«Водители онлайн-сервисов засыпают на светофорах. Это нормально?» Проверили, какие ПДД нарушают таксисты

  • 10 сентября
  • Просмотров 58324

Ещё в начале недели появилась новость о том, что ГАИ проводит усиленную проверку такси. Правда, даже легальные водители на машинах с шашечками не особо любят, когда их отрывают от работы. Кто-то спешит на вызов или уже взял на борт пассажира, а кто-то едет без пройденного техосмотра и тоже не рад встрече с патрульным. А поскольку лихачество и несоблюдение ПДД не такое уж и редкое явление среди таксистов, то время от времени они попадают в поле зрения Госавтоинспекции.

ГАИ (и не только) начинает усиленную проверку такси

Вот и в сегодняшнем рейде ГАИ Минска в рамках профилактической акции «Такси» (с 6 по 15 сентября) смотрела документы, обращая внимание также на техническое состояние и внешний вид машин. Однако у водителей на устах злободневная тема — недавний проект указа касательно автомобильных перевозок пассажиров. Там идёт речь про лицензирование, заключение трудовых договоров с перевозчиками, аренду ТС и другое. Похоже, в этой отрасли назрели перемены. Интересно, сами водители выступают за ужесточение или смягчение условий работы?

— В рамках профилактического мероприятия мы проверяем не только таксистов, но и тех, кто арендует авто и принимает заказы через интернет-приложения (Bolt, «Яндекс.Такси», Uber), — вводит в курс дела инспектор накануне совместного рейда. — Чаще всего они не соблюдают правила перевозки пассажиров, имеют технические неисправности автомобилей, непройденный техосмотр. Бывает, нарушают требования разметки и дорожных знаков либо проскакивают на жёлтый сигнал светофора, особенно в ситуациях, когда спешат на вызов.

В Беларуси планируют ввести обязательную регистрацию таксистов

«Получил права в 18 лет и пошёл таксовать — вот что неправильно!»

Утром буднего дня на дорогах столицы мелькает достаточно много машин с жёлтыми полосками и шашечками на плафонах. Не успели мы выбрать место дислокации на улице Толстого, как в нашу сторону уже мчатся водители, которые оказывают услуги по перевозке через интернет-сервисы.

К обоим остановленным претензий со стороны ГАИ нет, поэтому инспекторы быстро проверяют документы, попутно изучая автомобили и обращая внимание на их техсостояние. Во время такого осмотра можно заметить, например, негорящие лампочки, «лысые» шины или повреждения, обнажающие корд, значительные дефекты кузова, трещину на лобовом стекле.

— По нашим наблюдениям, водители, которые открыли ИП, зарегистрировали машину на себя как физлицо и получили доступ к приложению, в половине случаев не проходят техосмотр. Они сами себе на уме. А вот компании, имеющие свой автопарк, к такому вопросу подходят более ответственно.

В этот момент инспектор как раз тормозит Dacia Logan 2006 г. в., у которого отсутствует ТО. В своё оправдание водитель говорит, что машина его личная и он пока временно приостановил работу в такси, чтобы подготовить её к техосмотру.

— Сейчас его сложно пройти. Я имею в виду состояние автомобиля: вроде он исправен, а всё равно где-то выскочил «жучок», требуется покраска, плюс повышенное содержание вредных веществ в выхлопе. А что я могу с этим сделать? Контора здесь ни при чём — она просто даёт заказы, а я несу ответственность как водитель. Я-то сейчас редко куда выезжаю. Только выбрался в магазин — и вот на тебе! Остановили.

Поскольку мужчина попадается в первый раз, ему выносится предупреждение. Когда речь зашла про проект указа, который может встряхнуть рынок такси, белорус согласился с тем, что нужно вводить лицензирование водителей и более строго подходить к их отбору в службы такси.

— Половина из них не имеет достаточного стажа, не говоря про студентов, которые подключаются к приложению и таксуют, не соблюдая условия безопасности перевозок. Получил права в 18 лет и пошёл возить людей — это неправильно. Либо у кого-то ВУ пролежало на полочке, а потом человек вдруг решил подзаработать в такси. И сегодня тебе легко дадут машину — только иди и занимайся делом.

— Это касается в основном интернет-сервисов, где не особо следят за стажем и возрастом сотрудников. На мой взгляд, хотя бы пять-семь лет надо поездить на машине, чтобы влиться в рынок. А вот платить за допуск — такое себе новшество. По крайней мере, те деньги, которые прописаны в этом проекте указа. Всё-таки дорого.

В ответ на высказывание мужчины за рулём Dacia инспектор ГАИ напоминает постановление Совмина № 972, согласно которому к выполнению автомобильных перевозок пассажиров автомобилями-такси допускаются лица не моложе 20 лет, имеющие общий стаж управления авто не менее двух лет или стаж работы в качестве водителя не менее одного года. Правда, многие сотрудники традиционных служб такси жалуются, что в интернет-сервисах этому уделяют не так уж много внимания...

Закрутят гайки — многие уйдут либо будут в тени

Тем временем второй инспектор ГАИ взмахом жезла просит принять вправо и остановиться у края проезжей части водителя Lada. Проверяет удостоверение, техпаспорт, сертификат о прохождении техосмотра, два вида страховки («автогражданку» и ответственность перед пассажирами) и прочие обязательные документы.

На лице мужчины явно читается недовольство: есть нарушение — и это тоже непройденный техосмотр. В разговоре с инспектором таксист упоминает, что авто хоть и 2019 года, но уже с пробегом под 300 тысяч! Поэтому через пару недель пойдёт на списание. Правда, этот факт не уберёг от наказания. Как правило, в первый раз за непройденное ТО выносится предупреждение. Во второй — штрафуют на 0,5 БВ. Если водитель попадётся уже третий раз в течение года — согласно ч. 8 ст. 18.11 КоАП размер взыскания составит от двух до пяти базовых.

Рейд продолжается, и на глаза инспектору попадается ещё одна Lada — насчёт неё возникают кое-какие вопросы. 

— Я гражданин Республики Беларусь — почему сразу нарушитель? — немножко возмущается проверяемый, у которого не оказалось при себе допуска к участию в дорожном движении. Однако спустя несколько секунд он соглашается сказать пару слов про новый проект указа. — Нужно ли вводить лицензирование для таксистов?

— Аварии ведь случаются не из-за плохих водителей! Просто парни не спят сутками — вот и лупят эти машины из-за усталости. А как иначе? Тарифы низкие, и, чтобы заработать копейку, пацаны ездят дни и ночи напролёт. Если сильно закрутят гайки — многие либо уйдут из этой сферы, либо станут держаться в тени.

А вот мужчина за рулём VW Polo, наоборот, положительно отзывается о возможных изменениях в сфере автомобильных перевозок.

— Слишком много стало водителей, — считает белорус, который работает через приложение для заказа такси или доставки вещей. — У нас требуется стаж управления авто от трёх лет, а у меня он уже около десяти. Эта машина в аренде.

— С документами у меня всегда всё в норме, есть и страховка для пассажиров. Мы же возим не только еду, но и людей, отвечая за их безопасность. Лучше я приеду на три минуты позже, но доставлю их в целости и сохранности. Когда-то даже проходили специальные курсы, чтобы стать таксистом, а сегодня работают студенты-заочники. Навести порядок в части отбора трудящихся однозначно стоит!

«Работаем за три рубля»

По словам инспекторов, бесправники или пьяные водители среди таксистов попадаются крайне редко. Зато наметилась тенденция, когда совершаются ДТП по причине усталости: ехал, уснул — врезался в столб или дерево. Об этом говорят и многие из тех, кого мы останавливали во время рейда.

— Я работаю в грузоперевозках и прекрасно знаю, что такое 12 часов провести за рулём. Неоднократно видел, как сотрудники онлайн-сервисов такси засыпают на светофорах. Разве это нормально?

— Сами понимаете, мы живём в Беларуси, — подхватывает ещё один участник рынка. — У многих по две и больше работы. Этот проект указа ударит в первую очередь по людям, которые подрабатывали в свободное время. Много кто потеряет доход — это, конечно, минус.

На улице Володько водитель Nissan передвигался без техосмотра. Мужчина вёз пассажира и не особо хотел общаться. Время — деньги. Похоже, у него уже было предупреждение, а сейчас ему придётся заплатить штраф в размере 0,5 базовой.

Мы переместились в Брилевский тупик, и там машин с плафоном и наклейками на бортах стало больше в разы. Правда, многие спешили на заказ, а некоторые и вовсе не хотели засветиться на фото, пытаясь увильнуть скорее после проверки.

— Не надо меня снимать, — эмоционально размахивает руками таксист. — Хуже уже не будет. Работаем за три рубля, вот и всё, что нужно знать. Больше ничего не скажу — в политику я не лезу! 

Водитель припаркованного рядышком Kia тоже наслышан о новом указе и готов уделить нам пару минут. Он прогнозирует, что лицензирование вызовет отток людей, которые просто подрабатывают и не захотят следовать изменившимся правилам.

— Какой смысл им получать разрешение на себя и ещё на машину? Если часть из них уйдёт, то следом вырастут цены на услуги перевозок, а это неизбежно приведёт к возврату серого рынка, когда клиентам будет дешевле взять авто «от борта», чем сделать заказ через лицензированную диспетчерскую. Сами водители, которые работают легально, не пострадают: просто у них будет километраж меньше, а цена выше.

— Да и хорошо, что уберут студентов, которые по выходным крутят руль, — добавляет мужчина за рулём Renault, занимавшийся в последние дни кузовом — ещё предстоит пройти техосмотр после ремонта. — Из регионов приезжает молодёжь, которая, только получив права, уже рвётся в таксисты. Результат — очень много аварий. Так быть не должно!

**

Как показала наша проверка, большинство работников такси, несмотря на внушительный список требований, стараются соблюдать ПДД. Да и вопрос с нелегальными перевозками сегодня не стоит так остро, как раньше. А вот отсутствие техосмотра хоть и встречается реже, но имеет место, причём преимущественно у водителей на личных автомобилях. Случаются и ДТП с участием таксистов (восемь за семь месяцев 2021 г.), однако в целях снижения аварийности на дорогах столичная Госавтоинспекция как раз и проводит подобные профилактические рейды. 

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments