Мягкая преграда

  • 23 января 2010
  • Просмотров 1957
Более 1,2 тысячи человек погибло и около 7 тысяч ранено. Это не сводки с фронта и не сообщение о стихийном бедствии, а статистика белорусской Госавтоинспекции за 2009 год. В ушедшем году дорожные происшествия унесли меньше человеческих жизней, чем в 2008-м, но люди продолжают гибнуть.

В то же время многие ДТП можно предотвратить, если применять современные технические решения, которые уже активно действуют в ряде стран.

Среди множества дорожно-транспортных происшествий для ГАИ настоящей проблемой остаются лобовые столкновения. Приведем лишь несколько примеров. В начале декабря 2009 года в Шкловском районе погиб маленький ребенок и его отец. Они ехали в легковом автомобиле "Рено" по трассе Витебск-Гомель. Вероятнее всего, водитель из-за сложных погодных условий просто не справился с управлением. Его машину вынесло на встречную полосу, по которой двигался МАЗ.

Немного раньше, в конце ноября, на трассе Минск-Микашевичи произошла жуткая авария. На автостраде столкнулись "Рено" и "Москвич". Женщина, которая сидела за рулем "француженки", пыталась совершить обгон. Но ее легковушку занесло, и она на большой скорости врезалась во второй автомобиль. Обе машины загорелись. Шансы на выживание у водителей были практически равны нулю. Днем раньше на этом же участке произошло другое лобовое столкновение легковых авто. На трассе был туман. Одна из машин выехала на полосу встречного движения и "впечаталась" во второй автомобиль. В итоге три человека скончались на месте, а остальных с тяжелыми травмами доставили в больницу. Среди последних, кстати, была семилетняя девочка.

Конечно, можно привести еще немало похожих примеров. Ясно, что шансов выжить в лобовом столкновении мало. Это как раз тот случай, когда лучше предотвратить происшествие. Самая лучшая профилактика - разделительная полоса. Речь идет об автотрассах, на которых встречные потоки разделены не линией дорожной разметки, а ограждением. Чаще всего оно выполнено из металла, иногда - из бетона либо использованы сразу оба материала.

На первый взгляд подобные ограждения - достаточно надежная защита. Однако, налетев на такое препятствие, автомобиль не может не получить повреждения. Как правило, они довольно серьезные. К тому же от жесткого удара могут пострадать пассажиры. Помимо этого, после ДТП ограждение нужно восстанавливать. И на это уходит достаточно много времени и средств. Даже в таких экономически благополучных странах, как Кипр (имеется в виду его греческая часть), дорожные службы не всегда успевают в короткие сроки починить ограждение. На многочисленных крутых поворотах горных дорог этого острова можно увидеть немало искореженных металлических "заборчиков".

Между тем достаточно удобное и более дешевое инженерное решение предложили специалисты из США. Это тросовые ограждения. Они сейчас активно используются, в том числе в европейских странах. Еще в 2003 году представители белорусского МВД и дорожных служб посетили Данию, Германию, Финляндию и Швецию. Именно там наши специалисты увидели новый вид ограждений и решили применить ноу-хау на родине. Но оказалось, что это не так просто, для этого нужно соответствующее решение Совета Министров. Постепенно инициатива дорожников угасла.

В 2005 году Министерство внутренних дел официально обратилось к премьер-министру, чтобы получить добро на закупку партии тросовых ограждений в Швеции и "обкатать" их в наших условиях. И вот в 2006-2008 годах некоторые участки дорог в качестве эксперимента были оборудованы тросовыми ограждениями.

Если сложить все участки, на которых сейчас в нашей стране установлена эта техническая новинка, то получится 45 км. Тросы можно увидеть на автодорогах Брест-граница с Россией (М-1/Е-30, участки с 302 по 307 км и с 575 по 605 км), Слобода-Новосады (Р-53, с 6 по 12 км), Минск-Микашевичи (Р-23, 16-19 км), а также Минск-Гродно (М-6, 31-32 км). Как отметили в отделе организации дорожного движения Госавтоинспекции, тросовые ограждения на практике показали свою эффективность, об этом свидетельствует анализ обстановки на участках до и после их установки.

Так, с 2004 года и до августа 2008 года (тогда были смонтированы ограждения) на автодороге Слобода-Новосады произошло 19 ДТП, в которых погибли 12 человек и 15 - были ранены. Основной причиной происшествий стало превышение скоростного режима. И, опять же, большая часть этих аварий - лобовые столкновения. После установки тросов и до декабря 2009 года на данном участке произошло только пять ДТП, погибли три человека, четверо получили ранения. При этом не зафиксировано ни одного лобового столкновения, в основном были опрокидывания. На участке с 575 по 605 км трассы Брест-граница с Россией в 2000-2007 годах в 9 дорожно-транспортных происшествиях погибли 17 человек и ранены 9. Большая часть ДТП - лобовые столкновения. Когда же дорожники смонтировали тросовые ограждения, то здесь также не было зарегистрировано ни одного лобового столкновения.

Причем тросовое ограждение не только дает возможность решить проблему аварий на дорогах. Это изобретение еще и позволяет экономить финансовые средства, поскольку его стоимость ниже, чем металлических барьеров. Обслуживание и ремонт обходится тоже намного дешевле, а срок службы существенно выше. Когда автомобиль налетает на тросовое ограждение, выходят из строя лишь пластмассовые закладные детали и стойки. Их замена - секундное дело. Кстати, трос позволяет еще и экономить площадь дороги. Так много места, как традиционные барьеры, он не "съедает".

А что же происходит с автомобилем, когда он врезается в такое ограждение? Динамический прогиб троса равен одному-полутора метрам. Трос отбрасывает машину, как боксера на ринге, и она просто-напросто возвращается на полосу движения. Когда американцы разрабатывали этот вид ограждений, они рассчитывали, что оно выдержит удар большого пикапа. Но уже есть пример, когда на тросовый барьер налетела фура. Машина не вернулась на полосу, но все равно не попала на "встречку". Ее колеса попросту запутались в тросе.

Большой плюс "мягких" ограждений еще и в том, что транспортные средства получают незначительные повреждения, а водители и пассажиры не получают таких серьезных травм, как при наезде на металлический или железобетонный разделитель.

В Беларуси удалось наладить выпуск большей части комплектующих этого ограждения, кроме самого троса. Он завозился из-за рубежа. Однако из-за мирового финансового кризиса в 2009 году закупки троса, к сожалению, прекратились. Поэтому в нашей стране дорожные организации пока свернули работы по установке барьеров. Но в тоже время на европейских дорогах, в том числе в соседней Польше, монтаж тросов продолжается. Аварийность снижается, а уровень безопасности на автострадах растет. Чем раньше эта работа возобновится в Беларуси, тем быстрее мы сможем сделать и наши трассы более безопасными.


Василий МАЛАШЕНКОВ
БЕЛТА
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments