Пьяного водителя от неопытного инспектор ГАИ отличит невооруженным глазом
- 16 июля 2009
- 2520

За первое полугодие в Минске произошло 538
дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в них людьми: 28 человек
погибли, 616 получили ранения. О причинах ДТП и усилиях Госавтоинспекции,
направленных на снижение аварийности на дорогах, рассказывает начальник УГАИ
Минска подполковник милиции Дмитрий Корзюк.
— Судя по публикациям в СМИ и телесюжетам нередко складывается
впечатление, что все беды на дорогах из-за водителей. Но ведь и пешеходы не
ангелы: то сигналы светофора игнорируют, то дорогу в неположенном месте
переходят…
— Водитель действительно несет большую
ответственность, так как управляет средством повышенной опасности. И по
статистике мы видим, что из 277 ДТП в виде наезда на пешехода 186 совершено по
вине водителей.
— Каковы причины аварий с участием
пешеходов?
— Переход проезжей части в неустановленном месте (65
ДТП, 6 человек погибло, 60 ранено), выход из-за стоящего транспортного средства
или другого препятствия (13, 1, 12) и переход пешеходного перехода на
запрещающий сигнал светофора (13, 0, 14).
— Водители изучают
правила дорожного движения в автошколах, а как просвещаются пешеходы?
— Какая-то часть людей, полагаю, занимается самообразованием.
Ведь не трудно купить книжечку ПДД и изучить свои права и обязанности, пешеходам
там целая глава посвящена, как и пассажирам. Сотрудники ГАИ также проводят
большую просветительскую работу. С начала года мы проведи 3860 лекций в трудовых
коллективах. Во время операции «Пешеход» сотрудники ГАИ особое внимание уделяют
разъяснительной работе. Кроме устных бесед практикуем и кинолекторий для
пешеходов: приглашаем их в специально оборудованный автобус, демонстрируем
оперативную видеосъемку с мест ДТП.
Самая трудная категория пешеходов —
пожилые люди. Они обижаются на замечания сотрудников ГАИ. Кроме того, есть
организационные трудности при проведении с ними профилактических мероприятий: не
посетишь же каждого пенсионера на дому. Поэтому мы размещаем профилактическую
информацию на обратной стороне жировок в надежде, что и пожилые люди это
прочитают. Также есть договоренность с представителями православной и
католической конфессий о том, чтобы они в своих проповедях призывали прихожан
беречь свою жизнь и соблюдать правила дорожного движения.
—
Сколько в среднем за один день привлекается к административной ответственности
пешеходов и водителей за нарушение ПДД?
— Пешеходов около 100
человек, водителей в десять раз больше. Эти цифры могли быть и выше, просто мы
не стремимся к тому, чтобы встреча инспектора ГАИ и пешехода либо водителя
завершилась непременно составлением протокола и наложением штрафа.
Доброжелательная профилактическая беседа — тоже эффективная мера воздействия,
если нарушение незначительное и человек адекватно реагирует на замечания.
— Какова взаимосвязь между количеством ДТП и нетрезвым
состоянием водителя или пешехода?
— В 39 ДТП участвовали
водители в состоянии алкогольного опьянения и 35 пешеходов были нетрезвы.
Алкогольное опьянение — отягчающий фактор не только для водителя. Для трезвого
пешехода сумма штрафа определена в размере 0,5 базовой величины, для нетрезвого
— от 1 до 3 БВ.
В первом полугодии сотрудниками столичной
Госавтоинспекции задержано 3029 водителей, управлявших автомобилем в состоянии
алкогольного опьянения, в том числе 288 задержаны повторно в течение года — они
привлечены к уголовной ответственности.
Состояние аварийности на дорогах Минска за 1-е полугодие | |||
год | всего ДТП | кол-во погибших | кол-во раненых |
2008 | 592 | 35 | 646 |
2009 | 538 | 28 | 616 |
ДТП с участием пешеходов за 1-е полугодие | |||
2008 | 348 | 23 | 340 |
2009 | 277 | 15 | 276 |
— То есть можно считать, что
предотвращено более 3000 ДТП? Насколько я знаю, сейчас сотрудники ГАИ «просто
так» не останавливают машины, а только если есть какие-то основания. Манера езды
нетрезвого водителя отличается?
— Безусловно, инспектор ДПС
умеет отличить манеру езды нетрезвого водителя и, допустим, неопытного.
— Какие новые виды воспитательного воздействия на водителей
изобрели в ГАИ?
— Скорее реанимировали уже забытые «советские»
методы. В частности, если водитель совершил ДТП в состоянии алкогольного
опьянения, то мои сотрудники обязательно посещают его трудовой коллектив,
рассказывают о ДТП, демонстрируют оперативную видеосъемку, сообщают о наказании
горе-водителя. По нашим наблюдениям, это довольно эффективная практика
профилактики пьянства за рулем.
Насколько нам известно, некоторые
наниматели, когда у них стоял вопрос о сокращении штатов, уволили работников,
управлявших автомобилем в нетрезвом состоянии — речь, конечно, идет о
водителях-любителях. Профессионалам после лишения прав за управление авто в
нетрезвом виде в профессии уже делать нечего.
Кстати, в советские
времена всем нарушителям ПДД направлялись по месту работы письма, и людям было
стыдно перед коллегами. Теперь такая практика по многим причинам невозможна, но
по месту работы водителей, задержанных в состоянии алкогольного опьянения, мы
отправляем письма. Пьянство за рулем — самое большое зло и в борьбе с ним хороши
все методы, и поверьте, наибольший эффект будет тогда, когда все общество
покажет свое нетерпимое отношение к этому явлению.
Оксана ЯНОВСКАЯ
Белорусские новости