Таможенный союз трех...

  • 1 октября 2009
  • Просмотров 17459
С 1 января 2010 года начнет функционировать Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана. Его правовое формирование практически завершено. Документы, регулирующие торговлю в союзе трех, будут постепенно вступать в силу. Несмотря на то, что до старта союза осталось всего три месяца, открытыми остаются многие вопросы жизни по новым правилам - без таможни на внутренних границах.

Как сообщил советник управления СНГ и ЕврАзЭС МИД Беларуси Сергей Кудрейко, в процессе формирования договорно-правовой базы Таможенного союза подписаны 30 международных договоров. Подготовлен проект Таможенного кодекса Таможенного союза. Более чем на 98% сформирован Единый таможенный тариф.

Ожидается, что Таможенный кодекс Таможенного союза и Единый таможенный тариф будут утверждены 27 ноября текущего года на заседании высшего органа Таможенного союза - Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств. Должен быть принят и ряд международных договоров, в том числе в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер, а также в области косвенного налогообложения товаров и услуг в условиях единой таможенной территории.

С момента, когда начнет действовать Единый таможенный тариф, предполагается выравнивание тарифного регулирования между Беларусью, Россией и Казахстаном. Естественно, белорусы опасаются, что после унификации таможенные пошлины на автомобили с 1 января вырастут в Беларуси до уровня российских, и автомобили подорожают на 30%.

Как отметил на прошлой неделе председатель ГТК Беларуси Александр Шпилевский, выравнивание тарифного регулирования между странами не означает, что тарифы обязательно будут повышены, а не понижены. Однако, комментируя возможное повышение ввозных таможенных пошлин на автомобили, он констатировал, что порядок введения пошлин на легковые автомобили в Беларуси - вне компетенции Государственного таможенного комитета. "Этот вопрос находится, скорее, в плоскости политики, чем экономики", - сказал руководитель ГТК.

Основания предполагать, что вопрос таможенных пошлин на легковые автомобили в Беларуси может быть решен по-разному, дают и недавние высказывания ответственного секретаря Комиссии Таможенного союза Сергея Глазьева на круглом столе в Торгово-промышленной палате России. Он сообщил, что структура Единого таможенного тарифа не должна значительно отличаться от действующего сейчас в России. Но возможные отклонения по отдельным "чувствительным" товарам на время переходного периода сохранятся. Таким товаром для Беларуси как раз являются легковые автомобили.

О том, что Россия не исключает снижения импортных пошлин, 30 сентября заявил заместитель директора департамента стран Америки Минэкономразвития России Дмитрий Сажин. По его словам, РФ уже снизила ставки импортных пошлин по целому ряду товаров. "Хочу отметить, что в рамках создания Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана при формировании Единого таможенного тарифа заложена и тенденция снижения ставок ввозных пошлин", - цитируют Дмитрия Сажина информагентства.

Уже с июля 2010 года планируется начать поэтапный перенос всех форм таможенного контроля на внешний контур Таможенного союза. Вначале планируется упразднить таможенный контроль на границе РФ и Беларуси, потом - на границе России и Казахстана. Предприниматели ожидают момента открытия таможенных границ по-разному: кто-то с надеждой, кто-то - с настороженностью. "Таможенный союз открывает для белорусского бизнеса хорошие возможности. Важно, что предприниматели смогут свободно перемещать товары на территории России и Казахстана, - считает заместитель председателя Совета по развитию предпринимательства в Беларуси, генеральный директор ЧУП "Ритм" Мечислав Витковский. - Вместе с тем многие опасаются, что при отсутствии таможенных границ в рамках Таможенного союза в Беларусь может хлынуть китайский ширпотреб, дешевая продукция машиностроения, комплектующие, с которыми будет тяжело конкурировать".

Вопрос контрабанды поднимался в сентябре на заседании Совета по развитию предпринимательства в Беларуси. Как подчеркнул начальник отдела организации таможенного оформления и таможенных режимов ГТК Беларуси Александр Нистюк, создание Таможенного союза затронет, конечно, не только вопросы таможенного регулирования и Таможенного кодекса. "Все понимают, что создание единой таможенной территории в любом случае затронет все иные отрасли, - отметил он. - В том числе возникнут вопросы о создании некоего модельного документа, который будет регулировать вопросы административной и уголовной ответственности. Сегодня в России, Беларуси и Казахстане применяются различные санкции за нарушение таможенного законодательства. Если не будет единого подхода, возможна ситуация, когда через страну с менее высокими санкциями начнут с нарушениями ввозиться товары для их последующей перевозки по территории всего Таможенного союза".

Важно, что разработан механизм взимания косвенных налогов в рамках Таможенного союза трех государств, который предполагает некоторые выгоды для белорусских субъектов хозяйствования. В 2008 году решением Межгоссовета ЕврАзЭС было принято соглашение "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе". Документ предусматривает при взимании косвенных налогов принцип страны назначения. Поскольку соглашение является базовым, конкретный механизм будет определен в четырех международных протоколах, которые должны вступить в силу в 2010 году. Речь идет о протоколах о порядке включения косвенных налогов и контролю за их уплатой при экспорте и импорте товаров; об особенности взимания косвенных налогов при импорте и экспорте товаров в СЭЗ; о порядке взимания таких налогов при выполнении работ, услуг; об информационном обмене между налоговыми органами стран Таможенного союза.

Как сообщила консультант главного управления налоговой политики и доходов бюджета Минфина Беларуси Зоя Кухарева, при разработке протоколов учитывались двусторонние соглашения по косвенным налогам между Беларусью и Российской Федерацией. "Но имеются и отличия, которые направлены на создание более выгодных условий для белорусских субъектов хозяйствования - участников внешнеэкономической деятельности", - отметила представитель Минфина. Ожидается, что срок предоставления документов для подтверждения применения нулевой ставки НДС при поставках товаров на территорию Таможенного союза с 1 июля 2010 года увеличится в Беларуси вдвое - с 90 до 180 дней. Белорусские предприниматели смогут воспользоваться и другими преимуществами. В частности, можно будет применять нулевую ставку НДС при экспорте товара независимо от того, будет ли товар облагаться в стране-импортере налогом или будет льготироваться.

В настоящее время формирование Таможенного союза идет согласно принятому плану. Несмотря на уже проделанную работу, остаются множество моментов, которые необходимо согласовать и доработать. Продолжает обсуждаться механизм распределения пошлин в государствах Таможенного союза. "Мы должны понимать, что все нормативные акты, соглашения, которые сейчас существуют, предусматривают рассмотрение и распределение только таможенных пошлин трех государств, - отметил начальник управления тарифного регулирования и таможенных платежей ГТК Беларуси Сергей Полудень. - Есть еще и таможенные платежи, которые взимаются таможенными органами каждой страны. Здесь никакого распределения не будет, то есть НДС, сборы за таможенное оформление будут оставаться в каждом государстве. Этот механизм еще прорабатывается, каким он будет окончательно, станет ясно после трех месяцев работы".

Белорусский парламент планирует ратифицировать осенью пакет соглашений (13 документов) о Таможенном союзе. Одним из важнейших является соглашение о создании Секретариата Комиссии Таможенного союза. Это будет наднациональный орган, обеспечивающий деятельность Таможенного союза.

Таможенные законодательства государств - участников Таможенного союза сильно различаются. Очевидно, что пока все механизмы работы в рамках Таможенного союза не будут окончательно определены, заинтересованным сторонам придется приложить максимум усилий. Несмотря на кажущиеся сложности, стимул для этого есть. Как утверждает генеральный секретарь ЕврАзЭС Таир Мансуров, устранение таможенных и других административных барьеров во взаимной торговле Беларуси, России и Казахстана будет способствовать экономическому росту и обеспечит к 2015 году дополнительный прирост ВВП государств - участников Таможенного союза до 20%.


Наталья ВЕРБИТСКАЯ
belta.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments