Течёт, но едет. Mercedes ОМ 651 — мотор, который всё выдержит?

  • 13 июля
  • Просмотров 10966

Семейство моторов ОМ 651 — это надёжные и простые двигатели со своими особенностями, зная которые вполне возможно проехать далеко за 500 000 км. А вот удастся ли добраться до миллионного километра на одном из представителей 651-й серии, узнаем вместе с техническим специалистом СТО Mercedes-Benz Inter Hofmann Кириллом Бабаньковым. 

Двигатель OM 651.921, снятый с Mercedes-Benz E250 CDI BlueEFFICIENCY

Mercedes-Benz E250 CDI (W212) 2013 г. в.

Богатая история

Двигатель OM 651 имеет бесчисленное множество модификаций, но по своей сути это один и тот же мотор с характерными особенностями, актуальными для подавляющего большинства вариантов. Им оснащают совершенно разные модели Mercedes: от А-класса до микроавтобусов. Так, герой нашего разбора ОМ 651.921, он же OM 651 DE 22 LA 250 CDI, — самая мощная версия на 150 кВт, 204 силы и 500 Нм. Данную модификацию устанавливают не только на Е-класс, но и на С250, CLK250, GLK 250, SLK 250, CLS 250, S250, S300. Аналогичный мотор, однако, как ни удивительно, с меньшей мощностью можно встретить на V-классе, Viano и Sprinter не старше 2009 г. в. А вот максимальный потенциал этого двигателя раскрывается в S300 (W222) — самой мощной версии в сочетании с электромотором.

 Проблема конкретного экземпляра

С чем же пожаловал на сервис белоснежный «Мерседес» Е-класса, не преодолевший рубеж и в 200 000 км? 

— Машина приехала к нам не своим ходом. Путешествие по дороге с усовершенствованным покрытием (проще говоря, по гравию) обошлось дорого — заменой мотора, — рассказывает мастер. — Трещина в поддоне спровоцировала течь масла, что в свою очередь привело к масляному голоданию и, как следствие, заклинившему коленчатому валу. Не будь поддон пластиковым, возможно, этот «Мерс» и дальше колесил бы по пересечённой местности (к качеству пластика у Mercedes есть вопросы, и не только в нижней части двигателя). Но к этому мы ещё вернёмся. В связи со сложностью потенциальных работ по устранению многочисленных проблем было принято решение полностью заменить мотор на аналогичный с пробегом. И такой вариант быстро нашли —  двигатель из Европы, преодолевший до 100 000 км. Состояние донорского агрегата не вызвало сомнений в надёжности и грамотной эксплуатации. В поддоне не было абразива и стружки, впускной коллектор без нагара, цепь не растянута. Остаётся дело за малым — поменять навесное, и можно дальше гонять с новым движком.

Течь масла из поддона стала причиной заклинивания коленчатого вала

Трещина в поддоне привела к масляному голоданию

Процесс замены нерабочего двигателя на аналогичный с пробегом

— Если бы не пробитый поддон, этот агрегат смог бы пройти 300 000 км и более, — предполагает специалист. — Тем не менее следы эксплуатации в наших реалиях говорят сами за себя. При условии, что с данным экземпляром обходились максимально корректно, низкое качество топлива всё равно даёт о себе знать. Обратите внимание на степень загрязнения каналов. Это не самый худший образец, так как масло меняли каждые семь-восемь тысяч километров. А бывали случаи, когда и карандаш не пролезал: настолько засорялись отверстия.

Закоксованность — одна из главных причин выхода из строя впускного коллектора 

На профильных сайтах и форумах есть множество рассказов и мнений о ремонтах и проблемах двигателя ОМ 651.921. За период общения с этим агрегатом наши эксперты пришли к следующему выводу. Главный недостаток — склонность к утечкам масла. Двигатель течёт буквально отовсюду! Предвидеть это сложно, а устранять необходимо незамедлительно. Но тут уже как повезёт. Поговорим об основных причинах такого процесса, каждая из которой может стать фатальной для мотора. 

Текущий впускной коллектор

Если коллектор сифонит — дело движется к большой разборке. Конструкция такова, что устранение течи требует демонтажа множества элементов, начиная с клапана EGR, компрессора кондиционера, приёмных труб впускного коллектора, дросселя и заканчивая топливным фильтром с крепежом. Проблема утечек довольно проста и банальна — это вибрации. К сожалению, с ними ничего нельзя поделать, даже максимально качественное топливо и оригинальное масло не спасут от возникновения данного недостатка. От вибрации прокладки усыхают и болты самовольно начинают раскручиваться, с коллектора постепенно уходит масло. Это одна из «детских болезней» мотора ОМ 651.921. Предупредить разгерметизацию впускного коллектора практически невозможно, главное — вовремя начать «лечить», чтобы не допустить масляного голодания. Одна из возможных причин — качество пластика, из которого изготовлен элемент.

Приёмная труба впускного коллектора

Ремонт впускного коллектора потребует снятия клапана EGR

При починке впускного коллектора необходим в числе прочего демонтаж дросселя

Текущий масляный стакан

Именно эта деталь даёт течь в месте прилегания к силовой конструкции. Усыхает прокладка штуцера, которую заменить в отдельности не получится. Придётся менять узел целиком, то есть стакан со всеми креплениями и прокладками. Сам он не имеет склонности к образованию трещин, иначе каждая замена фильтра потребовала бы дополнительных работ по демонтажу двигателя. При возникновении проблем с герметичностью пластикового корпуса масляного фильтра под удар попадает натяжитель цепного привода, неисправность которого в перспективе может привести к выходу из строя подшипников коленвала. На герметичность оказывает влияние состояние теплообменника. При ухудшении проходимости через него масло перегревается, что приводит к последствиям, описанным выше.

Масляный стакан редко обращает на себя внимание

А вот за прокладкой под штуцером крепления нужен глаз да глаз! В случае чего потребуется замена всего элемента в сборе

Проблемы с теплообменником встречаются редко

— Но течи масла далеко не единственный бич данного силового агрегата, — отмечает Кирилл. — Форсированная версия на 204 л. с. оснащена двумя турбинами, которые рано или поздно напомнят о себе. Именно двойной турбонаддув и добавляет эмоций — как в плане вождения, так и при последующем ремонте. Упрощённые версии более надёжны в этом плане, но и КПД у них значительно ниже. Периодически наблюдаются проблемы с натяжителем цепи, системой охлаждения и клапаном EGR, но всё это несистемно. А вот на турбинах заострим внимание.

Инженеры неплохо поэкспериментировали с последовательностью включения большой и малой турбин. Самое главное — это турбина с неизменяемой геометрией, выходит, она простая и надёжная. Но не всё так однозначно. Оси клапанов вестгейта попадают под удар сажевых отложений. Проявляется проблема по-разному, в основном «несвоевременным подхватом», то есть отсутствием приёмистости мотора. Вычислить это сложно, и единственное решение — снятие турбины.

В целом мотор ОМ 651.921 не сказать чтобы сырой или недоработанный. Экземпляры первых лет выпуска могут грешить некачественными форсунками, но по состоянию на сегодня этот недостаток устранили. Бытует мнение, что самая уязвимая часть — масляный насос. Именно система умной подачи давления приводит впоследствии к срыву вкладышей коленвала. Однако подобная проблема характерна для менее мощных версий, так что конкретно в нашем случае бояться нечего. 

Купить и долго ездить

При приобретении подержанного Mercedes с двигателем 2.2 CDI обязательно посещение профильного сервиса. Мотор достаточно прост в плане диагностики, а насчёт ремонта можно сказать диаметрально противоположное. Только специалисты смогут дать реальную оценку состоянию двигателя. При первичном осмотре обратите внимание на течи, посторонние звуки и работу турбины. 

Возможный цокот и стук — это не привычная в большинстве случаев растянутая цепь, а серьёзный повод призадуматься. Цепь не склонна к растяжению, но вот металлический посторонний звук может быть прямым свидетельством неисправности масляного насоса и некорректной работы валов, что с большой вероятностью приведёт к капитальному ремонту в скором будущем. «Задумчивая» турбина — ещё один веский повод усомниться в приобретении машины. И дело может быть не только в первой, но также в системе EGR и состоянии впускного коллектора, устранение проблем которых весьма затратно по средствам и времени.

Стоимость обслуживания и ремонта:

  • замена цепи ГРМ с натяжителями — от 1 300 руб.;
  • замена свечей накаливания — от 250 руб.;
  • замена масла (оригинал) с фильтром и работой — от 260 руб.;
  • замена датчика оксида азота (NOx) — от 1 500 руб.;
  • ремонт турбин — от 950 руб.

Мнение эксперта

— Старшие версии моторов хвастают выдающимися показателями: крутящий момент в 500 Нм для двигателя объёмом 2,2 литра и с расходом солярки 6,5 литра в смешанном режиме достойны восхищения! Мотор не сказать чтобы проблемный, но и совершенным его не назовёшь. Ведь многие болезни перешли с предшественника — ОМ 646, — говорит специалист. — В любом случае люди, которые передвигаются на таких автомобилях, с достатком выше среднего, а значит, и цена обслуживания не должна стать камнем преткновения. На первом месте комфорт и динамичность, которые ОМ 651 обеспечивает с лёгкостью.

аv.by выражает благодарность сервисному центру Mercedes-Benz Inter Hofmann за помощь в подготовке материала

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Валерий Кузьмицкий
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments