Семейство коробок ZF 8HP: наконец-то надежный «автомат»?

  • 9 июня
  • Просмотров 8137

Одна из самых надежных серий автоматических трансмиссий ZF 8НР по праву заслужила свою почетную позицию среди конкурентов. Отличительной чертой семейства считается надежность и возможность стороннего тюнинга. АКПП предназначены для широкой линейки моторов европейских и американских производителей и задумывались как выносливые и ресурсные агрегаты. Минуло десятилетие с момента выхода пилотной версии ZF 8HP, пришедшей на смену шестиступенчатому семейству ZF 6HP. В АКПП вносились доработки, ряд моделей расширялся. Таким образом, трансмиссия не раз оправдала свое конструктивное совершенство и устанавливается по сей день на автомобили в паре с широкой линейкой моторов.


Семейство ZF 8HP можно встретить на машинах с рабочим объемом от 2 до 8 литров (Bentley Continental или Lamborghini Urus). Популярность коробки очевидна: ее реально обнаружить на производствах от Брамптона до Баварии. Серии АКПП соответственно названию выдерживают нагрузки моментов от 400 (8НР45) до 1 000 Нм (8НP95). Сегодня на разборе две коробки: ZF 8HP45 c BMW X3 и ZF 8HP65 с Audi Q7. Разбирать будем вместе со специалистом СТО «Типтроник» Виталием Бабичем.

BMW X3 F25 на подъемнике. «Такое бывает: приехала из США небитой»

— Основное внешнее различие между экземплярами на разборе — это имеющийся в Audi встроенный редуктор, — показывает Виталий. — В целом же конструкции идентичны, а детали схожи и отличаются лишь размерами. АКПП ZF 8HP45 устанавливается на BMW в кузове F10, F15, F20, F22, F25, F30, Jaguar XE, VW Amarok, некоторые модели Alfa Romeo, Chrysler, Dodge Charger. 

АКПП ZF 8HP65 машины с пробегом 210 000 км

А вот АКПП серии ZF 8HP65 можно встретить на Audi A4, A5, A6, A7, A8, Q5, Q7, Q8, VW Touareg CR7, Porsche Cayenne E3 Turbo. Схожи коробки в ремонте, обслуживании и неисправностях, которых не так много — можно пересчитать по пальцам. Обзоров на данную трансмиссию немало, потому мы решили подготовить свой актуальный чек-лист по уходу и ремонту, основываясь на опыте общения с данным агрегатом. Пробег Audi и BMW, трансмиссии которых подлежат анализу в рубрике «ProЖелезо», на каждом автомобиле преодолел отметку в 200 000 км. Машины приехали своим ходом, так сказать, на плановый ремонт. 

У ZF 8HP45, визави предыдущей АКПП, пробег чуть больше — 225 000 км

Фрикционы и мехатроник — больные места?

В наследство от предыдущего 6-ступенчатого поколения 6НР21 достались проблемы с мехатроником. Периодически выходят из строя электронные клапаны, засоряется гидроблок при нерегулярной замене масла, следствием которой становится износ фрикционных дисков. Данная проблема хорошо видна на обеих коробках, которые мы изучаем. Естественным последствием стирания фрикционных пакетов является попадание частиц в гидроблок. То есть всему виной потеря свойств масла, а значит, периодичность его замены — жизненная необходимость при эксплуатации семейства трансмиссий ZF 8HP. К этому мы вернемся позже.

Проблемы с мехатроником могут возникнуть, если масло меняется реже диапазона в 60 000 км

Продукты износа фрикционных дисков могут привести к выходу из строя гидроблока

Фрикционы и гидротрансформатор

Самые частые жалобы — плавающие обороты, подергивания при переключении и эффект стиральной доски. Все перечисленные признаки — следствия пробуксовки гидротрансформатора. Задача «бублика» — передавать крутящий момент от двигателя к коробке. Передача осуществляется совокупностью трех процессов, но мы остановим внимание на двух основных, с которыми могут возникать проблемы. 

При грамотной эксплуатации гидротрансформатор выхаживает до 300 000 км

— Гидравлическая передача производится путем перетекания жидкости с лопатки на лопатку, механическая — путем включения блокировочной муфты, что, по сути, является прямым сцеплением, — отмечает Виталий. — В механической части находятся фрикционные диски, которые также подвержены износу при больших пробегах. В очередной раз обращаю внимание, что механическая часть обладает достаточным запасом прочности и фрикционы начинают гореть в случае непомерных нагрузок или пограничных цифр на одометре. При первых признаках неисправности гидротрансформатора не стоит пренебрегать посещением сервиса. Своевременная замена дисков позволит сохранить коробку. 

Металлы исполнения

— После 200 000 км пробега начинают возникать проблемы с износом алюминиевых составляющих, — говорит специалист. — Внутри фрикционный диск стальной, что способствует появлению повреждений алюминиевой шлицевой части ступицы сцепления D. Как следствие, фрикционные диски может заклинивать, неисправность проявляет себя в виде толчков, пинков и пробуксовок. 

Ступицы сцепления: слева — 8 HP65, справа  8HP45

Обратите внимание, что подобная ситуация актуальна для 8HP65 и 8HP45. Независимо от диаметра шлицевой части, повреждения алюминиевой ткани отчетливо идентифицируются. И все же это нельзя назвать болезнью или явной проблемой  скорее говоря, таков результат больших пробегов либо весьма агрессивного стиля вождения. В американском аналоге 8HP45/845RE алюминиевые компоненты заменены стальными, что значительно повлияло на выносливость агрегата в целом и, конечно же, на его вес. Версия 845RE программно «задушена» и не так остро реагирует на команды водителя, что позволяет ей выходить дольше на рамных внедорожниках и в более суровых условиях эксплуатации, в частности на бездорожье.

Шлицевая часть алюминиевых ступиц на больших пробегах подвержена деформации из-за фрикционных дисков

— При появлении люфтов в шестерне сателлита планетарного ряда P3 водитель может услышать характерный гул, — обращает наше внимание эксперт. — Локальный ремонт произвести не получится, потому замене подлежит ряд в сборе. При изучении АКПП мы наглядно столкнулись с такой проблемой. Эта беда возникает и по причине больших пробегов, а также у любителей поднажать. Страдает на больших пробегах и алюминиевая шлицевая часть ступицы пакета Е — задней планетарной передачи. На демонтированной части BMW X3 отчетливо видны следы износа. Если продолжать дальше ездить при подобном состоянии, это способно привести к слизыванию шлицов и прокрутке вхолостую. Нередко можно увидеть обрыв зубьев солнечной шестерни планетарного ряда.

Люфт шестерни планетарного ряда потребует полной замены узла

Алюминиевая шлицевая часть ступицы пакета Е весьма склонна к деформации

Замена масла

Стоит отметить данную процедуру как отдельный пункт, поскольку она является ключевой в процессе эксплуатации коробки. Несмотря на уверения производителей, в частности BMW, которые со времен выхода в свет E39 утверждают, что масло залито на весь срок эксплуатации, проводить замену все же стоит. Рекомендуемый регламент — 60 000 км.

Масляный фильтр с фетровым мешком встроен в поддон

Поскольку масляный фильтр встроен в поддон, то и замена производится в комплексе, что значительно влияет на общую стоимость. Хотя цена себя оправдывает на фоне потенциального капитального ремонта. Рекомендуется также проводить профилактику мехатроника (промывку и чистку) каждые 100 000 км.

Купить и не страдать

— При покупке автомобиля с АКПП обязательно посещение специализированного сервиса, — рекомендует Виталий. — Визуально заметных течей или дефектов в период эксплуатации может не наблюдаться. Во время первичной диагностики стоит обратить внимание на поведение коробки при включении режима «Драйв» на холодную, а также на функционирование трансмиссии после получаса работы в режиме городской езды. Толчки, задержки при переключении, плавающие обороты — все это явные признаки сильного износа. Особое внимание обратите на посторонние звуки. Гул работающей АКПП может свидетельствовать об износе планетарного механизма. Если вышеперечисленных признаков нет — можно ехать на СТО для проверки ходовой части.

— Главная рекомендация от меня — регулярная замена масла (каждые 60 000 км пробега), — замечает специалист. — Настоятельно советую заливать оригинальное масло. Процедура замены не из дешевых, однако шанс попасть на дорогостоящий ремонт сводится к нулю. Автомобилям, на которых установлены данные трансмиссии, зачастую приходится нелегко, ведь владельцы полноправно рассчитывают на динамичную езду, справедливо опираясь на технические характеристики машин. 

И действительно, автомобили, оснащенные двигателями с крутящим моментом в 400 Нм, готовы радовать своих хозяев потрясающим стартом и отзывчивостью на педаль газа, но агрессивный стиль вождения не пойдет на пользу ни одной АКПП, даже самой прогрессивной. Всего должно быть в меру. Но главное, стоит понимать, что автомобиль — это все-таки для обычных дорог, а не для трека. Выжимать из него десятые доли секунды при разгоне — однозначно приговорить «автомат» к ремонту.

Стоимость обслуживания и ремонта ZF 8HP:

  • диагностика АКПП — 36 руб.;
  • стоимость замены масла АКПП BMW, включая фильтр, поддон и ATF, — 776 руб.;
  • стоимость замены масла АКПП для Audi Q7, включая фильтр, поддон и ATF, — 887 руб.;
  • стоимость замены масла АКПП для Audi A8, A6, A4, включая фильтр, прокладку поддона и ATF, — 504 руб.;
  • стоимость ремонта гидротрансформатора серии 8HP — от 400 до 600 руб.

Мнение эксперта

— Как бы там ни было, ZF 8HP — это одна из лучших АКПП, представленных на автомобильном рынке, — подводит итог наш эксперт. — В большинстве случаев ремонт связан с внушительными пробегами, а свой ресурс в 250–300 тысяч км эти коробки выхаживают без особых проблем. Конструкция надежная, но сложная, потому не стоит обделять вниманием агрегат и следует регулярно проводить ТО. 

Явных инженерных просчетов в конструкции не наблюдается, а понятие «детских болезней» по факту отсутствует. Коробка не доставляет проблем, не требует «пенсионерского» стиля езды и регулярных адаптаций на сервисе. «Автомат» ZF 8HP по праву можно признать гораздо более динамичным и экономичным в сравнении с аналогичными АКПП от Aisin и Jatco. В плане надежности ZF нет равных, а цена ремонта сравнима с ценой конкурентов. АКПП способна выдерживать большие нагрузки и предоставляет возможности для тюнинга, позволяющего получить еще больше эмоций от вождения.

аv.by выражает благодарность СТО «Типтроник» за помощь в подготовке материала

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Валерий Кузьмицкий
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments