«Беларусь станет хабом подержанных автомобилей». Ведущие автожурналисты о премии «Маскот» и будущем авторынка страны

  • 22 апреля
  • Просмотров 22159

Автопремия «Маскот-2020» выходит на финишную прямую. Экспертное жюри уже определилось с лучшими автомобилями прошлого года, а это значит, что дело осталось за малым — дождаться триумфальной церемонии награждения, на которой мы поздравим победителей и проведем розыгрыш призов среди участников голосования. 

А пока мы готовимся к церемонии, которая состоится 30 апреля, мы пообщались с нашими наиболее медийными членами жюри: автожурналистом Павлом Мурашко и автоблогером и издателем Дмитрием Новицким. Собеседники рассказали нам, каким они видят будущее белорусского авторынка, какую роль в нем играет премия «Маскот» и какие автомобили прошлого года можно назвать лучшими.  

«Модели выравнялись в своих потребительских качествах и характеристиках»

— Павел, вы уже долгие годы занимаетесь автожурналистикой: в печатных изданиях, на телевидении, а теперь онлайн. Каково это — быть автожурналистом в Беларуси?

— Мне кажется, что у нас автожурналистика еще развивается. Когда я только ей начал заниматься, новых моделей на рынке было мало, работали в расслабленном режиме. Была специализация конкретно на «железе», на всем, что связано непосредственно с машинами: тест-драйвах, тестах, экспериментах. Еще можно было покататься по разным странам, посмотреть на мир, сидя за рулем автомобиля.

Потом стала трансформироваться профессия — появились блогеры. Они, может, и не составляют такую жесткую конкуренцию автожурналистам, но часть аудитории перешла к ним. При этом качество материалов может страдать — есть те, кто в технике хорошо разбирается, а есть те, кто не очень, но они хотят писать или снимать, делиться впечатлениями.

Плюс многие процессы ускорились. Раньше можно было потянуть с выходом текста, повынашивать идею в течение недели — журнал печатался раз в месяц. Отношение к журналистике было как к литературе. Сейчас она стала очень быстрой, информационно-содержательной: приехал, покатался, написал. В таком духе. Полета для фантазии стало меньше, а нагрузки больше. Не успел первым написать тест-драйв — его напишет кто-то другой, его больше прочтут, он попадет в выдачу поисковиков на первые позиции. Это не хорошо и не плохо — это естественное развитие профессии.

— Востребована ли сейчас тема авто у белорусов?

— Если взять TUT.BY c его огромной аудиторией, то бывает очень сложно угадать вкусы читателей. Проходные темы могут вызвать жуткий интерес, давая сотни тысяч просмотров. А тексты, о которых думаешь, что они точно выстрелят, принимаются аудиторией равнодушно. 

Но в целом запрос идет на темы о бэушных автомобилях — белорусы такое активно читают. Есть аудитория, которой интересны материалы о новых машинах, но она меньше по сравнению с армией любителей авто с пробегом. На глубокое изучение автомобильной темы — запчастей, рабочих узлов и прочего — запроса нет. Возникло потребительское отношение: машина ездит, ремонтируется на сервисе, а остальные вопросы меня не волнуют. Есть интерес к простому объяснению новых законов, правил, регламентов, правил вождения и обслуживания автомобиля. А вот советы по разбору, условно, стартера для «Нивы» точно не будут интересны. Еще активно люди читают материалы, посвященные электромобилям.

— Вы в этом году стали членом жюри «Маскота». По-вашему, нужны ли белорусскому рынку автопремии? И какой в них, по большому счету, смысл?

— Они позволяют понимать, чем дышит белорусский авторынок, какие машины пользуются спросом. Возможно, это помогает дилерам корректировать свой модельный ряд, предлагать интересные варианты.

— Какие у вас ожидания от результатов премии?

— Сложность состоит в том, что сейчас модели разных марок выравнялись в своих потребительских качествах и характеристиках. И действительно, сложно отыскать очевидного фаворита среди десятка представленных в одном классе автомобилей. Победит модель, либо совсем уж нетривиальная, с интересными техническими решениями, либо привлекательная с точки зрения баланса цены и качества. Можно отметить китайские бренды, которые приближаются к южнокорейским автопроизводителям, а по некоторым параметрам — и к европейским.

А так — думаю, что обычные люди будут судить по картинке, дизайну моделей, на уровне «нравится — не нравится».

— Назовете лучший автомобиль 2020 года по версии Павла Мурашко?

— Наверняка в одной из номинаций победит Geely, потому что у них действительно хорошее предложение на нашем рынке, даже с поправкой на льготный кредит. Например, Tugella отлично выстрелила. Для китайского автомобиля, который стоит больше 30 тысяч долларов, сделать продажи, сопоставимые с Volkswagen Tiguan, — это дорогого стоит.

А лучший дебют у Geely Coolray — таково мое оценочное суждение. Машина очень удачно зашла на рынок. У нее хорошее сочетание цены, опций, динамики, дизайна (без учета вопросов о надежности и дальнейшей перепродаже). Но если сейчас взглянуть на объявления на av.by, видно, что машины серьезно не проваливаются в цене, будучи подержанными.

Еще я отметил бы внедорожник Suzuki Jimny, потому что это абсолютно нестандартный и нешаблонный автомобиль, который легко купить, опираясь исключительно на эмоции. В нем нет ничего практичного, кроме того, что он нереально проходимый и конструкция у него сверхпрочная. Просто он влюбляет в себя моментально. 

«Беларусь постепенно становится Россией»

— Дмитрий, вас уже давно не видно на медийных радарах. Где сейчас живете и чем занимаетесь?

— Где-то уже год безвылазно живу с семьей в деревне из-за ковида. Просто у жены по состоянию здоровья существует ряд моментов, обострение которых может привести к непоправимым последствиям. И привиться нельзя, потому что есть грудной ребенок. У меня было два варианта: жить отдельно в городе или вместе с семьей в деревне. Я выбрал второе, поэтому сейчас работаю дистанционно, развиваю блог, курирую наше агентство: занимаемся платным ведением социальных сетей, пиаром, мероприятиями. В плане психологического состояния деревня — идеальное место для жизни.

— Вас можно назвать старожилом «Маскота»: уже трижды были членом жюри. Что за это время стало с автопремией? Сильно ли она изменилась?

— На мой взгляд, значимость премии с каждым годом увеличивается. О ней все больше говорят в автомобильных кругах, в которых я вращаюсь. В ходе бесед с дилером премия всплывает, у многих стоят статуэтки на видных местах. Игроки авторынка гордятся наградами «Маскота», стать победителем — это престижно.

Что касается проведения, то мне нравится, как проходит торжественная часть. Она была очень хороша как в первый год, так и в последующие. «Маскот», если и не стал автомобильным «Оскаром», очень близок к этому.

Дополню еще, что общаюсь с организаторами на тему правил классификации автомобилей. На мой взгляд, можно придерживаться европейской практики без привязки к стоимости, разделения на классы: бюджетный, премиум, люкс. В этом споре я не знаю, кто прав, кто виноват, потому что международная классификация имеет меньше подсегментов. Но с другой стороны — у нас рынок устроен под влиянием Таможенного союза, тут в одном и том же размерном классе цены между моделями могут отличаться в два-три раза. Это касается автомобилей европейской и российской сборок. В любом случае я классификацию в будущем упростил бы.

— Давайте плавно перейдем к белорусскому рынку. Каким вы его видите сейчас?

— Нынешний год для нас окажется печальным, как ни крути. Продажи будут ниже, поскольку исчезли многие финансовые инструменты, благодаря которым в 2018–2019 годах значительная часть автомобилей продавалась в кредит, к чему люди привыкли. Условно: продаю свою машину за 3 тысячи долларов, остальное беру в кредит и езжу на новой Lada Vesta, Skoda Rapid, Volkswagen Polo — нужное подчеркнуть. Сейчас эта возможность практически исчезла, потому что кредитные ставки стали совсем не скромными. Это отражается на покупательской активности, плюс есть неверие людей в национальную экономику. В любом случае нас ждет непростое время.

Из важных тенденций — мы все более похожи на российский авторынок. Беларусь постепенно становится Россией, это связано с общими условиями сертификации и тем, что мы превращаемся в одну страну. Таможенный союз, реализация Союзного государства — хочется или нет, мы туда уже фактически пришли, потому что большинство местных белорусских автодилеров контролируется московскими офисами. А для российского импортера мы маленький уездный город, один из. И это минус — мы лишились интересных машин, предложений. Например, Volkswagen Golf у нас не продается, электрический Volkswagen ID3 тоже. Нужно привыкать быть провинциалом в большой империи. 

Лично мне хотелось бы большей независимости страны хотя бы в автомобильном вопросе: чтобы у нас были свои собственные импортеры, мы напрямую контактировали бы со штаб-квартирами в Сеуле, Мюнхене или Париже.

Падение спроса на новые машины формирует всплеск интереса на вторичном рынке, потому что людям все равно нужны авто, так что количество сделок там должно сейчас только расти. Эту тенденцию замечают даже дилеры, потому что во многих случаях маржа на перепродажу подержанного автомобиля выше маржи при продаже нового автомобиля. Это способствует появлению новых точек реализации бэушных машин. И тут впору бы сделать дополнительную номинацию «Маскота» — для подержанных авто.

— Можете назвать своего лидера среди новых машин прошлого года?

— Для меня лидером последних двух лет являются автомобили Geely. Из завода, в который никто не верил, прийти к ситуации, когда спрос на российском и белорусском рынках постоянно растет, поднять настолько быстро бренд — это колоссальная работа. Знаю, что для многих это будет непопулярным мнением, но все же — горжусь Geely. Когда сажусь за руль Geely Coolray, я не могу поверить — это машинa топ-уровня за свои деньги: восхищает то, как она едет, количество опций, дизайн, эмоции во время езды. Поэтому эта модель для меня №1. И, в принципе, белорусы со мной согласны, разбирают ее очень быстро.

Также добавлю, что обновленные Polo c Rapid — отличные машины. Жаль только, что сейчас последние запретили продавать. А Polo как раз не хватало такого вместительного кузова, как лифтбек, он сейчас у модели появился.

Если мы говорим о премиальном сегменте, то для меня самая радостная новинка — это появление электрических Jaguar и Audi. На мой взгляд, чем больше электрических машин будет продаваться, тем лучше. Нам нужно идти в ногу со временем и не отставать от другого мира.

Также я надеюсь, что Беларусь станет хабом подержанных автомобилей, каким в свое время была Литва. Мы будем принимать поток «бэушки» из Америки и Европы и отправлять его в Россию — тоже хороший вариант для заработка белорусов. Чем больше независимости сохраним, тем лучше будет для благосостояния людей.

***

Уже очень скоро мы разыграем технологичные призы среди участников голосования автопремии:

  • 1x Яндекс.Станцию — большая «умная» колонка со встроенным голосовым помощником «Алиса». Она умеет ставить музыку из «Яндекс.Музыки», отвечать на вопросы и озвучивать разную информацию из других сервисов «Яндекса». Ее также можно подключить через HDMI-провод к телевизору, монитору или проектору и управлять просмотром видео из онлайн-кинотеатров и видеосервисов.

  • 6x Яндекс.Станций Мини — компактная «умная» колонка со встроенным голосовым помощником «Алиса». Она способна воспроизводить радио, музыку и подкасты из сервиса «Яндекс.Музыка», работать в качестве будильника и руководить системой управления «Умный дом».

  • 10 промокодов на годовую подписку Яндекс.Плюс — это единая подписка на сервисы компании. Смотрите фильмы на КиноПоиск HD, слушайте треки в «Яндекс.Музыке», получайте и тратьте кешбэк-баллы в других сервисах «Яндекса».

 

 

Генеральный партнер премии: 

ООО «А-лизинг» предоставляет услуги по финансированию легковых автомобилей и услуги коммерческого транспорта. Работает в сегменте новых и б/у авто. 5 000+ клиентов. Входит в консорциум «Альфа-групп» и работает по принципу «Просто. Удобно. Быстро» для клиента.

«А-лизинг» сотрудничает со всеми дилерскими центрами и реализует совместные партнерские программы. Занимает одну из лидирующих позиций в стране по предоставлению авто для бизнеса. 

Сделка происходит в краткие сроки с ориентацией на потребности клиента. Выгодные условия в дальнейшем позволяют заменить авто на вариант из нового модельного ряда.

 

Организатор:

av.by — самый узнаваемый ресурс о покупке и продаже автомобилей в Беларуси. Сайт и мобильные приложения помогают пользователям в продаже и покупке авто, предоставив для этого всю необходимую информацию и сервисы. Наиболее посещаемый белорусский автоклассифайд с аудиторией более 1 500 000 пользователей (по данным Gemius Audience).

 

Инфопартнеры:

«АвтоРадио» — главный инфопартнер и радиостанция классического рока;

«Метро-ТВ» — мультимедиа в метро;

marketing.by — старейший белорусский онлайн-журнал о рекламе, маркетинге, дизайне, креативе, PR, digital;

«БелМаршрут-ТВ» — телевидение в маршрутках;

белорусский портал TUT.BY — популярный информационно-сервисный портал;

сайт pressball.by — лидер на белорусском рынке спортивных медиа;

Office Life — журнал для топ-менеджеров, руководителей и будущих управленцев;

журнал «Большой» — сайт популярного городского издания;

Realt.by — интернет-площадка недвижимости в Беларуси.

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments