«Белагро-2021»: «Приходит богатый фермер — все начинают за него биться»

  • 2 июня
  • Просмотров 36260

Уже который год главная сельскохозяйственная выставка Беларуси открывает летний сезон. На «Белагро-2021» традиционно съехались все крупные производители отечественной техники, а также дилеры ведущих мировых брендов. Вокруг изобилие тракторов, погрузчиков да комбайнов, которые поражают своим величием, а заодно и ценой. Пытаться выяснить, кто из них круче, дело неблагодарное, поэтому мы прошлись по многочисленным стендам и пообщались с людьми, чтобы узнать, какая с/х техника нынче в тренде и чем привлекает местных аграриев.

В индустриальном парке время высоких агротехнологий

В последнее время международная выставка «Белагро» не имеет постоянного места жительства. В прошлом году аграрный форум развернулся на площадке Футбольного манежа, не позволив разгуляться на широкую ногу. В 2021-м учли масштабы экспозиции: она раскинулась на 20 тыс. «квадратов» в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень». Именно сюда в этом году стекаются официальные делегации и бизнес-миссии из разных стран, а также белорусские фермеры. Тем более что обещано им было немало.

Открытие выставки прошло в традиционном ключе: с песнями, плясками и перерезанием красной ленточки

Здесь собрались более 400 компаний, которые представят с/х продукцию и оборудование из 16 стран, а также более 200 образцов современной сельхозтехники. Так гласит официальный пресс-релиз. Однако одно дело — цифры на бумаге, другое — реальные впечатления участников, организаторов и гостей. К примеру, в оргкомитете выбору места выставки придали особый смысл: основной акцент сделан на новые технологии и их внедрение в сельское хозяйство.

А вот некоторые компании-участники посетовали на то, что места все равно впритык и тракторы пришлось ставить даже на газон. Мол, на европейских выставках в Ганновере и Париже техника ютится в закрытых павильонах. Все чинно, благородно. К этому белорусам тоже надо стремиться.

— Там, на Футбольном манеже, площадка была небольшая, а с каждым годом выставка набирает размах и не хватает места для техники всех желающих, — высказал собственное мнение Виктор Романов, замдиректора «МинскЭкспо». — Да, участников в этом году больше, чем в прошлом, почти в два раза, однако место проведения аграрного форума мне не нравится с точки зрения инфраструктуры. Этот объект для мероприятия предложила администрация индустриального парка: здание простаивает без дела. Самый идеальный вариант — собственный выставочный комплекс, который обещали построить. Для этого уже нашли инвестора.

На импортное поглядывай — свое покупай

Центральную часть экспозиции отдали под образцы техники «МТЗ-Холдинга». Им ожидаемо отданы все привилегии. В прошлом году флагман профильной отрасли показал Belarus-742 и улучшенные модели 82.3, 923.7 и 1222.4 (они пережили изменения от дизайна до технической начинки, а также эксплуатационных характеристик), а в 2021-м холдинг выступил почти в том же составе. Взять, к примеру, трактор-долгожитель 82.3, который за год претерпел еще ряд небольших изменений в части надежности и эргономики салона. Его стоимость — около 60 тыс. руб.

— За полгода продали чуть меньше 100 тракторов. В основном это рынок России, — вводит в курс дела ведущий инженер по рекламе «МТЗ-Холдинга» Василий Гнедчик. — Россияне уже товар оценили, тем более что мы показали универсальность данного трактора.


Еще одна модель — 2022.4. На нее установлены двигатель Cummins, большей размерности передний ведущий мост, что повышает тягу при выполнении работ в поле, давление на почву и позволяет оснащать более тяжелым передним навесным оборудованием. Кроме того, улучшили дизайн, снабдили модель современной светотехникой, электроуправляемыми зеркалами, системой автоподруливания. Цена — около $50 тыс.

На серийный МТЗ-3525 могут поставить гусеничные тележки, если того пожелает заказчик. Однако эта опция стоит недешево и спросом не пользуется. А вот макетный образец Belarus-5022 так и не запустили в серийное производство, и в планах этого точно нет. Представленная на выставке модель 3525 — это модернизация Belarus-3522, которая оценивается в районе 100 тыс. долларов.

Про золотой трактор Belarus-5022 мы спрашивали и в прошлом году. Ничего не изменилось — планов насчет выпуска нет

— По соотношению цены и качества мы занимаем лидирующие позиции на белорусском рынке, но он для нас маленький: меньше 10% от всего выпуска моделей. Значительная часть уходит в Россию, а также в другие страны.

На выставке мелькают лидеры белорусского машиностроения, среди которых не только ОАО «Минский тракторный завод», но и ОАО «МАЗ», «Гомсельмаш», «Бобруйскагромаш» и другие. У кого-то из местных аграриев одни лишь названия этих брендов вызывают трепет и гордость за технику, однако далеко не всем из них по душе свое, белорусское, — кому-то подавай лишь импортные «фендты» да «джон диры».

— Честно говоря, это обидно. Раньше такое проявлялось в меньшей степени. Я провел бы аналогию с телефоном: нынешняя молодежь любит больше сенсоры и джойстики, не осознавая, что это дополнительные затраты, в том числе на обслуживание и ремонт. Как повысить интерес к родной технике? Разрабатывать новые конструкции и улучшать качество — это ключ к тому, чтобы быть востребованным на рынке. 

«Наши — руки и металл, остальное — импорт»

У «Амкодора» много новинок сельхозагрегатов. А что касается техники, то уже второй раз подряд на экспозиции мы наблюдаем «Амкодор 308». Как говорит представитель компании, они настойчиво хотят завоевать сегмент небольших фермерских хозяйств, где компактный погрузчик станет незаменимым помощником. К нему прилагается разработанный девайс — пододвигатель кормов.

Цена на погрузчик «Амкодор 308» кусается — 130 тыс. руб.

Правда, за последние два года выпуска было продано всего 15 машин. Даже специалист соглашается: они не бьют рекорды продаж. Если вы подумали, что это связано с ценой, то правильно сделали. За такой погрузчик просят 130 тыс. рублей, и желающие в очередь с деньгами не становятся.

— Эта техника дорогая, потому что здесь стоят импортные гидравлика, двигатель Yanmar, мосты, — рассказывает Александр Санюк, замдиректора по коммерческим вопросам дивизиона «Строительные машины». — По большому счету из белорусского-российского здесь только руки и металл, все остальное — зарубежные комплектующие. Уровень локализации — примерно 20%. Однако холдинг делает ставку на эту модель и работает в направлении повышения локализованных компонентов.

Что ж, пожелаем им в этом удачи. А вот какова судьба презентованных в 2019 году грейдера «Амкодор 165» и бульдозера «Амкодор DC200»? Первый был продан в количестве порядка 40 единиц техники одной минской строительной организации.

— Благодаря выгодному контракту мы смогли доработать грейдер и устранить «детские болячки» коробки и двигателя. Машина пошла в серию и сейчас продается. Мы уже приблизились к 60-му заводскому номеру. Буквально на прошлой неделе первый грейдер «Амкодор» был отправлен в Россию. Его стоимость — от 300 до 350 тыс. руб. в зависимости от комплектации. Наш грейдер относится к среднему классу и весит 16 тонн, а еще в основном применим в сфере коммунального хозяйства.

На конвейере вот-вот будет выпущен 60-й грейдер «Амкодор 165»

Что касается бульдозера, то он завершил весь цикл испытаний и был реализован в количестве 2 единиц. К концу года планируется выпуск еще 10 штук. Учитывая, что бульдозер — это своего рода штучный товар, такие цифры оптимистичны. При данной цене (500 тыс. бел. руб.) он способен конкурировать на рынке с импортными брендами.

Помните бульдозер «Амкодор DC200»? Он выпускается и продается, завершив необходимый цикл испытаний

На сегодняшней выставке можно увидеть и уже знакомый погрузчик с телескопической стрелой, который считается проверенным трудягой и продается в основном на нашем рынке. Цена вопроса — 230 тыс. руб. За последние три года компания реализовала около 50 таких погрузчиков. Могло быть и больше, но с каждой партией модель совершенствовали — такова политика холдинга. На сегодня погрузчик «допилен» до конца и цели по нему амбициозные: продавать минимум по 10 единиц каждый месяц! 

В компании планируют запустить в серию «Амкодор W500C», который дорабатывают второй год кряду. Его ориентировочная цена —  $60–70 тыс.

Трактор с Гагариным, питерский «Кировец»

А вот эти RSM 3485 и 2400 представляет российский «Ростсельмаш». На одном из тракторов нарисован Гагарин. Конечно, это не значит, что техника летает, зато внимание посетителей обеспечено. Маркетинговая шалость, считай, удалась.

А вот, собственно, и тот самый мощный исполин RSM 3485 с шарнирно-сочлененной рамой в полном своем величии. Он оснащен 6-цилиндровым двигателем Cummins QSX15 с отдачей 492/517 л. с., имеющим 35-процентный запас крутящего момента. Коробка передач — автоматическая трансмиссия Powershift 16/4.

RSM 3485 впечатляет своими огромными колесами. За такой трактор просят 930 тыс. руб.

Как и у прошлогодней модели, здесь такой же головокружительный список характеристик: усиленные мосты с внешними планетарными передачами, задний и передний мост с блокировкой дифференциала, поворотный тяговый брус с пальцем на 50 мм, гидравлическая система Hi-Flow с закрытым центром и датчиком нагрузки, 6 пар быстроразъемных муфт, двухместная кабина с кондиционером и обогревом, цветной сенсорный 8,7-дюймовый дисплей на подлокотнике, радар скорости и система дистанционного мониторинга Agrotronic...

— Обе модели ходовые и выпускаются в Ростове-на-Дону. Правда, в Беларуси их пока еще немного. RSM 3485 (930 тыс. руб.) продано 2 единицы за прошедший год, 2400 (583 тыс. руб.) — 4–5. Фермерские хозяйства только начинают пробовать нашу технику, понимая, что она не хуже более раскрученных брендов. Здесь стоит двигатель Cummins, собранный в США, а не по лицензии в Китае. Большинство деталей импортные, российского практически ничего нет — только руки. Стекла и фары белорусские, а вот колеса произведены в Чехии.

Атмосфера на выставке дружелюбная, но с легким налетом конкуренции. Когда мы спросили, где стоит легендарный «Кировец», у сотрудников стенда, один из них в ответ рассмеялся со словами: «Может, где-то на сервисе». Правда, представитель питерского бренда шутку не оценил:

— Пускай сначала продадут 400 тракторов, а потом смеются, — встал он на защиту своего производителя. — «Ростсельмаш» еще не показал себя на полях Беларуси. «Кировец» же поработал в России без вопросов. Да, в нашей стране поначалу возникали нарекания по «спарке», где-то выходили из строя подшипники. Сейчас поменяли мосты, а с 2019 года, когда прошла глубокая модернизация, к питерским тракторам вообще нет претензий. Понятно, что здесь каждый хвалит свое, однако нужно не указывать на чужие недостатки, а говорить о своих преимуществах.

Взять, к примеру, «Кировец К-742», который облепили со всех сторон белорусские фермеры. Это уже далеко не тот советский труженик полей, совершивший в свое время революцию в крупномасштабном земледелии и тем самым давший мощный толчок развитию отрасли. Трактор оснащен двигателем Mercedes-Benz, его мощность — 428 «лошадей». Но самое главное — стоит такой покоритель полей 435 тыс. руб. По словам дистрибьютора, за эти деньги он не уступает по комфорту и проходимости импортным конкурентам, цена которых доходит даже до 1 млн руб.

«Кировец К-742» стоимостью 435 тыс. руб. вызывает интерес у тех, кто трудится на полях

Какие бы шуточки ни отпускали в адрес «Кировца», группка серьезных мужчин в костюмах уже обсуждает нюансы сделки. До нас долетают обрывки слов вроде «кредит» и «лизинг». Похоже, запахло реальным контрактом! А это шах и мат всем тем, кто ехидно посмеивается, глядя на потомка легендарного советского трактора.

Мимо проходят гости из Казахстана. Двое мужчин представляют ассоциацию фермеров у себя на родине и приехали на агровыставку по делу. Говорят, мол, они все посмотрят, изучат и предоставят информацию своим коллегам, а те уже будут думать и выбирать. Зато на вопрос, нравится ли им техника МТЗ, казахи отвечают без заминки:

— В нашей стране любят минские трактора. Они простые, надежные и недорогие.

John Deere для одного богатого фермера

Не только белорусской техникой живет агровыставка. Зарубежные бренды вроде New Holland, Claas и Fendt разместили свои экспозиции сбоку и позади манежа. Своим вниманием почтил эту выставку даже John Deere, представляющий премиальный сегмент тракторов. В 2020-м дилер американского бренда проигнорировал аграрный форум, объяснив это тем, что на прошлогодней площадке негде было развернуться, а стоимость аренды откровенно кусалась. В индустриальном парке, по мнению дилера, дела обстоят получше и есть смысл себя показать да на других посмотреть. 

Когда мы подошли к стенду поближе, один мужчина попросил сфотографировать его на фоне «Джон Дира», чтобы показать трактор одному богатому фермеру из Брестской области, который выращивает рапс и картофель. Сам фермер приехать не смог — человек занятой, да и сейчас сезон. 

Модель 8R 410 с 9-литровым движком на 443 силы можно считать в РБ новинкой — ее презентовали в 2020 году. Этот трактор с так называемой оленьей талией отличается высоким комфортом и хорошей обзорностью благодаря остеклению кабины водителя.

Правда, мужчина уверяет: богатому земледельцу трактор, увы, не подойдет, а вот 206-сильный 6195M может оказаться в самый раз. Разница в цене между ними существенная: первый стоит 420 тыс. евро, второй — €170 000.

Этот трактор John Deere стоит 170 тыс. евро и привлекает внимание белорусских фермеров

— На отечественном рынке их продается в среднем 10–15 в год. Много это или мало? Когда я приезжаю в Краснодар и слышу от местного дилера про их объемы продаж, то чувствую себя бедным родственником. В свою очередь, россияне завидуют продажам украинцев. К сожалению, в Беларуси объем рынка не такой большой, плюс имеется госрегулирование — те еще дебри. 

Это John Deere S790i — один из самых мощных комбайнов, которые дилер продает в РБ. Его цена — ориентировочно 560 тыс. евро

Представитель премиального сегмента не скрывает: если в поле зрения попадает какой-нибудь богатый фермер, его сразу же берут в оборот, потому что конкуренты не дремлют.

Немецкий бренд Fendt привез в этом году самый мощный в линейке колесный трактор 1050 Vario, а также новое поколение Fendt 933 Vario G6. Стоимость первого начинается от 300 тыс. евро, второго — 250 тыс. За год было продано больше 20 разных моделей (при этом количество импортных тракторов на белорусском рынке составляет порядка 100). Похоже, это неплохо.

Стоимость трактора 1050 Vario начинается от 300 тыс. евро

Территория тайных цен

По своему боевому настрою не отстает от конкурентов и еще один представитель импортной техники — Claas. В этот раз он вынес на суд успешных фермеров и передовых хозяйств такие модели, как 950 Jaguar 960 и Lexion 8700.

К слову, демонстрационный трактор 950 Axion (его стоимость тогда была заявлена в районе 350 тыс. евро), показанный в 2020-м, был практически сразу продан. Не исключено, что на нынешней выставке комбайны тоже быстро найдут своих покупателей.

— Зерноуборочный Lexion 8700 мы демонстрируем здесь впервые. Это большой шаг вперед в плане производительности: измененная система обмолота и высокий уровень автоматизации позволяют увеличить отдачу техники, сняв нагрузку с механизатора. Конкретно этот экземпляр принадлежит одному из хозяйств в Беларуси. Поскольку он предназначен для обработки больших площадей земли, то частнику нет смысла тратить на него такие деньги. Но цену называть я не хотел бы: она зависит от комплектации, плюс мы разговариваем с каждым покупателем индивидуально.

А вот это зерноуборочный комбайн Lexion 8700. Сколько он стоит — коммерческая тайна

— А вы знали, что каждый второй проданный «кормач» — это «Ягуар»? — подключается к разговору коллега представителя бренда.

Что касается Jaguar 960, то эта модель многим знакома и уже проявила себя на поприще сельского хозяйства. Она отличается от предшественниц тем, что здесь применяется полугусеничный ход.

— Имеется функция Dynamic Power, которая позволяет автоматически снижать мощность двигателя (свыше 600 сил) в тех условиях, когда она избыточна. Соответственно, техника потребляет меньше горючего. Вообще, этот комбайн — эксклюзив, представленный в Беларуси в единственном варианте. Найдется покупатель — будем разговаривать о цене с ним отдельно.

Кормовой комбайн Claas Jaguar 960 лидирует в своем сегменте на мировом рынке

**

Выставка продлится до 5 июня, поэтому пока рано говорить о том, сколько людей посетит главный аграрный форум страны. По предварительным оценкам, ожидается не более 30 тыс. человек.

Однако уже в первый день лета к павильонам с многочисленной техникой съехались фермеры и представители крупных хозяйств со всех уголков Беларуси, а также делегации из других стран. Кто-то вовсю наслаждался праздничной атмосферой, кто-то дегустировал мясо-молочную продукцию соседних регионов, а кто-то всерьез запланировал обновить технопарк. 

Еще больше тракторов и комбайнов можно увидеть в нашем разделе «Сельхозтехника»

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments