В то же время, заметили мои собеседники, на практике многие факторы, к примеру увеличение заводом прибыли от реализации продукции, способствуют сокращению этих сроков. И в качестве иллюстрации привели установку каталитического крекинга, построенную в течение трех лет на заводе. Оказалось, что фактически она окупилась за два года вместо расчетных семи…

Прямая речь

Владимир Михайлюк, начальник службы перевозок Белорусской железной дороги:

— Партия венесуэльской нефти, доставленная первым танкером в Одесский морской торговый порт (80 тысяч тонн), прибыла на станцию Барбаров Белорусской железной дороги 2 мая этого года. Всего со 2-го по 21 мая по стальной магистрали проследовали 25 составов с нефтью сорта «Санта Барбара», или 1451 железнодорожная цистерна.

Напомню, второй танкер с черным золотом из Латинской Америки (80 тысяч 147 тонн) прибыл в Одессу 20 июня, уже через три дня нефть была перегружена в емкости порта. Первый состав с данным нефтеналивным грузом, а это 59 цистерн, отправился со станции Одесса-Пересыпь в Беларусь 26 июня, и на следующий день он прибыл в пункт назначения — на станцию Барбаров. На Белорусскую железную дорогу в настоящее время поступило 7 составов (408 цистерн) с нефтью весом 23 тысячи 92 тонны, в пути находятся еще 4 состава для Мозырского НПЗ.

При ритмичной погрузке в Одесском морском торговом порту в ежесуточном объеме 11 тысяч тонн, планируется, что все составы с нефтеналивом поступят к нам 4 июля.


Николай ЖДАНОВИЧ
РЭСПУБЛIКА
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments