Автопроизводители понемногу выруливают из кризиса, но не исключают, что их ждет еще несколько трудных лет

  • 23 июня 2010
  • Просмотров 1037
Автомобильный рынок, который сегодня стал одним из основных барометров положения дел в мировой экономике, обозначает явную тенденцию к сокращению. Сегодня аналитики со знанием дела говорят, что тревожная тенденция спада потребительской активности дала о себе знать задолго до того, как в США случился финансовый коллапс. Рост цен на топливо и жесткое экологическое законодательство повернули выбор покупателей в сторону экономичных авто с низким содержанием углекислого газа в выхлопе. В Старом Свете, как, впрочем, и в Америке, победное шествие автомобилей с «расточительными» двигателями подошла к концу. И автопроизводители, которые не были научены держать нос по ветру, не придали должного внимания новому характеру потребительского спроса, в итоге существенно пострадали от падения объемов продаж.

Мировые автогиганты подвели финансовые итоги первого квартала 2010 года. Вопреки ожиданиям первые месяцы оказались отнюдь не катастрофическими, наоборот, многие компании вышли в плюс. Более того, нынешние тенденции позволяют говорить о том, что финансовый кризис оздоровил авторынок и усилил конкуренцию.

Крупнейшие автомобильные концерны представили широкой публике финансовые отчеты за первый квартал текущего года. Не­ожиданно многие компании рапортовали не об убытках за январь—март, как предполагали аналитики, а сообщили о прибыли и об оптимистичных финансовых прогнозах на несколько лет вперед. Так, чистая прибыль корейской «Hyundai Motor» за первые три месяца 2010 года выросла в 5 раз и составила $ 1 млрд. Такой результат стал возможен благодаря быстрому росту китайского и индийского рынков и восстановлению продаж в США, считают в компании. Набирает обороты рынок в Германии. Немецкий автопроизводитель «Daimler» сообщил о прибыли в размере $ 1,6 млрд. за первый квартал 2010 года. Хотя за аналогичный период прошлого года компания потерпела убытки в размере 1,4 млрд. евро. Как говорится в заявлении «Daimler», рост прибыли обусловлен «очень внушительными результатами» его отделения «Mercedes-Benz». Мировые продажи крупнейшего в Европе автопроизводителя «Volkswagen Group», включающего в себя такие бренды, как «Audi», «Skoda», «Seat» и «Volkswagen», выросли почти на четверть. Один из крупнейших китайских автопроизводителей «SAIC Motor Corp» заявил о росте прибыли за январь—март более чем на 300 %. Компания не привела конкретные цифры своей финансовой отчетности, однако отметила: продажи только в марте выросли до 336 тыс. автомобилей. Прибыль французского автопроизводителя «PSA Peugeot Citroen» увеличилась на 27 % по итогам I квартала 2009 года. Доход компании от продаж составил более $ 18,84 млрд., превзойдя ожидания аналитиков.

Спустя год с тех пор как череда банкротств фактически развалила американское автомобиле­строение, концерны из Детройта вновь показали положительную динамику раньше, чем прогнозировали чиновники и аналитики. Например, «General Motors» выплатил правительству США и Канады $ 8,1 млрд. Другой, казалось, безнадежный банкрот, «Chrysler», объявил об операционной прибыли в $ 143 млн. Ряд концернов все еще признаются, что продолжают терпеть убытки, однако практически каждому производителю аналитики прогнозируют восстановление уже в этом году. Впрочем специалисты уверяют, что выйти на положительную динамику многим удалось не столько за счет сокращения бюджета на маркетинг и рекламу, сколько благодаря массовым увольнениям персонала и урезанию зарплат. Так, в 2009 году только немецкие концерны сократили более 116 тыс. рабочих мест, в том числе 45 тыс. в самой Германии.

Вместе с тем уже в мае европейский авторынок впервые за последнее время вновь стал демонстрировать падение — по итогам апреля продажи автомобилей в Старом Свете снизились на 6,9 % и составили 1,171 млн. штук. Как подсчитали в Европейской ассоциации автопроизводителей (АСЕА), отрицательный результат обусловлен высокими показателями прошлого года, когда ведущие страны Западной Европы запустили программы стимулирования спроса, а с начала нынешнего года в большинстве стран они были завершены, и эффект от утилизационных премий постепенно снижался. За первые четыре месяца нынешнего года было реа­ли­зо­вано 4,809 млн. автомобилей. Это на 4,8 % больше, чем в январе—апреле 2009 года, но по сравнению с аналогичным показателем 2008 года на 11,6 % меньше.

На крупнейшем автомобильном рынке Западной Европы — в Германии реализация автомобилей уменьшилась почти на 32 % (до 259 тыс. машин). В Италии отмечено падение продаж на 15,7 % (159,9 тыс.), в Австрии — на 11,6 % (31,7 тыс.), в Польше — на 12 % (25,3 тыс.). Хуже всего чувствуют себя авторынки Болгарии (- 50,8 %, до 1,2 тыс. штук), Словакии (- 50,5 %, 4,8 тыс.), Венгрии (- 46 %, 3,6 тыс.), Эстонии (- 25 %, 706 машин), Чехии (- 13 %, 15,3 тыс.) и Румынии (- 20 %, 19,7 тыс. авто). Меньше всего автомобилей в абсолютных цифрах было продано в Латвии (327 машин, как и в прошлом году) и Литве (- 8 %, 581 авто). Значительный рост продаж в апреле наблюдался в Финляндии (+ 40 %, до 10,4 тыс. машин), Ирландии (+ 95,4 %, 8,5 тыс.), Португалии (+ 33 %, до 16,2 тыс.), Швеции (+ 40,7 %, 25,7 тыс.) и Норвегии (+ 42 %, 10,7 тыс.). Повысился спрос на новые авто также в Испании (+ 40 %, 93,6 тыс.), Бельгии (+ 20 %, 57,3 тыс.), Голландии (+ 24 %, 37,7 тыс.), Великобритании (+ 11,5 %, 148,8 тыс.) и незначительно во Франции (+ 1,3 %, 190,9 тыс.).

В Европе самый большой прирост продаж в апреле пришелся на продукцию «Nissan» (+ 38 %), «Volvo» (+ 35 %), «Land Rover» (+ 30 %), «BMW» и «Renault» (более 15 %), «Kia» и «Peugeot» (около 9 %). Продажи крупнейшего мирового автопроизводителя – «Toyota Motor» — сократились на 20,7 %, спрос на продукцию GM упал на 19 %. Существенное снижение продаж продемонстрировали также «Suzuki», «Honda», «Mitsubishi», «Ford», «Skoda», «Fiat», «Alfa Romeo», «Opel» и «Chrysler».


Владимир ЛИХОСЛАВЦЕВ
РЭСПУБЛIКА
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments