Завод Hyundai Trans Kazakhstan: как собирают простые Accent и дорогие Santa Fe

  • 16 июля
  • Просмотров 11624

«Что нам стоит дом построить!..» — гласит известная поговорка. Однако, когда речь заходит о строительстве крупных объектов на территории конкретного государства, оказывается, что в мировой автоиндустрии далеко не каждая страна располагает собственным производством полного цикла.

Что снаружи, что внутри завод Hyundai Trans Kazakhstan выглядит очень компактным 


В этом плане Беларусь и Казахстан во многом схожи — с недавних пор и там и здесь налажен выпуск известных автомобильных брендов. А вот для кого и для чего, попытались разобраться белорусские журналисты, первыми из иностранных СМИ посетившие предприятие Hyundai Trans Kazakhstan.

Белорусы первыми из зарубежных СМИ побывали на заводе Hyundai Trans Kazakhstan

Для начала немного статистики. В 2020 году в Казахстане было продано почти 93 тысячи новых автомобилей (в Беларуси — 52 768 шт.), и первое место в рейтинге принадлежит как раз таки Hyundai (17,9 тысячи машин). Рост составил внушительные 20%, что меньше, чем, например, у белорусского хедлайнера в лице Geely (+33%). Тем не менее 18 тысяч новеньких «Хёндэ» за год — внушительная заявка. Причём среди лидирующих экземпляров не только бюджетный Ассеnt (5 143 ед.), но и куда более дорогой Tucson (4 889 шт.).

Сейчас завод производит шесть моделей методом крупноузловой сборки (SKD) и лишь одну — методом мелкоузловой (CKD)

Новенькие Hyundai Tucson уже готовы к отправке в Беларусь... 

А вот в списке самых продаваемых в РК автомобилей за шесть месяцев 2021-го Hyundai занимает второе место. Но до конца года всё может измениться, когда в свободную реализацию поступят обновлённые Creta, Tucson и Palisade. Пробные партии уже проходят испытания, что мы могли наблюдать во время визита на предприятие.

Строительство завода было начато 21 апреля 2019 года, и уже через год с линии предприятия сошёл первый автомобиль

Новейший завод Hyundai Trans Kazakhstan находится в индустриальной зоне Алма-Аты, до которой час-полтора езды на автомобиле из центра города. Площадь предприятия — 34 000 м2, и расположено оно на 25 гектарах (белорусский завод «БелДжи» занимает площадь 118 гектаров). Правда, неподалёку уже выделена площадка для строительства производства, на котором наладят выпуск пластиковых деталей (бамперы, панели, дверные ручки и проч.). 

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев оставил личную подпись на капоте первого выпущенного экземпляра

Производство автомобилей методом крупноузловой (SKD) сборки стартовало в апреле 2020 года, и на первом этапе (до конца 2021-го) на предприятии планируют выпустить до 30 тысяч машин. Далее — выход на показатели в 45 и 60 тысяч новых автомобилей ежегодно, что позволит полностью насытить местный рынок и обеспечить экспорт (до 50%) всего модельного ряда Hyundai в Узбекистан и Беларусь.

В настоящее время методом мелкоузловой сборки (CKD) производят только Hyundai Accent (50% от всех выпускаемых моделей). За смену удаётся сварить, покрасить и собрать до 20 автомобилей, но уже осенью на конвейер полного цикла станет Tucson...

Кузов Accent окунают в 14 ванн: девять на линии подготовки (промывка, очистка, активация, фосфатирование) и пять — на линии катафореза

Как минимум полчаса кузов выдерживают в печи при температуре 180 градусов

Далее следует сушка катафорезного грунта, затем автомобиль поступает на окраску

Кузов сразу покрывают базовым слоем грунта, после чего отправляют сушиться. Затем ещё раз вручную наносят краску и лак

Окрашенный кузов проходит финальный контроль качества — и можно приступать к сборке

Пока же Tucson, как и Creta, Elantra, Sonata, Santa Fe и Palisade, поставляются на линии в качестве уже сваренных кузовов, на которые в собранном виде устанавливаются окрашенные кузовные детали, приборные панели, двигатели, радиаторы и элементы выпускной системы. Так сказать, отвёрточное производство с прикручиванием колёс в своём классическом виде.

Уровень локализации на заводе пока крайне низкий. Большинство нужных компонентов поставляется уже в собранном виде

Примечательно, что «Акцент» и «Крету» в Беларусь будут по-прежнему привозить из России, а вот «Элантра», «Соната», «Тусон» и обновлённый «Санта» приедут к нам из Казахстана. Возможно, стороны договорятся и о поставках роскошного Palisade на наш рынок. Пока же белорусский импортёр просчитывает целесообразность ввоза этой модели. Будет ли спрос?

Во время визита белорусских журналистов в Казахстане стартовали продажи Hyundai Palisade. Цены начинаются от $47 900 

— Предприятие у нас компактное, не спеша обойдём всё за полчаса, — говорит директор завода Максим Тарасов (он же проводит экскурсию по цехам). — Общая численность сотрудников — 540 человек, средний возраст — 33 года. Причём бо́льшая часть занята в цеху сборки.

Отдельные виды работ проводят вручную — например, подготовку дверных ручек к покраске

В современных офисах трудятся ещё 40 человек. С ними общая численность занятого на предприятии персонала достигает 580 работников

Средняя зарплата на заводе — 250 тысяч тенге ($580), сотрудникам положен соцпакет, на территории предприятия действует учебный центр, где занимаются переквалификацией специалистов с опытом работы на СТО и в автомастерских.

Все сварочные работы производят люди. Роботов на казахстанском автомобильном заводе нет

— Уровень локализации в настоящее время небольшой — местного производства в основном техжидкости. Все необходимые компоненты (в том числе штампованные детали) прибывают из России, Китая или Южной Кореи, — рассказывает Максим Тарасов. — Собственный цех штамповки целесообразен при объёмах от 120 тысяч автомобилей в год. То же можно сказать и о промышленных роботах в цеху сварки (стоимость одного — от 1,2 миллиона долларов) — у нас их нет. Только полуавтоматическая сварка, покраску кузовов также производят люди...

Измерительная машина по 800 точкам проверяет геометрию и качество сварных швов одного кузова в смену

Экземпляр на 95% должен соответствовать эталону. Если меньше — всю партию утилизируют


Мы не спеша пробираемся по чистым помещениям, где деловито шуршат, скрипят, жужжат оборудованием люди. Уровень автоматизации и правда минимальный: вот неподалёку рабочие повышают малярное мастерство на специальном манекене... Но, как говорит директор, такой подход экономически оправдан.

Директор завода Hyundai Trans Kazakhstan Максим Тарасов

— Все произведённые автомобили уже забронированы дилерами — мы не работаем на склад. Что касается Беларуси, то в первом заказе значится около 200 машин. Это Hyundai Santa Fe и Sonata. До конца года хотим поставить в вашу страну ещё не менее 500 разных моделей, — вводит в курс дела руководитель предприятия. — Также в ближайшем будущем собираемся опробовать производство пробной партии Genesis и электрокара Ioniq 5. Но это планы на долгосрочную перспективу.

**

В отличие от Казахстана в Беларуси марка «Хёндэ» далека от звания народного любимца (8-е место по итогам продаж 2020-го). А за последние три года наши соотечественники купили 546 Santa Fe и 728 Tucson. И лишь у «Креты» цифры куда более оптимистичные — 4 317 проданных авто. Однако до казахстанских «18 000 в год» местная дилерская сеть серьёзно недотягивает. Отсюда и объёмы поставок куда скромнее.

Новая Elantra выглядит очень эффектно, но к нам первые машины доедут лишь осенью. Цены в Казахстане начинаются c $19 700

Первая партия из 40 Hyundai казахстанской сборки в августе прибудет в Минск. При этом Santa Fe и Sonata будут исключительно крупноузловой сборки. Среди них значатся 16 машин с дизельными моторами (199 л. с., 440 Нм), которые нам так и не удалось испытать. Надеемся, «Санта» с 2.2 CRDi обязательно окажется в тестовом парке дилера — ведь именно продажи дизельной версии превалировали у нас из года в год.

av.by выражает благодарность ООО «Хёндэ АвтоГрад» за помощь в организации поездки

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Фото: автора

Читайте также:

Дмитрий Макаревич
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments