«Грязный салон, сколы и царапины на кузове». Какие проблемы возникают после продажи машин европейской сборки — и как они решаются

  • 26 апреля
  • Просмотров 26854

Падение спроса на новые автомобили в 2021 году вызвало активность на вторичном авторынке — все больше машин стали приезжать в Беларусь из-за рубежа, в том числе и с европейских онлайн-аукционов.

В каком состоянии добираются до нас автомобили европейской сборки, какие с ними чаще всего возникают проблемы и как решаются спорные моменты с компаниями-посредниками, предоставляющими услуги по логистике и доставке? На эти и другие вопросы нам ответил Айварас Якулевичюс, представитель литовского отделения аукциона Exleasingcar, занимающегося реализацией автомобилей с пробегом лизинговых компаний.

«При осмотре авто важно учитывать человеческий фактор»

— Давайте начнем с актуального: в начале мая в Литве изменятся правила торговли автомобилями, если вкратце — машины получат специальный код владельца. Отразится ли это изменение на белорусских клиентах?

— Пока что у литовского ведомства, которое регулирует эту тему, еще нет четкого ответа на вопрос, как будет осуществляться контроль. Мы уже общались с чиновниками, и ситуация выглядит следующим образом: когда литовская компания покупает автомобиль в другой стране ЕС, она должна получить и зарегистрировать номер для декларации на машину — в виде письменного обращения или онлайн. 

Номер будет использоваться в том случае, если регистрация машины происходит в Литве. Как показывает практика других стран, откуда нововведение было позаимствовано, в случае экспорта автомобилей это, скорее всего, никак не скажется на усложнении процедуры регистрации или дополнительных тратах.

— Давайте обсудим вопросы качества экс-лизинговых машин европейской сборки. Когда мы публикуем тексты о подержанных авто из Европы, в комментариях начинают активно писать, что с Запада к нам везут битые или проблемные варианты. Исходя из вашего опыта, насколько эти утверждения правдивы? 

— В Европе есть два места, где можно купить подержанные версии: локальные автохаусы и онлайн-аукционы лизинговых компаний. Все машины, которые продаются на этих площадках, способен приобрести кто угодно: немец, финн, белорус. Не существует специальной сегрегации, мол, авто получше едут в Германию, машины похуже — в Беларусь. Это абсурд. У всех равные права и возможности купить тот автомобиль, на котором владелец хочет ездить.

У машин лизинговых компаний цены бывают выше, но тут все упирается в качество: комплектацию, техническое состояние и пробег. Что касается европейских автохаусов, то там есть основания для проблем, на которые жалуются в комментариях. Большинство автомобилей покупаются битыми, их чинят и перепродают. Получается, их стоимость может оказаться ниже рыночной небитой машины, но это не отменяет факта, что авто побывало в ДТП.

Поэтому тут нужно разбираться, где и на какой площадке приобретался конкретный автомобиль.

— И все-таки: чем такой скептицизм может быть обусловлен — предрассудками или реальным опытом?

— Не бывает дыма без огня. Конечно, кто-то столкнулся с негативным опытом, который влияет потом на восприятие покупателями всех игроков на литовском авторынке. И это не так просто изменить. Свежие преобразования в законодательстве о торговле автомобилями, о которых мы говорили чуть раньше, как раз и призваны исправить ситуацию — сделать рынок честнее, избавиться от недобросовестных продавцов, показывая в очередной раз прозрачность процедуры покупки машины. Да, такое решение уберет с рынка более дешевые предложения, но и убережет от приобретения проблемного авто. А для Exleasingcar это только на пользу, поскольку мы и так официально работаем, а теперь доверие к нам должно возрасти еще больше.

— Бывает, что описание авто на аукционе отличается от его реального состояния. Случалось ли у вас что-то подобное?

— При осмотре машины важно учитывать человеческий фактор. Оценщики тоже люди и могут ошибаться, так что есть риск купить не совсем то, на что ты рассчитывал. Правда, он очень мал. Недавно у нас был случай, о котором, возможно, часть читателей знает. В Россию уехал Renault Espace со следами ремонта, о которых ничего не сообщалось в предварительном отчете. Владелец машины получил от нас денежную компенсацию.

Но суть не в этом, а в том, что подобное у нас случается пару раз в год. Наша компания помогла приобрести более 3 тысяч автомобилей за прошлый сезон — с учетом этого погрешность незначительная. К тому же владелец защищен: мы оформляем претензию к невнимательному продавцу и стараемся отстаивать интересы конечного покупателя.

«Эти нюансы чаще всего лежат на плечах предыдущего владельца»

— Расскажите: в каком состоянии в основной массе случаев вы покупаете машины? Можно ли в них сразу сесть и поехать, или нужны предварительная обработка, ремонт?

— Большинством машин, продаваемых лизинговыми компаниями, можно пользоваться сразу с момента приобретения. Изначально ведь предполагалось, что эти автомобили будут продаваться как коммерческий транспорт, а мы одни из первых получили возможность его реализовывать физическим лицам. Такие машины выставляют на продажу не потому, что вышли из строя или у них есть проблемы, — просто закончился лизинговый контракт. В каком виде автомобиль в этот момент сохранился компанией-собственником, в таком и выставляется на продажу. При необходимости можно провести чистку салона, полировку кузова, заменить масло или другие расходные жидкости, но в плане технического состояния чаще всего проблем никаких. Иногда даже есть дополнительный комплект колес с сезонными шинами, потому что нередко у лизинговых компаний нет места, где их можно хранить для продажи. И их отдают в качестве бонуса, а мы цену практически не меняем. 

Недавно была история с нашим клиентом, который приобретает машины по заказу конечных покупателей. Он жаловался, что у машины грязный салон, есть царапины на кузове. Все клиенты могут при желании заказать у нас чистку салона, если нужно, а царапины на кузове практически всегда видны на фотографиях. Этими нюансами иногда пользуются профессиональные покупатели. Например, если на фото будут видны три скола на капоте, а их в действительности окажется четыре, то к этому никто не станет предъявлять претензии. Все равно владелец будет красить и полировать капот полностью. 

Но нужно быть готовым к тому, что какие-то незначительные царапины возможно не учесть. Это не делается специально, просто такое иногда случается. Мы же не продаем новые машины со сколами или царапинами. Речь о бэушных авто, у которых в период эксплуатации могли возникнуть нюансы. Тут важно понять, что вам нужно: чистый и отполированный автомобиль, который на местном рынке будет стоить дороже, или более дешевый, продаваемый как есть, прямо с аукциона. 

— Какие в вашей практике случались форс-мажорные ситуации с машиной с момента ее покупки на аукционе и до доставки на вашу автоплощадку в Литву или напрямую в Беларусь?

— 95% случаев касаются внешнего вида, а не технического состояния.

Пару раз было, что машину повреждали в процессе транспортировки: при погрузке или разгрузке. К тем автомобилям, которые мы сами возим, используя услуги литовской компании — партнера, претензий очень мало. Но если смотреть в общем, форс-мажорые ситуации случаются, когда водитель менее опытный, чем необходимо. Однажды так при погрузке крышу повредили. 

И именно поэтому каждый автомобиль предварительно фотографируют, в случае чего сравнивается состояние до погрузки и после, оформляется претензия транспортной компании. Другие ситуации, которые иногда происходят, связаны с неправильными данными для экспорта машины ее будущего владельца или нынешнего хозяина. Такие случаи решаются процедурой реэкспорта — автомобиль доставляется обратно к нам для возврата. Расходы тогда — 400–450 евро с учетом доставки и дальнейшей транспортировки машины обратно на аукцион.    

— Какие правовые механизмы могут уберечь белоруса, покупающего авто из Европы, если у его машины все же обнаружится скрытая проблема? 

— Обслуживание автомобилей по гарантии производителя на момент продажи отсутствует, или она распространяется только на страны ЕС. 

Первый момент — машина продается лизинговыми компаниями, которые сами следят за сохранностью своего имущества. Второй — мы сами проверяем автомобиль, в каком состоянии он получен. Прямо отвечу: таких вопросов практически никогда не возникало. Если не удается решить проблему с продавцом, тогда мы в свою очередь смотрим, сколько стоил ремонт повреждения или сломанной детали. Иногда владельцы считают ущерб по ценам новых деталей, хотя речь идет о бэушном авто с изношенными запчастями и, значит, проблема будет рассчитываться в том же ценовом диапазоне. Но мы компенсируем стоимость ремонта.   

Возврат автомобиля продавцу за последние три года произошел только один раз, там было повреждение двигателя — неуказанное.

Но чаще всего, если машина сломана, ее не отдадут сами владельцы логистической площадки или аукциона. Автомобили проверяют и везут в сервис для восстановления, а нам возвращают деньги. 

— Какие спорные вопросы в плане качества машины вам приходится решать с клиентами?

— На самом деле, клиенты довольно часто обращаются с претензиями, но подавляющее их число связано со сколами и царапинами на кузове, грязным салоном, за что требуют компенсацию. Эти нюансы в большинстве своем лежат на плечах предыдущего владельца, отражаются на фотографиях, но мы не отказываемся от них и рассматриваем любые ситуации. В 99% случаев остаются довольны все: и мы, и клиент. 

 

**

У вас возникли проблемы с покупкой машины в Европе или назрели вопросы насчет процедуры? Напишите об этом в комментариях к данному тексту. Самые интересные из них будут освещены в новом интервью с представителем Exleasingcar.

Партнерский материал

exleasingcar.com — онлайн-платформа аукционов по продаже автомобилей со всей Европы. Здесь реализуются легковые и грузовые машины, мотоциклы в прекрасном состоянии. Гарантируется качество продаваемых автомобилей, поскольку они подвергаются проверке со стороны независимых экспертов. Также Exleasingcar оказывает услуги по перевозке машин в Литву и в страну клиента, подготовке документов и предлагает услуги автосервиса. 

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Тарас Тарналицкий

Фото: архив компании

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments