Игра по российским автоправилам

  • 4 ноября 2009
  • Просмотров 4639
«Шоковой терапией» назвали участники автомобильного рынка Казахстана повышение таможенных пошлин на иномарки в рамках создаваемого Россией, Казахстаном и Беларусью Таможенного союза. По их мнению, для казахстанских автодилеров, которые и без этого пребывают в удручающем состоянии, с нового года наступят еще более тяжелые времена.


Согласно договоренностям между Россией, Казахстаном и Беларусью, на территории создаваемого таможенного пространства будут введены единые пошлины и на ввозимые авто. Ожидается, что пошлины составят 30% от стоимости новых автомобилей и 35% — подержанных. Данная инициатива была пролоббирована северным соседом, поэтому казахстанским потребителям в скором времени придется смириться с повышением цен на машины. А разница будет существенной: в настоящее время ставка пошлины, например, на ввозимое в Казахстан новое авто составляет 10%.

Медленное привыкание

Новые пошлины скорректируют рынок продаж, уверен генеральный директор Allur Auto Андрей Лаврентьев. По его мнению, введение 35%-го тарифа на старые машины приведет к тому, что рынок Казахстана фактически закроется для автомобилей старше трех лет.

Между тем казахстанские официальные дилеры уже готовятся к повышению — они в срочном порядке начали завоз в страну новых автомобилей. Данный шаг, утверждает г-н Лаврентьев, позволит повышать цены не сразу, а постепенно.

- Чтобы не было такого, что, проснувшись утром нового года, покупатели столкнулись с ситуацией, когда автомобили сразу же подорожали на 30%. Поэтому мы, официальные автодилеры, сейчас завозим определенное количество автомобилей для того, чтобы затем постепенно поднимать стоимость автомобиля. Чтобы наши клиенты потихонечку привыкали к увеличиваемой стоимости автомобиля в течение, скажем, 6 — 8 месяцев.

Однако гендиректор Allur Auto увидел в увеличении таможенных пошлин и плюсы для потребителей.

- В связи с тем, что в Казахстане действуют дилерские центры практически всех собираемых в России автомобилей, в том числе иностранных компаний, с этой точки зрения стоимость авто для наших потребителей будет ниже. Поскольку эти машины признаются в России российским товаром, то в Казахстан после увеличения таможенных пошлин они будут поставляться вообще без пошлин, — отметил г-н Лаврентьев.

Если же учесть, что НДС в Казахстане на 6% ниже, чем в России, для казахстанских поклонников российского автопрома вообще наступит рай — наши автолюбители будут платить за машины даже меньше россиян. С другой стороны, считает гендиректор, автосборочное предприятие все же гораздо разумнее, дешевле и логичнее организовывать в Казахстане.

Фактор отрицательный

Однако у проекта есть и свои минусы. К примеру, автомобили, которые имеют производственных площадок на территории трех стран Таможенного союза, будут практически недоступны для потребителей. Помешает 30-процентная разница в стоимости при одной и той же комплектации, модели, размере со своими конкурентами.

- Таким образом, может произойти сужение рынка автомобильных марок, который казахстанский потребитель сможет приобрести, — назвал вещи своими именами Андрей Лаврентьев.

А вот директор Mercur Auto Ltd Канат Акишев напомнил прописную истину экономики: чем выше таможенные пошлины на ввозимый новый автомобиль, тем выше его конечная стоимость. При этом он не сомневается, что Россия готова насытить отечественный и белорусский рынки своей автомобильной продукцией, но вместе с тем задается вопросом: а как отреагирует на это казахстанский потребитель?

- Ситуация подталкивает к тому, что нужно создавать автосборочные конвейеры здесь, но многие компании, открыв сборку в России, в Казахстане уже ничего не будут открывать. Если брать в целом, для автобизнеса Казахстана это (повышение таможенных пошли на ввозимые новые авто — авт.) фактор отрицательный, потому что мы будем работать в угоду соседу.

По его словам, казахстанские автодилеры не исключают экспансии соседа на свой рынок:

- Речь тут идет даже не о поддержке производителя как такового в России, речь идет о передаче бизнеса российским дилерам, автотрейдерам. Существует такая опасность. Для этого необходимо, чтобы сами производители отреагировали понижением цен на нашем рынке.

- Бизнес подстраивается под решение Таможенного союза. Нам тяжело, но мы будем все-таки находить пути выхода из этого, — согласился с коллегой генеральный директор Allur Auto Андрей Лаврентьев.

Гражданам — плюс, бизнесменам — минус

Не все так однозначно для заместителя генерального директора «Арыстан Авто» Каната Сарсенбаева. В долгосрочной перспективе повышение таможенных пошлин до российского уровня скажется положительно, уверен он, но «для дилеров это шоковая терапия».

- Потому что, я полагаю, важно защитить авторынок от автомобильного хлама. На нашем авторынке до сих пор продаются машины двадцатипятилетней, тридцатилетней давности! — возмущен г-н Сарсенбаев. — С другой стороны, простой человек не так легко сможет приобрести машину. В связи с этим продажи, конечно, упадут сильно.

К идее развития собственного автопрома Канат Сарсенбаев относится с пессимизмом.

- У нас очень сложная логистика. Даже автокомпоненты доставлять сейчас тяжело, поэтому они будут заведомо дороже, чем российские. В этом мы будем проигрывать. Грубо говоря, мы «ложимся» под российский автопром, — заключил он. — В России развивается производство — это хорошо, но фактически это сборочные предприятия. И у нас то же самое, поэтому получается такая вот защита одних от других.

Для казахстанских потребителей не будет существенной разницы, в какой стране приобретать авто, уверен замгендиректора «Арыстан Авто», тогда как казахстанских автодилеров могут просто «съесть» россияне:

- Россия — более мощная страна. У нас все автодилеры сейчас в глубоком «дауне». У нас вообще находятся под большим вопросом инвестиции, которые осуществляли наши автодилеры. Как говорится, идет волна и ее невозможно остановить.

При этом Канат Сарсенбаев напомнил, что участники автомобильного рынка страны давно уже пытаются привлечь внимание правительства к своим проблемам, но в то же время признал: в этом случае речь идет не столько об экономической, сколько о политической выгоде.

- И даже не все зависит от нашего правительства, даже сопротивляться здесь нечем. Я думаю, что там все уже решили. Я как гражданин понимаю, что это правильно, а как бизнесмен — мы сильно пострадаем. Это очевидно.

И все-таки они будут!

Несмотря на действия правительства, продавать подержанные автомобили в Казахстане будет выгодно и после повышения импортных пошлин на них, считают в автосалонах.

Потребителя сейчас просто загоняют в угол, возмутился в разговоре с нашим корреспондентом продавец-консультант автосалона Chrysler Center Almaty Искандер, но казахстанцы все равно будут покупать неновые машины.

- А куда деваться, не на отечественные же пересаживаться! Таким образом власти просто хотят насильно пересадить население на машины российского производства, которые и машинами-то назвать тяжело, — заявил он. — Стоит наш несчастный завод «Азия Авто», и называют его отечественным производителем, а какой он производитель, если только сборку осуществляет!

Все, чего правительство добьется такими действиями, — это гиперповышение цен на все машины, уверен Искандер.

- У нас же рынок дикий, повысится стоимость даже самого маленького болтика, — заключил он.

Да, конечно, будут покупать неновые машины, поддержал его директор ТОО Express Motors Кайрат.

- Я считаю, что на отечественных авто все равно весь средний класс ездить не будет, — поделился он своими соображениями. — Не всем, конечно, это будет по карману, но тем не менее.

Однако рынок подержанных автомобилей сильно ужмется, предположил Кайрат, и скорее всего часть потребителей переориентируется на новые авто, но классом ниже.

- Но по законам рынка цены и на них повысятся, — предупредил он.

Есть дорогие марки автомобилей, которые не имеют официальных представителей — Infiniti, Ferrari, Aston Martin — напомнил менеджер по продажам автоцентра Peugeot Бахыт.

- Цена на эти машины в новом состоянии очень высокая, и в стране единицы могут себе позволить купить их «в масле», соответственно, их к нам завозят подержанными, — рассказал он. — Потребители, которые отдают им предпочтение, останутся верными своим пристрастиям.

Но даже после повышения импортных пошлин такие авто будут дешевле для казахстанцев, чем новые, и спрос на них сохранится, резюмировал Бахыт.

...Повышение таможенных пошлин на ввозимые авто, по мнению госуправленцев, должно защитить внутренний рынок стран — участниц Таможенного союза от зарубежного хлама, а также стимулировать развитие местного автопрома. Но самое главное — забота о потребителе. Правда, как отреагируют на это сами потребители и смогут ли выжить в таких условиях автодилеры, — вопрос открытый.


Асхат АХМЕТБЕКОВ, Ксения БОНДАЛ
Республика KZ
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments