Реквием по мечте: разбор АКПП Geely Atlas и Geely Emgrand X7

  • 6 мая
  • Просмотров 57628

Дисклеймер: не принимайте близко к сердцу увиденное на фотографиях данной статьи, особенно если вы имеете инженерное образование или опыт в этой сфере.

На разборе автоматическая шестиступенчатая коробка передач Geely DSI M11. Данной трансмиссией оснащались Geely Atlas и Geely Emgrand X7. Где правда, а где вымысел и чего ожидать от китайского «автомата» в автомобилях с пробегом? Узнаем у специалиста столичного автосервиса «Типтроник» Виталия Бабича.

«Куда делись полтора литра масла в коробке?» Владелец Atlas возмущен работой официального сервиса Geely

Свое начало коробка Geely M11 берет от АКПП SsangYong BTR DSI-6 M11. Отличий немного, но трансмиссия Geely считается более доработанной. Однако по факту набор «болезней» идентичен, о надежности можно спорить долго, а на динамических характеристиках проще поставить крест. 

Виталий Бабич — технический специалист СТО «Типтроник»

DSI M11 устанавливается в паре с 2,0-литровым и 2,4-литровым атмосферным, а также 1,8-литровым турбированным двигателем. Крутящие моменты моторов соответственно от 178 до 285 Нм. Учитывая, что для трансмиссии предполагалось сочетание с двухлитровыми дизельными двигателями, у которых крутящий момент до 380 Нм, коробка легко «переваривает» бензиновые моторы Geely.

Geely Atlas

 (2,4 л, 148 л. с., 2019 г. в.)

— Сегодня на разборе две коробки, как раз от перечисленных выше автомобилей — Atlas 2019 года и Emgrand X7 2014 года, — показывает Виталий. — А теперь попробуйте найти 10 отличий. Их нет, несмотря на разницу в возрасте — практически 5 лет — и объем двигателей автомобилей — 2,4 л в Atlas против 2,0 в Emgrand X7. Пробег у машин схожий: 130 000 км у Emgrand X7  и 120 000 км у Atlas. Данные значения не являются подтверждением того, что обе коробки прошли именно столько. В Emgrand X7 велика вероятность совпадения показаний одометра с пробегом АКПП, а в Atlas есть подозрения на гарантийное вмешательство, что может означать замену агрегата в процессе гарантийного обслуживания. Факт остается фактом: обе коробки нуждаются в капитальном ремонте. Мы рассмотрим АКПП из Geely Atlas.

Слева трансмиссия Geely Atlas, справа — Geely Emgrand X7

Считаем подводные камни трансмиссии

— Прежде чем перечислить основные проблемы DSI M11, стоит уточнить, что к нам на обслуживание приезжают автомобили после гарантийного срока, пробег которых в среднем более 60 000 км, — поясняет специалист. — А потому подтвердить существующий миф о том, что АКПП Geely не выхаживает и 25 000 км, мы не можем. Назвать цифры ресурса, заложенного заводом, также будет некорректно, поскольку подавляющее большинство обращений по поводу капитального ремонта случается на отметке 100 000 км, а гарантийный срок обслуживания составляет 60 000 км.

Проблема номер один — выход из строя электронного блока управления мехатроника. Особенность в том, что при неисправности ЭБУ коробка не становится в аварийный режим. В таких обстоятельствах адаптации не запоминаются либо коробка будет находиться в режиме постоянной адаптации. Внешне проявления неисправности выражаются в подергиваниях и ударах при переключении передач, пробуксовках. Перечисленные симптомы требуют безоговорочного посещения квалифицированного сервиса. Неисправность блока управления легко диагностируется. Необходимые работы зависят от результатов диагностики. Если ЭБУ не вывел из строя коробку, достаточно обойтись его заменой. В противном случае глобальный ремонт неизбежен. Выгорают фрикционы, ломается тормозная лента, выходит из строя мехатроник — и так далее по цепочке. Чтобы избежать печальной участи, не стоит затягивать с обращением в сервис, считая: раз машина едет чуть хуже, это временное явление, которое само пройдет.

Мехатроник оснащен соленоидами американского производителя BorgWarner

 — Обратите внимание на фрикционный диск, — показывает Виталий. — На его поверхности отчетливо видны следы подгорания. Вследствие этого выделяется абразив, который попадает в масляный фильтр, но большая часть доходит до электронного блока. Есть вероятность, что затем заклинит соленоиды или выйдет из строя ЭБУ. Конечно, часть абразива удерживается магнитом на корпусе масляного фильтра, но глобально это не поправит ситуацию. Негативно сказывается и расположение фильтра: оно не позволит поменять последний при замене масла, которую рекомендуется производить как можно чаще, чтобы вымыть попадающие частицы, — тем самым продлевается жизнь фильтра и облегчается работа АКПП в целом.

При попадании стружки фрикционные диски подгорают

Замена масляного фильтра возможна при полном разборе коробки

— Проблема 4 из 5 машин — повреждение корпуса коробки, — рассказывает эксперт. — Причиной является шток поршня сервопривода, который взаимодействует с тормозной лентой с одной стороны и корпусом с другой. Шток может заклинивать, и тормозная лента начинает некорректно работать. Износу подвергаются все детали данного узла. Больше всего повреждения заметны на штоке и корпусе, так как первый выполнен из стали, а второй из алюминия. При ремонте производится замена данных элементов, причем корпус чаще всего ставится новый — подобрать целый б/у невозможно. Такая неисправность приводит к повреждению тормозной ленты. Ее выход из строя ощущается водителем через рывки, пинки и пробуксовки. Дефекты ленты и фрикционного диска схожи и выражаются в следах подгорания.

Выработка в результате некорректной работы стального штока с алюминиевым корпусом АКПП 

Потемнения в нижней части — следы износа тормозной ленты

— Ни один капитальный ремонт не обходится без ремонта статора масляного насоса. Мелкая стружка оказывается между опорным кольцом и статором, последний из-за трения, образующегося от вращения кольца, выделяет еще больше стружки. Как показывает опыт, она не пощадила ни одну трансмиссию. В данной конструкции частицы проникают в мехатроник и насос, что приводит к неминуемой гибели элементов. Насос шестеренчатого типа, и при взаимодействии с абразивом вращающиеся части начинают перемалывать сами себя. Так произошло и в нашем случае: обратите внимание на повреждения поверхности, — показывает мастер.

 

Опорное кольцо и статор насоса в сборе

Следы износа от попадания абразива между статором и кольцом

Шестерни масляного насоса

 

При попадании стружки насос начинает перемалывать себя

— Пожалуй, еще один камень преткновения DSI M11 — проблема игольчатого подшипника, — отмечает Виталий. — На него активно давит барабан сцепления С1. И снова люфт и свободный ход благоприятствуют образованию стружки. Неизбежно появляется износ на всех деталях и прежде всего на корпусе КПП в местах взаимодействия подшипника и барабана. Проблема подшипника замечена на обеих коробках, которые прибыли к нам на ремонт, что еще раз подтверждает конструктивную уязвимость АКПП.  

Барабан сцепления С1 — виновник износа игольчатого подшипника

Игольчатый подшипник под давлением барабана начинает люфтить

Следы повреждения лузы подшипника на корпусе коробки

 — Подведем итог. Для коробки с Atlas вырисовывается следующий комплекс работ: ремонт корпуса КПП, замена насоса, штока, всех втулок и фрикционных дисков, а также ремонт корпуса в районе игольчатого подшипника и замена последнего, — резюмирует специалист. — Подобное положение дел не редкость, ведь в трансмиссии все взаимосвязано. Износ штока провоцирует появление мелкой стружки, она приводит к неправильной работе тормозной ленты, далее идет цепная реакция — начинается износ втулок, корпуса, выгорают фрикционные диски, а сопутствующее образование абразива усугубляет износ деталей. Попросту говоря, коробка сама себя съедает. 

— Замена ЭБУ обойдется в 1 780 руб., замена шести соленоидов BorgWarner также недешевая операция. Добавляем сюда цену самого железа — общая стоимость ремонта подходит к черте в 4 000 руб. Есть ли выход из ситуации?

Рекомендуемый интервал замены масла — 60 000 км

Ездить и горя не знать…

 — Выход есть всегда. Регулярная замена масла убережет от больших неприятностей, ведь она способствуют вымыванию абразива и мелких частиц. Как упоминалось выше, масляный фильтр возможно заменить только при капитальном ремонте, а его состояние прямым образом отразится на долговечности всей АКПП. Будь у меня автомобиль с подобной трансмиссией, я бы менял масло каждые 60 000 км, а при активной городской езде — каждые 40 000 км, — замечает Виталий. — Эта процедура не бьет по карману, а в масштабах регламентного пробега превращается в сущие копейки. Тут как нельзя кстати подойдет старое выражение: «Копейка рубль бережет». Обязательно в процессе эксплуатации обращайте внимание на возможные течи, даже самые незначительные. Утечка масла может происходить как через сальники, так и через лопнувшие трубки системы охлаждения. Помните, что вы не на внедорожнике. Радиатор коробки, проводящие трубки очень чувствительны к внешним воздействиям и крайне тяжело переносят жесткие условия эксплуатации. Прямое попадание песка, грязи и даже насекомых в большом количестве может вывести из строя систему охлаждения и впоследствии всю трансмиссию. Также она не переживет буксировку при поломке — только эвакуатор. Фаркоп в Geely предназначен лишь для комплектаций с механической трансмиссией. И естественно, никаких быстрых стартов со светофора, иначе зеленый водителю не светит. 

 — При покупке подержанного автомобиля помните главное правило — необходима квалифицированная диагностика. Во время первичного осмотра обращайте внимание на течи, поведение коробки в движении, реакцию на переключение селектора и, конечно, на посторонние звуки при работе, — рассказывает эксперт. — Самый лучший рецепт проверки — это сравнение поведения АКПП при холодном запуске и после 30–40 минут работы. С пробегом более 100 000 км малейшие подергивания, пробуксовки, задержки при переключении передач, плавающие обороты двигателя — прямые свидетельства сильного износа. Отсутствие должного ухода на таком пробеге может быть фатальным.

Стоимость обслуживания и ремонта:

  • диагностика АКПП — от 18 до 36 руб.;
  • замена масла АКПП Geely — от 202 руб.;
  • ремонт АКПП Geely — от 780 руб.;
  • ремонт гидротрансформатора Geely — от 390 руб.;
  • ремонт корпуса АКПП Geely — от 300 руб.

 Экспертная оценка

— Трансмиссия Geely DSI M11 получилась очень противоречивой. С одной стороны, недорогое обслуживание и не самое плохое сочетание с линейкой моторов. С другой — весьма трудоемкий и дорогостоящий ремонт, множество «болезней», унаследованных от предшественников. Коробку нельзя назвать экономичной и динамичной, она предназначена для размеренной езды и неагрессивного стиля вождения. Это классический шестиступенчатый «автомат», который не посчитаешь надежным, но и упрекать в «ломучести» — это предвзято. Учитывая реальный ресурс коробки, куда рациональней присмотреться к автомобилям с преселективным «роботом» — цена обслуживания и ремонта приблизительно на том же уровне, а экономичность и технические характеристики не оставляют шансов «автомату». Подводя итог, отвечу на вопрос: «Отправился бы я на Geely с DSI M11 в путешествие вдоль Великой Китайской стены?» Скажу так: «Отправился, но не уверен, что проехал бы вдоль всей стены».

аv.by выражает благодарность СТО «Типтроник» за помощь в подготовке материала

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Валерий Кузьмицкий
Фото: Елена Дорошкевич
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments