Вода в цилиндрах. Разобрали дизель Mercedes-Benz GL и увидели последствия гидроудара

  • 21 августа
  • Просмотров 31408

Июльский потоп доставил немало хлопот столичным автовладельцам. Стихия не сильно разбирается в марке, модельном ряду и стоимости авто, а потому досталось многим, в том числе и Mercedes-Benz 2013 года выпуска.

 «Приехал на встречу, а цену подняли на $5 000!» Минчанин о покупке Mercedes-Benz GL

Автомобиль мирно стоял в районе Каменной Горки, когда небо разразилось проливным дождём. В результате столичного потопа всего за несколько часов выпала месячная норма осадков! Морской термин «ватерлиния» стал актуален и для сухопутного транспорта. Чем выше эта черта поднималась, тем больше возрастала стоимость предстоящего ремонта. 

 Течёт, но едет. Mercedes ОМ 651 — мотор, который всё выдержит? 

Mercedes-Benz GL «искупался» по лобовое стекло. И всё бы ничего, но владелец решил на свой страх и риск завести авто на следующий день после того, как вода сошла. Риск — дело благородное, однако нынче хозяин премиального внедорожника пьёт не шампанское, а крепкий кофе, пригорюнившись на диванчике СТО Inter Hofmann.

 Mercedes-Benz 350 CDI 2013 года выпуска 

Что же произошло и можно ли было избежать гидроудара? Оперативное вмешательство в хлебнувшее минской воды стальное сердце GL-Klasse производим с техническим специалистом столичного сервиса по ремонту Mercedes-Benz Кириллом Бабаньковым.

Немного истории

Пару слов о нашем подопытном. Трёхлитровый V-образный турбодизель ОМ 642 увидел свет в 2005 году и устанавливается по сей день на широкий модельный ряд Mercedes-Benz: Sprinter, C320 CDIE280, E320 CDI/Bluetec, C350 CDIE350 CDI/Bluetec, G350 CDI/Bluetec, R320/350 CDI/Bluetec, ML320/350 CDI/Bluetec, GL320/350 CDI/Bluetec, S320/350 CDI/Bluetec, Vito 120 CDI и Vito 204. Мотор от компании Daimler получился настолько удачным, что его можно встретить на внедорожниках Jeep Grand Cherokee, седанах Chrysler 300C и даже грузовиках Dodge.

Двигатель зарекомендовал себя как неприхотливый, экономичный и тяговитый агрегат, естественно, со своими особенностями, зная о которых можно с лёгкостью преодолеть больше полумиллиона километров без капитального ремонта. В деталях о специфике эксплуатации и родовых «болячках» ОМ 642 расскажем чуть позже, а пока возвращаемся к нашему «утопленнику».

Гидроудар

— Автомобиль приехал на эвакуаторе после неудачной попытки завестись, — рассказывает специалист. — Если бы владелец не пробовал самостоятельно запустить двигатель, всё обошлось бы банальной чисткой системы, но…

Попавшая через воздушный фильтр вода просочилась в двигатель. При пуске мотор смог произвести несколько оборотов, после чего заглох. В таких ситуациях вода, пройдя через воздушный фильтр в момент пуска, попадает в цилиндры. Поршень начинает толкать её, а в случае большого скопления жидкости последняя заполняет пространство над ним, в результате весь удар на себя принимает шатун. Непомерные усилия привели к его непосредственной деформации или расколу. Именно в этот момент и случился гидроудар. Результат — повреждение ШПГ (шатунно-поршневой группы), а в нашем случае имеем один гнутый шатун. Поработай двигатель ещё минуту — и последствия могли быть куда более плачевными.

Слева — деформированный шатун, справа — в стоковом состоянии

— Что делать в подобной ситуации? Не пытаться завести автомобиль самостоятельно! — настоятельно рекомендует мастер. — Своими силами выгнать воду из цилиндров не получится, поэтому обязательно обращайтесь к специалистам. Запуск мотора в таких условиях разгонит жидкость по всей системе и повлечёт за собой вмешательства не только в ДВС, но и в систему охлаждения, топливную, выхлопную и так далее по цепочке.

Кроме искривлённого шатуна, относительно поршневой группы вопросов нет. Коленчатый вал в полном порядке, выработки на поверхности и на вкладышах не замечено. Цепь не растянута, и в принципе на данном моторе она к этому не склонна.

Выработки на поверхности коленчатого вала за 213 000 км пробега не наблюдается

Следов износа не выявлено и на распределительных валах

Форсунки

До гидроудара владелец не испытывал проблем в эксплуатации. «Детские болезни» мотора никак внешне не проявляли себя, хотя предпосылки были. Одна из форсунок работала некорректно, что способствовало образованию кокса. Этого следовало ожидать на пробеге за 100 000 км, а данный экземпляр проехал более 200 000 км.

Форсунки Bosch требовательны к качеству топлива

Слева — исправная деталь, справа — неисправная

Качество топлива пошатнуло здоровье не только форсунок. Неизбежная проблема моторов серии ОМ 642 — система вентиляции картерных газов. В данном случае всё в относительном порядке (по меркам наших широт). Нагар присутствует, однако не в критическом количестве. Отсюда вывод: машина эксплуатировалась в смешанном цикле (город — трасса). 

Для предотвращения образования масляных отложений рекомендуется проводить регулярную чистку впускного коллектора и сопутствующего патрубка наддува. Желательно осуществлять подобную операцию каждые 100 000 км. В противном случае нагар попадает на вихревые заслонки, что приводит к их заклиниванию и увеличивает вероятность обламывания. Возможные внешние проявления неисправности — уменьшение мощности двигателя и посторонние шумы при его работе, падение в аварийный режим.

Заслонки

Одной только чисткой коллектора проблемы с заслонками не избежать. Родовое проклятие ОМ 646 (а также 642-й, 651-й серии) — уплотнители впускного патрубка и патрубка вентиляции. Процедура замены данных элементов не бьёт по карману, а её регулярность не должна превышать одного раза в 25 000 км. Попадание масла на сервопривод заслонок из-под уплотнителей может происходить даже без визуальной течи техжидкости.

В этом деле решение потенциальной проблемы в долгий ящик откладывать не стоит — иначе откладывать придётся средства на дорогостоящий ремонт. Замены потребует коллектор или тяга заслонок. Конечно, есть давно проверенный «ход конём». От заслонок можно попросту избавиться с сопутствующей перепрошивкой ЭБУ. Однако ничто не проходит бесследно: подобное вмешательство грозит прогоранием поршней и клапанов, не говоря о сокращении ресурса ДВС.

Теплообменник

Об основных проблемах ОМ 642 знает даже вчерашний студент ПТУ — настолько популярен этот силовой агрегат. Поэтому вскользь затронем вопрос течи масляного радиатора.

Течь уплотнителя теплообменника

Он находится в развале блока цилиндров. И здесь очевидна проблема с уплотнением, на это раз — с прокладкой теплообменника, которая даёт о себе знать, пропуская масло. Данный дефект характерен для двигателей, выпускавшихся до 2010-го. Несмотря на более свежий, 2013 год выпуска, у «Мерседеса» на подъёмнике такая проблема также обнаружена и подлежит устранению.

Турбина

Ещё одна болезнь — турбина. А точнее, страдающая от попадания окалин и частиц с выпускного коллектора крыльчатка. Проблема кроется в материале исполнения коллектора — углеродистой стали, элементы которой в процессе эксплуатации портят жизнь турбонагнетателю. Связано это со сложной конструкцией турбины с изменяемой геометрией потока выхлопных газов (механизм VNT). В случае нашего «утопленника» турбина не пострадала ни до гидроудара, ни после.

 Состояние впускного коллектора оказывает прямое влияние на работу турбины

Стоимость ремонта и обслуживания:

  • капитальный ремонт с заменой шатуна — 2 100 руб.;
  • замена теплообменника — от 1 200 руб.;
  • ремонт форсунок — от 1 600 руб.;
  • замена цепи ГРМ с натяжителями — от 1 300 руб.;
  • замена свечей накаливания — от 250 руб.;
  • замена масла (оригинал) с фильтром и работой — от 260 руб.;
  • ремонт турбины — от 950 руб.

Мнение эксперта

— При беседе о гидроударе напрашивается одно старое заключение: не зная броду, не суйтесь в воду, — подводит итог Кирилл. — Проще говоря, не заводите двигатель сразу после большой воды. Если сомневаетесь — проверьте вкладыш воздушного фильтра. Он должен быть сухим. Когда есть признак коробления гофр — трижды подумайте, а лучше везите машину на сервис.

Конкретно этот двигатель ОМ 642 был в достаточно хорошем состоянии (с учётом пробега), и только гидроудар поспособствовал его капитальной переборке. Данный трёхлитровый дизель зарекомендовал себя как надёжный силовой агрегат с широким спектром возможностей. Главный совет — проводите своевременное техническое обслуживание и диагностику, так как мотор весьма требователен к топливу и техническим жидкостям. А при грамотной эксплуатации «642-й» способен пробежать вплоть до заложенного производителем миллиона километров.

аv.by выражает благодарность сервисному центру Mercedes-Benz Inter Hofmann за помощь в подготовке материала

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Валерий Кузьмицкий
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments