«Лучше ехать по дороге с заплатками, чем по ямам»

  • 30 сентября 2009
  • Просмотров 1883
Еще во время Великой депрессии в 20 - 30-е годы прошлого века массовое строительство дорог и мостов помогло справиться с кризисом. Расцвет Германии в 30-х годах тоже связан со строительством автобанов. Да и сейчас эти сооружения способны помочь пережить финансовые неурядицы.
О том, что происходит с нашими дорогами в кризис, мы поговорили с начальником управления содержания дорожной сети департамента «Белавтодор» Александром Головневым.

«ДОРОГА В БЕЛАРУСИ ОКУПАЕТСЯ ЗА СЕМЬ ЛЕТ»

- Строительного бума в нашей дорожной отрасли сейчас нет. Бюджетное финансирование дорог по сравнению с прошлым годом осталось примерно на том же уровне. Но если в прошлом году мы привлекали кредиты банков на развитие дорог, то в этом году мы от этого отказались. Кредиты хороши, когда их реально отдать. А у некоторых наших соседей в странах СНГ долги уже превысили ежегодный размер дорожного фонда.

Конечно, строительство дорог - это и инвестиции, и налоги, и занятость населения. Сейчас мы прорабатываем несколько инвестиционных проектов. Например, со Всемирным банком достигнуто предварительное соглашение о выделении 150 млн. долларов на реконструкцию дороги Минск - Гомель (М5). Это позволит нам построить на участке от Минска до Бобруйска 4-полосную дорогу со всеми развязками, мостами. Участок от Бобруйска до Гомеля мы рассчитываем реконструировать совместно с одной французской компанией. Начинать эти проекты мы планируем в 2010 году.

Сегодня же за счет средств дорожного фонда мы в основном проводим реконструкцию дорог Минск - Могилев, Минск - Витебск и Минск - Гродно. Но темпы там низкие - где-то 5 - 7 километров за год.

- Дороги быстро окупаются?

- Стоимость строительства одного километра 4-полосной дороги сегодня от 1,5 до 4 млн. долларов. Средний срок окупаемости белорусских дорог 7,2 года. Это достаточно эффективное вложение денег. При этом мы практически не используем импорт при строительстве дорог. Песок, цемент, щебень, битум - все белорусское. А вот дорожно-строительной техники, те же асфальтоукладчики, у нас не производят. Приходится закупать за границей.

ЗАПЛАТКА НА ДОРОГЕ - ЯЗВА НА ДУШЕ РЕМОНТНИКА

- А много дорог нам еще нужно построить?


- Нужно понимать, что дороги - это земли, и их нельзя брать бесконечно. Например, во Франции президент Саркози, когда выиграл выборы, одним из первых своих указов запретил выделять земли под новое строительство дорог. Нам тоже достаточно дорог, но вот их качество - еще непочатый край работы.

- Ой, и не говорите! Один этот бесконечный ямочный ремонт чего стоит. Сегодня здесь асфальт кладут, завтра еще через триста метров…

- Я вам приведу вот такие цифры: из 15,5 тысячи километров республиканских автомобильных дорог у нас 8,7 тысячи с просроченными межремонтными сроками. На них давно пора сделать капитальный ремонт, но мы этого сделать не можем. Например, в этом году мы провели капитальный ремонт только на 51-м километре дорог. И что нам остается? Латать! Любой дорожник скажет, что это язва на его душе. Да, это прошлый век, но лучше ехать по этой заплатке, чем по яме.

- В Беларуси много проблемных дорог, по которым опасно ездить?

- Республиканские дороги у нас содержатся в нормальном состоянии. Они все с твердым покрытием. Например, трасса Москва - Минск - Брест (М1) по индексу ровности отвечает всем международным параметрам. Единственный недостаток этой дороги - наличие на ней наземных пешеходных переходов, что для дороги такой категории недопустимо. Здесь должно быть барьерное ограждение на всей дороге. Мы в ближайшее время собираемся решить этот вопрос, чтобы увеличить допустимую скорость на всей трассе до 120 километров в час и обеспечить безопасность для пешеходов. Например, нужно сделать надземные и подземные переходы. Есть нехорошее место на дороге Минск - Витебск в районе Плещениц. Там нужно делать более плавный поворот.

А вот на местных дорогах, например между райцентрами, проблемы есть. Там есть гравийные, грунтовые дороги. Больше всего таких дорог в Витебской и Могилевской областях. Всего из 85,5 тысячи километров дорог у нас больше 11 тысяч грунтовых и около 26,5 тысячи гравийных.

Мы, кстати, в плане безопасности наших дорог активно сотрудничаем с ГАИ. Например, сейчас будем опробовать на дорогах в районе Березинского заповедника устройство «волчий глаз» - это когда устанавливаются специальные столбики, автомобиль едет мимо, свет фар попадает на столбик, отражается в лес в форме глаза, который и отпугивает животных от дороги.

«БРАТЬ ДЕНЬГИ ЗА ПРОЕЗД ПО ДОРОГАМ ДО 2015 ГОДА НЕ БУДУТ»

- Уже не первый год говорится о том, что наши дороги станут платными в том числе и для белорусов, которые ездят на легковушках. Например, та же трасса Брест - Москва. Ходят слухи, что платить придется уже с 2010 года…


- Да, вопрос о введении платы на дороге М1 прорабатывался неоднократно. Есть расчеты, которые показывают, что за счет этого за год бюджет может получать 25 млрд. рублей дополнительных средств. Но возникает масса социальных вопросов. Например, у человека есть загородный коттедж или дача, и он туда по этой дороге каждый день ездит. Он же будет недоволен, что с него берут каждый день деньги. Облисполкомы выходили с предложениями брать деньги только с тех, кто едет транзитом, а местные жители будут ездить бесплатно. Но тут опять же начнется путаница: кто местный, а кто нет. И почему тот, кто проехал один раз, должен платить, а тот, кто ездит каждый день - нет. Так что пока мы не настаиваем на введении платы для всех пользователей дороги М1.

Но при этом у нас есть другое предложение: мы хотим ввести плату на всех дорогах для транспортных средств массой свыше 12,5 тонны. Ведь кто зарабатывает на дорогах? Грузовики. Причем мы предлагаем взимать плату не за факт владения машиной, а за пройденный путь. Для этого есть множество систем. Например, спутниковая, как в Германии, когда на каждой машине установлен датчик, который показывает, где едет авто. Или система с бортовыми датчиками и воротами, как в Австрии и Чехии. Все пользователи - не важно, белорусские или иностранные - платят за количество пройденных километров.

Мы уже представили эти предложения в правительство. Окупаемость этого проекта - 1,5 года. Бюджет может получить от этого новшества около 180 млн. евро в год. Но это отложили до тех пор, пока полностью не закончится строительство 4-полосных дорог, соединяющих Минск со всеми областными центрами. По программе «Дороги Беларуси» строительство должно завершиться к 2015 году.

«РЕКЛАМА НА СКОРОСТНЫХ ДОРОГАХ ПРИВОДИТ К РОСТУ ДТП»

- Все жалуются, что дороги у нас скучные, ярких плакатов нет… Да и финансовый вопрос рекламные щиты наверняка помогли бы решить.


- Наша страна еще только начинает жить в мире рекламы. А вот западные страны уже давно отказались от установки рекламных щитов на дорогах. Кстати, Беларусь уже присоединилась ко многим международным соглашениям, которые запрещают рекламу на международных магистралях, кроме площадок для отдыха, кафе, заправок, придорожных отелей и так далее. Водитель должен следить за дорогой. Опыт Западной Европы доказал, что установка рекламы на скоростных трассах увеличивает число ДТП. Вот я недавно был на Украине: там за всеми этими плакатами дорожных знаков и вовсе не видно! Думаю, что это как раз тот случай, когда стоит поучиться на чужих ошибках.

А вот что касается красоты дорог, то тут согласен - наши объекты придорожного сервиса оставляют еще во многом желать лучшего. Но тут есть и другой аспект: у этих заведений не хватает оборотных средств, чтобы развиваться.

- Что же, водители-дальнобойщики не хотят питаться в наших придорожных кафе?

- Почему же не хотят?! Хотят и питаются. Но что такое транзит? Это всего три дороги на страну. Около 80% прибыли придорожных кафе - это местные жители. Они, с одной стороны, не хотят есть фастфуд, а с другой стороны, хотят приехать и через две минуты получить настоящие горячие драники.


Ольга АНТИПЕНКО
kp.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments