«Рихтовал дилерские машины, которые потом продавались как небитые». Кузовщик о своей работе без прикрас

  • 8 июня
  • Просмотров 80657

В цикле статей «Голая правда» представители разных профессий рассказывают об изнанке своих трудовых будней, реальных доходах и секретах ремесла. В прошлый раз мы общались с владелицей СТО, которая погрузила нас в мир стекольного бизнеса. Сегодня же о нюансах своей работы нам рассказал мастер кузовного дела, находящийся по ту сторону легального автосервиса, с собственным взглядом на клиентов, «развод» и заработки.

Когда-то мужчина (назовем его Антон) начинал подмастерьем у своего соседа. Однако его так затянуло, что уже больше 15 лет он без устали бьет молотком и жужжит болгаркой на кузовном фронте, считая, что в этой сфере лучше работать в тени и никому не доверять. О реалиях кузовщика-трудяги — в новом интервью, на которое наш герой согласился исключительно на условиях анонимности.

Студент «хабзы», подмастерье, кузовщик

— Вы работаете в сфере кузовного ремонта уже более 15 лет. Как так сложилось, что вы попали в эту сферу, и с чего все началось?

— В 1990-х после школы пошел учиться в «хабзу» на автослесаря. Когда я подавал документы в ПТУ, мне сказали: «Вы не пройдете. У вас 4,2 балла, а у нас проходной — минимум 4,5». Подумал, ладно, раз там такие все умные, так хоть учиться не надо будет. В итоге оказалось, что я чуть ли не самый смышленый в группе! После трех лет обучения получил «корочку» и начал зарабатывать в другой сфере: от одной фирмы возил челноков в Москву. Я работал экскурсоводом в автобусе, как стюардесса по имени Жанна. Тогда мне было 19–20 лет. Простой молодой пацан, да и там платили шальные деньги: за сутки мог получить 260 долларов, тогда как люди в стране зарабатывали по $100 в месяц. Все говорили: «Это шикардос». А я делал по три рейса в неделю и падал от усталости.

Со временем этот бизнес сошел на нет, денег платили все меньше. После того, как оттуда ушел, меня позвал к себе сосед, который работал на развале. Он взял меня учеником на слесарку — деньги были небольшие, это ведь работа из разряда «принеси-подай». А потом меня отправили помогать кузовщику — он не справлялся в одиночку. Одно дело — научиться гайки крутить, а другое — делать качественный кузовной ремонт. На это нужно время. Конечно, сэнсэй тебе все покажет, расскажет, но ты все равно должен рассчитывать на свои руки и понимать: тебе никто просто так не поможет! Да и он же твой конкурент в будущем, когда ты всему научился и готов работать на равных.

Дилерские машины, «левак» из России

— Я так понимаю, что спустя год-полтора кое-чему научились. Не захотелось открыть что-то свое, раскрутить похожий бизнес?

— Еще какое-то время я там продержался. Начинал варить с глушителя, потом стали возить ржавые «Жигули». В 2002–2003 году слесари получали по 150 долларов в месяц. В первое время я постоянно косячил, но набивал шишки под присмотром опытного мастера. Не помню уже, почему ушел от соседа, но кузовной ремонт меня затянул надолго.

Потом я попал на СТО, где в основном делали дилерские машины. В мои обязанности входило вытянуть кузов, заменить какие-то детали, собрать, подогнать их по зазорам. Когда ты работаешь с одной маркой, это очень удобно: ты знаешь наизусть, что и как деформируется, и просто отдаешь силовые элементы кузова ребятам на малярку: «Красьте, а я соберу машину». В первое время на то, чтобы разобрать и собрать кузов, уходило два дня, а когда рука набивалась, делали все буквально за 2–3 часа.

Больше 10 лет проработал в одном месте. Не дергался, меня все устраивало. На станции стабильно платили, разрешали делать свои машины — зачем бегать по другим СТО? В зависимости от выработки в месяц могли получить и 2 тысячи долларов — когда шел постоянный поток авто из России. А еще на дилерских машинах наша компания зарабатывала неплохо. Для общего понимания: за один дорогой и серьезной битый автомобиль мне платили 1 400 руб. (за две недели работы), столько же — маляру, а общая касса — 50 тысяч. Вот и делайте выводы!

Однако последние несколько лет в свободное от работы время я все чаще стал заниматься «леваком». Связался с одной страховой компанией в России, тягал битые машины, восстанавливал их, а потом продавал. Иметь дело с целыми тачками ниже рынка — себе дороже. Найти в РФ нормальный автомобиль — то же самое, что гадать на кофейной гуще. Хорошее дешевым не бывает — это однозначно. Со страховыми я не сотрудничал напрямую, между нами был посредник. В основном он подгонял «премиум» с небольшими пробегами и легкими повреждениями.

Когда человек попадал в аварию, он уже не хотел ездить на испорченной машине, понимая, что проигрывает по деньгам. Как он поступал? Подкупал страхового агента и делал фейк: прикручивал разбитый поддон с другой машины и ему списывали мотор. Так я купил Audi A6 с пробегом 50 тысяч км. В ней я поменял только бампер, фару и интеркулер — ничего серьезного, она просто наехала на бордюр. Чтобы вы понимали: притянул одно такое авто, потом полгода «отмывка» — это когда делают запрос в РФ. Я не считал, сколько зарабатывал на одной машине. Могу сказать так: с четырех выходило примерно 3 500 долларов, учитывая, что люди хотели купить подешевле.

Указ № 140 поставил крест на подработке

— Все машины ремонтировал на СТО, в которой я тогда работал. Компания была в курсе — а что руководству оставалось делать? Хороших денег уже не платили, а держать человека в штате надо. Поймите, дилеры стали расширяться и отказываться от субподрядчиков, с каждым годом объемы работ снижались, зарплата урезалась все больше, перспектив вообще никаких. За шесть лет обычных клиентов мы попросту растеряли. Да и привыкли к хорошему. Покраска одного элемента на авто частника стоила $150, а по безналу — все $500. На СТО стали искать новых клиентов — а толку?.. Вот я и начал заниматься этим «перекупством»...

Другие кузовщики и маляры просто ленились и завидовали. Как в одном бородатом анекдоте: «Сидит Ваня на печи…» Я же построил квартиру, купил новую машину. Все шло гладко, и все авто из России окупались ровно до 140-го указа. В 2019-м я потерял на одной Volvo $5 тысяч — а что поделаешь? Просто у меня деньги жали карман и мне предложили эту машину. Дважды возвращал задаток, хотя ни один автоподборщик не определил бы, что она бита, если бы не фото по VIN. Обидно, конечно, но в таком деле есть риски. 

С того момента люди не обращали внимание на 200–300 тысяч пробега, зато крашеные элементы кузова — приговор. Этим простофилям невдомек: вот станешь ехать, а кто-нибудь цепанет тебя за бочину — и что, не будешь красить машину? Будешь! Но важно, как ее сделают. Конечно, если крыло отрихтовали тяп-ляп, с дешевыми компонентами и с нарушением технологии, то потом и лак облазит, и шпатлевка трескается. А у меня все всегда четко!

«Сделал Tesla за полторы недели и положил в карман $1 400»

— Как вы пришли к тому, чтобы начать работать на себя?

— Один раз я уходил с той СТО, когда платили копейки, а надо было кормить семью. Полтора года работал со своим другом, у которого было ЧУП. Вроде дела шли неплохо, но стали душить налогами и требовать с каждого работника по 1 200 руб. А когда в подчинении 4 человека, то уходишь в минус моментально. В итоге мой товарищ закрылся и ушел в гараж. Потом меня вернули на ту же станцию, так как не могли найти толкового кузовщика. Проработал там еще год и вот совсем недавно опять с ними расстался. Арендовал помещение и потихоньку делаю машины.

— Не думали предложить свои услуги официальному сервису какой-либо марки? Можно ли сказать наверняка, что кузовной ремонт на сервисе дилера будет в разы качественнее, нежели у обычного гаражного мастера или рядовой СТО?

— Однозначно нет. Вот один дилер поставил машины на поток, не особо интересуясь качеством. Главное — это заработок. Люди бегают, текучка большая. Где гарантия, что там, у дилера, хороший специалист? А еще я не открою Америку, если скажу: не факт, что все новые машины не биты и не крашены. Бывает, при транспортировке они повреждаются и царапаются. Много мы таких переделали: меняли и купола крыш, и задние крылья, полностью красили. Потом они продаются в салонах как новенькие! А человеку с улицы и в голову не придет, что его в престижном салоне жестко обманывают.

— Когда вы ушли на вольные хлеба и начали работать на себя, стали ли больше доходы?

— Вот вы спрашивали про «официалов». Я не открещиваюсь от них. Я готов работать там, где платят деньги. Пошел бы на официальный сервис, если бы предложили хотя бы $1 500. А намедни меня звали на станцию одной французской марки и предлагали какие-то 1 500 рублей! Разве это деньги? Вот я сделал Tesla за полторы недели и положил в карман $1 400. Как говорится, почувствуй разницу. Правда, все эти 1,5–2 недели горбатился с утра до ночи, не видел семью. Но сейчас машины из Штатов поперли, поэтому есть работенка. На днях подогнали еще две «Теслы», Honda и BMW. Что касается платы за аренду помещения, то договорился поработать на стапеле две недели за 200 долларов. Какие-то инструменты есть там, какие-то — свои. Кузовные детали, запчасти — все это привозят клиенты, заказывая их заранее в США.

$100 за сутки, жадные перекупы, «кидалово»

— Как найти заказчиков в сложные времена?

— Когда я работал на СТО, то понимал: страховая машина просто так к тебе не приедет — все работает на «откатах». Сейчас же само получилось, что я переключился на американские тачки. У одной Tesla был серьезный удар по переду: там не было лонжеронов и моторного щита. Менять один лонжерон клиент не захотел, потому что попросту зажал деньги. То, что там будет криво стоять колесо, его не волновало. В итоге я «зафуфлил» машину, но это было с его согласия, поэтому не считается за обман. У другой «Теслы» восстанавливал заднее крыло и переднюю стойку с порогом. Мой заработок — 400 долларов за 4 дня с утра до ночи. Вообще, планирую свой доход из расчета 100 долларов в сутки. Если нужны какие-то расходники — минусуешь. У кузовщиков это минимум отрезные, лепестковые круги, сварочная проволока и кислота. Они на дороге не валяются.

Я занимаюсь только кузовщиной, а на малярные работы клиент уже едет к своим людям. У меня нет никакой «оборотки» — это важно для СТО. Я как волк — работаю один. Сделал одну машину — взялся за другую. А можно восстановить всего одну Tesla и пожить месяц-два припеваючи. Все зависит от человека. Хотя лично я не люблю «долгострои» — с одной тачкой морально устаешь больше.

— На каких машинах реально заработать больше всего? Обращаются ли перекупы?

— В кузовном и малярке есть «тяжелые» машины. Грубо говоря, VW Polo, Passat B6 и Touareg — между ними разница колоссальная. Однако я сказал бы так: хорошо разбирается та машина, которую ты знаешь досконально. И наоборот. А вот заработать можно на любом автомобиле, независимо от марки и модели, даже на «корчах». Какой-нибудь прожженный перекуп может выручить хорошие деньги: он же не станет искать новые запчасти. Вот приезжает ко мне такой человек с битым крылом и говорит: «Рихтуй, шпаклюй, делай что хочешь». Раз на раз не приходится: попадаются как адекватные, так и жадные до безобразия перекупы. С одним договорился на $300, другой за точно такую же работу просит в два раза меньше. Отказываешься — он все равно находит кузовщика, который худо-бедно сделает ему это крыло за предложенные деньги. 

— Обманывают ли кузовщики богатых клиентов, накручивая ценник на объеме работ и стоимости услуг? Есть ли совесть у кузовщиков?

— На СТО мы работали с дорогими машинами, и никто никогда не пытался схитрить. Это же страховые автомобили от дилеров. Вообще, в кузовном ремонте особо не разведешь клиентов, разве что можно накинуть пару сотен сверху, если человек совсем ничего в подобном не смыслит. Мол, там все поехало, надо сделать и это, и то. Вот кого-кого, а автоэлектрика в жизни не проверишь!

«Развод» может быть со стороны начальства. Допустим, ты прикинул, что ремонт обойдется в 100 долларов, а к тебе подходит директор и говорит, что оценил в полтинник. Якобы это его друг и надо ему помочь. Выходит, он уже автоматом положил $50 в свой карман, а процент за работу заплатит тебе с 50. Короче, там, где деньги, друзей нет! Не зря ведь эту фразу придумали. Вот еще один пример: я работал с одним человеком, которому платили 50 долларов за кузовной элемент независимо от сложности работы. Даже если надо было просто заматовать его из-за царапины. Считаю, это хорошие деньги, но он вскоре обнаглел и просил гораздо больше. 

— Попадались ли проблемные клиенты, которые дурили голову или были недовольны результатом работы?

— Еще на СТО попался один клиент, который не заплатил деньги. Он купил машину у своего соседа, тот ее сделал где-то в гараже. Потом приехал ко мне, чтобы погонять зазоры, покрасить ее, а потом перепродать. Смотрю, зазоры не выставляются. Разобрал и увидел, что она была серьезно бита и погано сделана. В итоге заменил передние лонжероны, перетянул «морду» и начал собирать машину. А там еще прибавилась замена «телевизора», крыла… Тут мужик начинает психовать, мол, денег нет, купил на последние, сделай все в кредит! В общем, 4 года минуло, а он не расплатился со мной. Должок — 500 долларов. Как-то встретил его на улице и послал куда подальше.

К счастью, таких клиентов практически нет. Если и возникают вопросы, то больше по малярке. Что-то вроде: я смотрю на машину с 8-го этажа, а свежепокрашенное крыло не попадает в цвет остального кузова. Один раз просто «облили» авто клиента, чтобы лишиться похожих проблем. У меня работа не такая нервная, как у маляров. Лично я не берусь за машины, где «стреляло» торпедо. Все остальное откручивается и прикручивается.

«Люди работают нелегально из-за больших налогов»

— Вот вы работаете неофициально, не оформляете договор, не выдаете чек. Какие у клиента есть гарантии, что работу сделают качественно и в срок?

— Кузовщина и малярка — это видимая работа. Плохо сделал — человек не заплатил деньги. Все просто. К нелегальному сервису я отношусь двояко. Люди ведь уходят в подполье, потому что нас душат налогами. Нет такого объема работы, чтобы выдавать большие деньги. Бухгалтер, работники, аренда — всем заплати. А что себе остается? Я знаю много кузовщиков и маляров, которые делают свою работу качественно, но тихонько в гаражах. Все объясняется просто: они не хотят отдавать бо́льшую часть дохода не пойми кому!

Конкуренция есть, и каждый сам оценивает свои руки. Как ни крути, а клиент сразу поедет туда, где дешевле. И ничего, что один кузовщик загрунтует только пятачок, а через 7 месяцев все полезет обратно. Другой берет больше, но и грунтует весь элемент, материалы у него хорошие. Кто-то скажет: «Ну и что?!» А на самом деле все это имеет огромное значение.

— Нет желания все-таки выйти из тени, открыть свою СТО, работать легально?

— Сейчас меня все устраивает, я ничем не рискую. Конечно, семью я почти не вижу, зато есть средства. Хотя я работаю в таком режиме лишь первый месяц.

У меня появлялись мысли открыть свой сервис, но я понимаю, что не соберу хороший коллектив. В остальном все реально: заложить энную сумму денег на первый год, работать на качество и делать объемы. Я человек не жадный: надо сначала заплатить сотруднику, а потом искать свою маржу. Честно скажу: пока не собираюсь работать легально. Причина одна: зарабатывать деньги не получится, а вкалывать просто на хлеб — это для меня не вариант.

Если вы работаете в автомобильной сфере и хотите честно рассказать об изнанке своей профессии (специфике, доходах, конкуренции и многом другом), пишите нам на news@av.by. Анонимность (если она важна) гарантируется!

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Елена Дорошкевич
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments