ProЖелезо. Восстановление гидротранформатора

  • 24 апреля
  • Просмотров 9378

Гидротрансформатор — один из ключевых элементов связки «двигатель — коробка», именно он отвечает за передачу крутящего момента с ДВС на трансмиссию. Сегодня речь пойдет о той части, без которой совместная работа двигателя и трансмиссии невозможны и выход из строя которой попросту обездвиживает автомобиль. Что может стать причиной ремонта гидротрансформатора? В тонкостях работы и крепости сварных швов будем разбираться с техническим специалистом СТО «Гидротрансформатор» Виталием.

Виталий - технический специалист СТО «Гидротрансформатор»

В ближайшем выпуске «ProЖелезо» мы беспристрастно и непредвзято разберем самый надежный «автомат» в истории 6-ступенчатой АКПП — Aisin U660E и узнаем причину выхода из строя того самого гидротрансформатора, который пускаем под нож. Трансмиссия устанавливалась для переднеприводного Lexus ES 350, а также в паре с двигателем V6 на Toyota Camry, RAV4, Avensis. Так почему гидротрансформатору уделяют столько внимания, а за его ремонт и восстановление берутся специализированные центры?

Лучше Aisin в мире нет...

На разборе гидротрансформатор АКПП Aisin U660E с Toyota Camry, 3,5 л, 2006 года. Пробег машины на момент ремонта составил 219 000 км, если верить одометру. «Операция» начинается. Техник делает отверстие, чтобы слить масло и подготовить «бублик» к распилу. Далее агрегат фиксируется на станке, где производится резка сварного шва.

мастер делает сливное отверстие

резка корпуса гидротранформатора

Легким движением руки мастер вскрывает корпус гидротрансформатора.

— «Бублик» разделен на две части, но не как в детстве, — демонстрирует Виталий. — Смотрим на дистанционную шайбу между нижней крышкой и турбинным колесом. Она обеспечивает зазор при ходе поршня. На крышке видна выработка хода шайбы, также заметны потемнения на блокировочной части поршня. Цвет значительно отличается. Придется производить замену.

 

— Вскрытие айсиновского «бублика» показало неисправность блокировки поршня, — рассказывает мастер. — Как говорилось ранее, изменение цвета блокировки потребует переклейки кольца. Важно понимать, что ремонт трансмиссии — комплексный процесс, даже если гидротрансформатор в идеальном состоянии, его все равно разрежут. Коробка не ремонтируется частями.Поскольку в автомобиле осуществляется капитальный ремонт трансмиссии, гидротрансформатор починят.

на нижней крышке наблюдаются следы выработки дистанционной шайбы

кольцо блокировки поршня будет переклеено

Продолжаем разбор. В руках специалиста демпфер. Данный узел смягчает включение блокировки гидротрансформатора.

— С ним все в порядке, пружины целые, люфтов не наблюдается — оставляем, — резюмирует Виталий. — От неисправного демпфера — характерные следы выработки на контактной поверхности. Владельцу повезло: износа нет, еще один элемент сокращает цену ремонта.

несмотря на пробег, демпфер в идеальном состоянии

— Подлежит замене кольцо уплотнения, оно является важной составляющей для работы плунжера при закрытии каналов давления. Виден износ на подшипнике скольжения, его придется заменить, — показывает специалист.

Итак, какие работы по ремонту необходимы данному агрегату? Расточка нижней крышки для выравнивания поверхности, расточка шайбы и замена подшипника скольжения, замена тефлонового кольца и переклейка блокировки. 

— «Тойота» практикует установку проверенных временем надежных узлов, — обращает внимание эксперт. — В принципе, конструкция гидротрансформатора Aisin не претерпела глобальных изменений с момента выхода в 1980-х, так что запчасти в основном идентичны по сей день. Можно провести некую параллель с формой «Гелендвагена», элементы кузова которого с легкостью позволяют превратить автомобиль из 1990-х в современный.

в процессе ремонта потребуется замена подшипника скольжения

— А теперь предлагаю сравнить конструкции гидротрансформаторов разных производителей: GM, Daimler, ZF, Aisin, Jatco, — показывает Виталий. — Устройства данных агрегатов отличаются друг от друга, так как сопряжены с разными трансмиссиями. К примеру, GM устанавливается с классическим «автоматом», в то время как Jatco — часть вариатора. Конструкция ZF больше походит на «мокрое» сцепление роботизированной КПП, а Aisin — типичный представитель классики. Соответственно, обращение в ремонт и поломки напрямую зависят от сложности исполнения элемента.

— Самые распространенные проблемы Aisin — износ блокировки трансформатора и снашивание муфты свободного хода (МСХ). В гидротрансформаторе ZF в первую очередь выходят из строя фрикционы и уплотнения, а также МСХ. Последняя работает по принципу велосипедных шестерен: в одну сторону крутится, в другую нет. В разработке от Daimler (устанавливается на Mercedes) чаще остального выходят из строя фрикционы, возможен развал турбинного колеса. Весьма уязвимы алюминиевые уплотнения нижней крышки, вследствие чего появляются потери давления. Переходим к GM. На стеллаже «бублик» от 5 S40. Подобный агрегат можно встретить на дорестайлинговых BMW E39, X5. Среди проблем гидротрансформатора GM — износ блокировки, уплотнителя. Может расклепаться ступица, нередко рассыпаются подшипники. Что касается гидротрансформаторов с вариаторов Jatco, то среди основных проблем стоит обратить внимание на состояние подшипников, которое непосредственно влияет на давление внутри «бублика». Нередки случаи раздувания корпуса механизма.

Время и ресурсы

— Все зависит от пробега и года изготовления трансмиссии, поколения автомобиля. Более современные имеют гораздо меньший ресурс. К примеру, старый гидротрансформатор от Mercedes без блокировки может преодолеть миллионный рубеж. В то же время современный 8-ступенчатый ZF не выхаживал без проблем и 50 000 км. Подобный случай произошел с американским BMW, гидротрансформатор которого вы видите на столе.

гидротрансформатор АКПП ZF 8HP70 

— При сравнении конструкций 8-ступенчатого ZF и 6-ступенчатого Aisin очевидна разница в исполнении, — констатирует Виталий. — Отсутствие фрикционных колец в японском варианте дает больше надежности, зато немецкий вариант куда шустрее ведет себя на дороге — каждому свое. Ресурс говорит о многом: у ZF — 150 000–200 000 км, у Aisin — до 500 000 км, а то и больше — при должном уходе.

гидротрансформаторы АКПП ZF 8HP70 и AISIN U660E

Стоимость обслуживания и ремонта гидротрансформаторов:

  • вскрытие, дефектовка и сборка ГДТ — 120 рублей;
  • ремонт гидротрансформатора простой — 160 рублей, в сумму включен пункт № 1;
  • ремонт сложный — 500 рублей, в сумму включен пункт № 1;
  • ремонт гидротрансформаторов повышенной сложности — более 500 рублей, в сумму включен пункт № 1;
  • проверка соленоидов ZF 6-й серии — 40 рублей (за комплект).

Ремонт — дело точное

— Процесс восстановления гидротрансформаторов не терпит поверхностного отношения, — подытоживает эксперт. — Двадцать лет назад починка подобных узлов была труднодоступна, на сегодняшний день ситуация кардинально изменилась. Услуги по ремонту могут предложить чуть ли не в каждом гаражном кооперативе, только вряд ли местные специалисты будут располагать хотя бы минимумом необходимого оборудования. Нередко станции широкого профиля не имеют высококлассной аппаратуры для ремонта гидротрансформаторов и отдают их в починку на аутсорсинг. Решение верное, так как для квалифицированного ремонта понадобится целый перечень станков и инструментария. Собственно, по причине сложности починка трансформатора АКПП выделена отдельной ремонтной статьей. 

станок на котором производится резка корпуса гидротрансформатора

— Легко разрезать корпус гидротрансформатора, куда сложнее выполнить качественные сварочные работы — тут понадобится квалификация. Важная часть любого ремонта — проверка на брак. Для этого существует аппарат теста на герметичность. Готовый агрегат погружают в ванну, нагнетают давление, и таким образом проводится проверка на возможные пропуски воздуха. И, пожалуй, козырь нашей станции — балансир. Как говорится: «Такой только у нас и у Майкла Джексона». Сервисы закрывают глаза на балансировку, а ведь это важная часть техпроцесса, обеспечивающего ресурс узла. Совсем недавно провели балансировку «бублика» с трехступенчатого «автомата» Audi 1988 г. в., — показывает Виталий.

после разборки следует промывка всех деталей агрегата

аппарат для сварки корпуса гидротрансформатора

на данной установке производится проверка на герметичность

балансировочная установка

 А теперь вопрос к нашим читателям: какой гидротрансформатор на изображении?

Подсказка: механизм покупался как контрактный к CD4E, внешне сходство на сто процентов. Однако внутренняя конструкция удивляет — там есть планетарка! Ждем ваши варианты в комментариях.

Итоги разбора

— Гидротрансформатор по праву заслуживает отдельного внимания при ремонте, — подчеркивает эксперт. — Это та часть трансмиссионной системы автомобиля, которая не терпит быстрого и некачественного ремонта, так как выходит из строя по большей части из-за серьезных пробегов. Случаи бывают разные, и периодически необходимо «скрещивать» донорские агрегаты для получения качественного результата. Технологии идут вперед, меняется принцип работы, усложняется ремонт, потому не стоит искать народных мастеров: скупой платит дважды. Что же касается надежности механизма, то на сегодняшний день «роботы» со своими «мокрыми» сцеплениями наступают на пятки, но тем не менее технология, проверенная временем, крепко держит свою позицию.

аv.by выражает благодарность СТО «Гидротрансформатор» за помощь в подготовке материала

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Валерий Кузьмицкий
Фото: Елена Дорошкевич
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments