Цены на автомобили в Беларуси вырастут только весной

  • 11 февраля 2009
  • Просмотров 3562
В конце 2008 года, который обернулся для мирового автопрома резким спадом продаж, большинство производителей приняли решение поднять цену на свою продукцию. Те же, кто не отважился на такой шаг, пришли к логическому выводу, что временная остановка заводов и сокращение производства — мера вполне достаточная. Более других подорожали корейские и китайские марки BYD, FAW, Great Wall, Hafei, цена на которые разом взлетела на 15—20 %. Шведский производитель Volvo объявил о намерениях увеличивать цены на 10—15 %. «Японцы» Mazda и Toyotа подорожают на 5—7 % и 6,4—6,6 % соответственно. «Немцы» Mercedes и Opel будут отпускать свои автомобили с заводов по ценам выше на 3,4—6,1 % и 2,5 %. Американский Ford «потяжелел» на 5 %. Даже российский «АвтоВАЗ» обойдется конечному потребителю на 2—3 % дороже.

Автопроизводители грозят и дальнейшим повышением цен, но эксперты считают, что они блефуют: машины просто никто не купит. Играть на повышение при забитых складах не только нелогично, но даже абсурдно. Однако существует и другая точка зрения. Если присмотреться повнимательнее, можно проследить, что первым повышать ценник начал американский автопром, следом за ним последовали европейские автоконцерны, причем крупнейшие, те, которые в каком-то смысле можно назвать странообразующими. Как правило, руководство таких компаний вхоже в правительственные круги, и не исключено, что до промышленников просто дошли слухи о возможных поведенческих изменениях курсов главных мировых валют или о начале бурных инфляционных процессов в тех странах, где они работают. И ценники стали подниматься только для того, чтобы минимизировать последующие риски.

«Цены мировыми производителями поднимаются по весьма тривиальной причине, — поясняет помощник генерального директора международного автомобильного холдинга «Атлант-М» Илья Прохоров. — В связи с финансовым кризисом покупательная способность конечного покупателя снижается, и заводы вынуждены существенно корректировать свои планы и снижать объемы производства автомобилей. Это закон экономики — в случае снижения объемов производства стоимость одной единицы товара вырастает. Одно дело произвести 100 тыс. автомобилей и совсем другое — 20 тысяч. Тем более что у производителей существуют постоянные статьи расходов, сократить которые невозможно».

Эксперты прогнозируют, что мировой автопром в течение следующих нескольких лет может развиваться по двум сценариям. Первый — оптимистичный — составили аналитики PricewaterhouseCoopers и СSM Worldwide. По их мнению, рынок возобновит рост уже в 2010 году, а в 2011-м превысит уровень 2007-го. При этом далеко не все компании смогут восстановить потери. В частности, General Motors, Chrysler и PSA Group останутся в минусе. Второй сценарий сформулировал Карлос Гон, глава альянса Renault-Nissan. Гуру автомобильной промышленности считает, что мировому автопрому потребуется более семи лет, чтобы вернуться к уровню продаж 2007 года — 69 млн. машин. Поэтому компании будут вынуждены сокращать инвестиции, а продажи авто продолжат падать и дальше.

Что же касается белорусского авторынка, то цены на автомобили будут расти и на нем, но не сразу, а чуть позже. Эксперты прогнозируют, что в первом квартале ничего не изменится. Ведь перед белорусскими автодилерами стоит точно такая же насущная проблема, как и перед многими их европейскими и американскими коллегами — освободить не распроданные до конца склады, на которых ждут своих хозяев автомобили, произведенные еще в 2008 году. Как рассказывает Александр Сколубович, директор компании «Атлант-М Холпи», в настоящий момент продавцы автомобилей серьезно пересматривают структуру модельного ряда в своих салонах. Уже в середине прошлого года среди покупателей наметилась явная тенденция к экономии — клиенты стали делать акцент на покупку малолитражных автомобилей, особым спросом пользовались машины в базовой комплектации. «Но мы пока еще неплохо функционируем, — хвастается руководитель компании. — Даже декабрь, когда во всем мире был спад продаж, в Беларуси был пусть небольшой, но подъем. Январь тоже оказался неплохим месяцем. Другой вопрос, что со скидками, которые налево и направо предлагали отечественные автодилеры, многие явно перестарались. Продажи если и выросли, то незначительно, а вот прайс-индекс резко пошел вниз».

Заполненные новенькими автомобилями склады освобождаются не так бодро, как хотелось бы автодилерам, но многие не отчаиваются. «Рынок не остановится, он будет расти не количественно, а качественно, — прогнозирует руководитель отдела маркетинга «Атлант-М Холпи» Элла Шляга. — Если в прошлые годы он отмечался 2—3-кратным ростом, то теперь вектор развития рынка будет направлен на приход новых операторов, появление новых автомобильных брендов, совершенствование рынка услуг».

Чтобы компенсировать потери от снижения продаж новых машин, дилерам придется сосредоточиться на улучшении и расширении сервисного обслуживания и продажах подержанных автомобилей. Крупнейшие участники рынка, в портфеле которых есть автомобильные бренды разных ценовых категорий, для привлечения клиентов должны будут разработать собственные предложения продажи машин в рассрочку, в пакете с выгодными условиями страхования — словом, активно прибегать к нестандартным способам стимуляции спроса. Тем более что оживления рынка кредитования автомобилей в обозримом будущем не предвидится. Потребитель от этого только выиграет: качество услуг по продаже и дальнейшему сервисному обслуживанию автомобилей должно улучшиться.


Владимир ЛИХОСЛАВЦЕВ
РЭСПУБЛIКА
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments