Ежедневно в Беларуси угоняется до четырех автомобилей...

  • 25 апреля 2009
  • Просмотров 3948
Ежедневно в Беларуси угоняется до четырех автомобилей. Сотрудникам милиции удается раскрыть только каждое второе преступление. В этом году личного транспорта уже лишилось более сотни человек.

Мы продолжаем нашу рубрику «Не стать жертвой». На этот раз о своих предпочтениях в выборе жертвы и секретах преступного ремесла расскажут угонщики, отбывающие наказание в исправительной колонии № 14.

В моде — популярные марки авто

«Хотел покататься!» — так оправдывались больше половины пойманных угонщиков еще несколько лет назад. Сегодня ситуация изменилась: без спроса «берут напрокат» чужие автомобили считанные люди.

Николай, первый угон которому стоил шести лет лишения свободы, в свое время работал в одном из минских автосервисов, поэтому о судьбе бесследно пропавших машин он знает достаточно много:

— Нет, угнанные автомобили к нам не пригоняют, а вот детали от них — предлагают: коробки передач, двигатели, части кузовов. На сервисах соглашаются: нам какая разница, где это украли?! Машины российского производства угонять невыгодно, а вот западные модели среднего класса, такие как БМВ, «Фольксваген», «Опель», «Ауди», «Мерседес», на вторичном рынке б/у запчастей пользуются спросом.

Часто преступники приобретают узкую специализацию, отдавая предпочтение определенным автопроизводителям. Выбор жертвы это ограничивает, зато, хорошенько изучив ту или иную модель, угонщик может повысить «эффективность труда». Этой теории придерживался и 23–летний Алексей, вместе с последним сроком, который истекает через три года, у него за плечами в общей сложности одиннадцать лет в тюремных коридорах.

— Сбыть краденую машину целиком тяжело, проще разобрать и продать по запчастям, — рассказывает Алексей. — Тем более у меня были свои люди, которых интересовали японские автомобили. Я, конечно же, знал, что ни к чему хорошему это не приведет, тем не менее решил попробовать.

У 42–летнего Игоря, имеющего семь судимостей общим сроком пятнадцать лет, другие взгляды на угон и сбыт:

— Разобрать машину на запчасти сложно: нужны оборудование и свой гараж. Мне проще работать на заказ. Человек, нуждающийся в моих услугах, указывает мне модель автомобиля, цвет. Мы договариваемся о сумме, она, как правило, в несколько раз меньше рыночной стоимости машины. Я нахожу подходящую под описание «тачку», угоняю ее, перебиваю номера на кузове и двигателе. И вот у заказчика появляется то, что он хотел.

Преступники не стали отрицать, что в систему угона входит и слежение за хозяином автомобиля: какой у него распорядок дня, отключает ли он сигнализацию, какие «автохитрости» использует. Лидерство среди угоняемых машин всегда занимают те автомобили, марки которых на данный момент являются самыми популярными у граждан.


Что им снег, что им зной...

На промысел преступники предпочитают выходить с наступлением темноты: людей на улице мало, а в случае опасности скрыться гораздо легче, чем днем.

— Автомобили угоняются обычно ночью, ближе к утру, — рассказывает Николай. — Люди спят, да и дежурных машин ГАИ на дорогах почти нет. Если днем, то по погоде смотреть надо. Лучше когда дождь — все по домам сидят. От поры года мало что зависит: если будет спрос, автомобиль угонят даже зимой.

— Но проще все же летом, потому что тепло, — подключается к разговору Игорь. — Когда заказанная машина найдена, за ней нужно проследить, где и на сколько хозяин ее оставляет. И даже если местом парковки он выбрал охраняемую стоянку, автомобиль можно угнать: владелец угрозы не ощущает, поэтому задействует не все охранные средства, а сторожа тоже люди — многое зависит от их порядочности и... пристрастия к алкоголю. Пропускные системы на стоянках иногда никудышные бывают. И даже если там есть видеокамера, это многих не остановит: мало какая аппаратура даст точный портрет преступника.

Как мы уже говорили, угонщики предпочитают темное время суток. Но это не значит, что днем на ваш автомобиль никто не станет покушаться.

— В принципе, разницы нет, откуда и когда угонять, — уверяет Алексей. — Я, например, старался это делать в выходные дни. В ожидании удачного момента мне часто приходилось некоторое время ездить следом за жертвой. Летом пользовался тем, что на природе автовладельцы оставляют ключ в зажигании, чтобы магнитола работала, а дверцы — открытыми, чтобы музыку слышно было. Труда угнать такую машину не составит. Три раза я угонял машины прямо с минских парковок возле клубов и казино. Их владельцы так расслабились, что им в голову даже мысль не приходила, что кто–то может угнать их «тачки» прямо с проспекта Независимости.

Обстоятельства, при которых преступники покушаются на автомобили, бывают разными: например, владелец выскочил «на минуточку» в магазин, оставив машину незапертой, или же бросил на стоянке, забыв включить сигнализацию. Большое количество угонов совершается вследствие элементарной оплошности или беспечности хозяев авто.

В ногу с прогрессом

У преступников есть масса способов отключить сигнализацию. Самый простой — вывести хозяина нужной машины из себя, постоянно раскачивая автомобиль. Сработавшая несколько раз за ночь сигнализация может показаться владельцу авто неисправной, и он сам отключит ее.

— На то, чтобы угнать машину, у профессионального угонщика уходит не более пяти минут, — утверждает Игорь. — Лег под машину, обрезал любой провод, один конец — на аккумулятор в 220 вольт, другой — на кузов машины. Произошло замыкание, все предохранители в машине автоматически выбивает и сигнализация не работает. Открыть дверцу салона тоже не проблема... Все эти замки, которыми блокируются руль и педали, отпугнут дилетантов, но не специалистов. Угонщику можно осложнить задачу, если использовать потайные тумблеры — спрятанные переключатели, разрывающие цепь, что не дает машине завестись. Хотя если за автомобилем следят, то могут заметить, куда все время наклоняется хозяин — значит, там и есть эта скрытая кнопка.

— Штатная сигнализация поможет от случайных прохожих, но не от угонщиков, — рассуждает Николай. — Для борьбы с преступниками из дешевых методов — тумблеры, потайные кнопки, замки на механическую коробку передач, которые устанавливают на станциях техобслуживания. GPRS–навигация, отслеживающая через спутник машину, — более дорогой способ защиты от угонщиков. Обычно в дорогих автомобилях есть и штатный ревун, и иммобилайзер — устройство, лишающее машину подвижности, отключающееся бесконтактным электронным кодовым ключом. Плюс — дополнительная сигнализация с системой обратной связи вроде пейджера. Даже если ее отключат, хозяин об этом узнает. Такая сигнализация стоит как минимум в 2,5 раза дороже, но если вы любите свою машину, скупиться не станете. Что касается совсем новых машин, то в некоторых из них есть лазерный ключ. Когда я еще был на свободе, мы с ребятами из автосервиса пытались его ради интереса подделать — не получилось.

— Технический прогресс на месте не стоит, — уточняет Алексей. — Можно использовать сканеры или грабберы — электронные устройства, подбирающие код сигнализации или записывающие его в тот момент, когда владелец автомобиля пользуется брелоком для отключения сигнализации. Если сигнализация поддается сканированию или граббированию, угонщик становится обладателем электронной отмычки для ее отключения. По размеру такие устройства не больше пачки сигарет. Стоят они, конечно, недешево, в Москву за ними ездить надо, зато окупают себя с первого раза.

Редакция благодарит департамент исполнения наказаний МВД за содействие в подготовке материала.

Советы... от угонщиков

Рассказать о секретах установки или производителе могут частота сигналов светодиода, а также знак фирмы–изготовителя сигнализации на стекле автомобиля. Такие наклейки использовать нельзя: они помогают угонщику разобраться, с чем он имеет дело. По той же причине рекомендуется использовать сирену со светодиодом, имитирующим работу сигнализаций разных производителей.

Если вы не намерены пользоваться машиной длительное время, то, чтобы она не стала добычей воров, подготовьте ее к стоянке: слейте бензин, снимите аккумулятор, накройте чехлом. А если решили поставить на прикол на всю зиму, не забывайте очищать от снега, чтобы автомобиль не производил впечатление брошенного и не был разобран по запчастям.

Автомобильную охранную систему следует обновлять хотя бы каждые два–три года.

Не болтайте лишнего о своих доходах, новых покупках, месте надежной парковки автомобиля, образе жизни, привычках, крутой охранной системе, месте жительства и работы. Такие сведения специально собираются преступниками — при их наличии разрабатывается схема преступления.

Необходимо избегать парковки на длительное время в неосвещенных и безлюдных местах, в непосредственной близости от театров, культурных центров, стадионов — тем самым вы показываете потенциальному преступнику, что будете отсутствовать минимум два часа.

Сигнализацию рекомендуется устанавливать с ударостойким корпусом и автономным питанием — встроенным аккумулятором, который постоянно подзаряжается. Это позволяет ей работать даже после обрыва проводов или отключения аккумулятора автомобиля. Дополнительная сирена в салоне или багажнике станет неприятным сюрпризом для угонщика.


Елена СОЛОВЬЕВА. Фото: Артур ПРУПАС
Беларусь сегодня
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments