Автошколы сдают экзамен.

  • 26 января 2010
  • Просмотров 2156
Сработает ли принцип «лучше меньше, да лучше». В последнее время количество автошкол в Беларуси ежегодно увеличивалось на 10–15 процентов. Однако количество не всегда переходит в качество.

И нарекания граждан на условия подготовки, а также значительное количество автоаварий с участием «зеленых» водителей тому подтверждением. Выявить нарушения в сфере практического обучения вождению, как предполагается, помогут рейды, которые до конца января проводят специалисты организаций, подведомственных Минтрансу, вместе с представителями УГАИ МВД. Хорошей проверкой для многих автошкол, как считают эксперты, станет прогнозируемое падение спроса на их услуги, обусловленное удорожанием автомобилей в стране.

Экзамен — с третьего раза

Студент-четверокурсник БНТУ Виктор пошел учиться в автошколу в середине лета: в другое время сочетать учебу в вузе, работу и автошколу было бы просто невозможно, тем более что в традиционно мертвый сезон действовали 30-процентные скидки.
— Я не сказал бы, что в автошколе меня плохо готовили. Очень многое зависит от преподавателя. Мне попался своеобразный инструктор — с первого занятия мы рванули в город (можете представить мое состояние: я был первый раз за рулем, вышел из машины покачиваясь, весь взмокший), на автодроме занимались совсем мало — все маневры отрабатывали “на глаз”: “Возле этого столба начинаем откручивать руль” и так далее...
Насчет качества техники у Виктора нареканий нет: машина была исправна и работала хорошо. Сегодня все больше автошкол арендуют автомобили у частных лиц на длительный срок, поэтому, говорит вчерашний курсант автошколы, инструктор берег учебный “Фольксваген”, как свое авто.
— Внутренний экзамен я сдал с третьего раза, — рассказывает Виктор. — Когда потом у меня была возможность сравнить его с экзаменом в ГАИ, я убедился: в школе требования гораздо жестче. Так что в ГАИ сдал с первого раза — чувствовал себя за рулем уже уверенно.

Что должно быть в школе?

— В Беларуси сейчас 480 автошкол. Только за последний год их количество увеличилось почти на 15 процентов, — комментирует ситуацию начальник отдела организации подготовки водителей УП “Белтехосмотр” Александр Шут.
Спрос рождает предложение, поэтому в последние годы на фоне активной автомобилизации населения и автошколы росли как грибы. В основном это происходило за счет предприятий негосударственной формы собственности. Сейчас их доля в общем объеме составляет около 23 процентов. Чуть меньшее количество работает в системе ДОСААФ. Третий и самый крупный “игрок” в этом сегменте услуг — Министерство образования, в ведении которого находится примерно каждая третья автошкола (во многих из них готовят исключительно студентов вузов и ссузов).
Чтобы получить право на подготовку водителей, необходимо выполнить ряд сертификационных требований. На каждые 15 курсантов должно приходиться не менее одного специально оборудованного учебного автомобиля. должен быть в наличии и автодром площадью минимум 1200 квадратных метров. Не менее половины преподавателей и инструкторов должны числиться в штате автошколы. И это только некоторые из требований.
Если претендент соответствует всем условиям, то выдается сертификат на срок до пяти лет. Регулярно специалисты УП “Белтехосмотр” проводят проверки. Только за минувший год таких проверок было 700. В итоге отказали в выдаче сертификатов 11 организациям, еще 13 школам действие сертификата не продлили.
— Абсолютно все нарушения выявить невозможно, — признается Александр Шут. — Как говорится, не пойман — не вор.
А вот наказания сарафанного радио избежать намного сложнее. Как показал опрос, проведенный УП “Белтехосмотр”, выбирают автошколу именно по совету знакомых.

Зачем блондинке задний мост

— Сейчас программу обучения готовит Минтранс, разработку ПДД контролирует ГАИ, а учить приходиться автошколе, — говорит автоэксперт Александр Коноплицкий. — Можно сделать проще: пусть автошколы разрабатывают свои собственные программы обучения — главное, чтобы на выходе были хорошие водители. Вопросы “угол подъема, на котором удерживается машина стояночным тормозом”, люфт руля грузовика... Зачем это девушке, которая сдает на права? Она никогда этим заниматься не будет! Я уделил бы больше внимания действительно необходимому: проезду перекрестков, обгону. Ну не случится ДТП, если я не знаю точный угол подъема грузовика! Действительно, требования, которые прописаны в программах, иногда удивляют: по правилам в классе должны находиться автомобильные узлы.
— Чтобы рассказать “блондинке” о том, как устроен задний мост, необязательно тащить в класс эту железяку! Она может вообще ее никогда не увидеть в жизни. Времена ремонта в гаражах миновали — сейчас лезть в машину непрофессионалу смерти подобно — можно ее угробить! Есть мультимедийные технологии. Если их использовать, будет больше пользы.


Руслан АНАНЬЕВ
Народная Газета
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments