Бизнес на миллионы долларов. Как предприниматель придумал зарабатывать на досуге американских автомобилистов

  • 30 апреля
  • Просмотров 11986

Белорусы уже привыкли смотреть фильмы в городских кинотеатрах или сидя в квартире, перед телевизором или домашним кинотеатром. Но еще несколько десятилетий назад культура кинопросмотра была совершенно иной — чтобы побывать на сеансе, нужно было сесть в машину и отправиться на автопарковку, где тебя ждал большой экран и звук из радиоприемника. Магию кино тогда дарили автокинотеатры, которые опять стали актуальными во всем мире.

av.by совместно с сервисом «МТС ТВ» вспоминает, как создавались и стали популярными первые кинотеатры на автомобильных площадках, почему практически исчезли и возродились вновь.

Идея на миллион долларов

В середине ХХ века одним из любимых развлечений жителей Германии, Италии, Греции и других западных стран был просмотр кино под открытым небом в уютном салоне собственного автомобиля. Но пионерами в этом деле стали, конечно же, более богатые и изобретательные американцы. В 1940–1970-е годы в США работало более пяти тысяч таких культурных площадок. В наше время их осталось совсем немного, но те, которые до сих пор действуют, имеют очень преданную группу поклонников, готовых преодолевать большие расстояния ради просмотра кино на парковке под открытым небом.

Бум американских автокинотеатров, или, как их еще принято называть, драйв-инов, произошел благодаря кипучей энергии Ричарда Холлингсхеда, работавшего менеджером по продажам в автосалоне Whiz Auto Products, но впоследствии ставшего создателем и владельцем первого известного автокинотеатра. Идея, впрочем, принадлежала не ему — первый сеанс состоялся в Нью-Мексико еще в 1915 году. Тогда на экране транслировался немой фильм. А предприимчивый американец превратил в настоящий бизнес принцип показа уже звукового кино: разработал от начала и до конца всю концепцию строительства и функционирования площадок, способных вместить сотни платежеспособных зрителей.

Случилось это так. Сперва Холлингсхед начал экспериментировать с показом фильмов на подъездной дорожке к дому. Купил кинопроектор и разместил его на капоте своей машины, привязал киноэкран к веткам деревьев и поставил за ним радио для звука. Предприниматель еще долго тестировал различные варианты, прежде чем нашел правильную конфигурацию картинки, звука и расстояния между автомобилями, которые понравились бы зрителям. Как следует опробовав разработки на своих друзьях, в 1932 году деятель решился запатентовать «автомобильный кинотеатр». Благодаря этому шагу он на 17 лет получил монопольное право продавать лицензии на строительство кинотеатров по всей стране.

Уже через год, в июне 1933-го, Холлингсхед зарегистрировал фирму Park-in Theatres Inc. и открыл в городе Камден, штат Нью-Джерси, свой первый драйв-ин, который незатейливо назвал «Автомобильный кинотеатр». Площадка могла вмещать до 400 машин, а стоимость ее возведения составила 30 тысяч долларов. Первым посетителям показывали фильм «Предусмотрительная женушка», который остался в истории мирового кино только благодаря этому факту.

Приезжавшие в автокинотеатр зрители платили 25 центов за вход и еще 25 за парковку. В одной машине могли сидеть три пассажира и более, а общая стоимость билетов в этом случае составляла 1 доллар. Поскольку желающих посмотреть кино в таком месте было много, то бизнес предпринимателя быстро пошел вверх и все затраты окупались с лихвой.

Просмотр был устроен следующим образом. Находясь в своей машине, зрители оставались в полной изоляции, потому что звук в салон подавался на специальных FM-частотах через установленный в нем радиоприемник, а картинка была видна на большом экране. Простота концепции способствовала тому, что автокинотеатры быстро завоевали популярность в Северной Америке как наиболее автомобилизированной стране в мире и в конце 1950-х годов их насчитывалось уже около 5 тысяч. Крупнейший американский драйв-ин вмещал 2 500 автомобилей и еще 1 200 зрителей на сидячих местах. Спустя время в автокинотеатрах начали показывать не только кинофильмы, но и концерты, богослужения и даже футбольные матчи английской Премьер-лиги.

Во всем виноваты видеокассеты

Начало 1950-х, когда патент на строительство автокинотеатров был признан недействительным, и 1960-е годы принято называть золотым веком открытых киноплощадок в США. Но длился он всего десять лет, и в 1970-х количество драйв-инов начало неуклонно сокращаться.

Быстрый и резкий спад популярности фильмов для просмотров в автомобиле был обусловлен множеством причин. Но основными стали три: переход на летнее время, появление формата VHS (англ. Video Home System — пленочные видеокассеты) и повышение стоимости налога на аренду земель. Согласно принятому в 1966 году закону о едином времени был установлен переход на летнее время (DST) на всей территории Соединенных Штатов с апреля по октябрь. Это означало, что закат наступал на час позже во время основного сезона показа фильмов в автокинотеатрах. Таким образом, во многих частях страны площадки не могли начать демонстрацию первого фильма в десять часов вечера, что, в свою очередь, означало, что она не будет закончена до полуночи. В течение рабочей недели это было слишком позднее время для большинства семей — а на такую аудиторию полагались в своем бизнесе владельцы автокинотеатров. И хотя основной наплыв зрителей приходился на выходные дни, выручка в течение недели сильно проседала, что серьезно сказалось на бизнесе.

Но наиболее сильный удар пришелся на конец 1970-х годов из-за появления VHS-кассет, которые быстро завоевали популярность у американцев. Люди впервые получили возможность брать напрокат или покупать любые фильмы и смотреть их дома всей семьей. Необходимость куда-то ехать на машине полностью исчезла. «Поспособствовало» еще большему сокращению количества автокинотеатров появление кинозалов, использующих современные технологии — например, демонстрирующих кинофильмы с объемным звуком и в сверхширокоэкранном формате IMAX.

Таким новаторством драйв-ины похвастаться уже не могли, и их закрытия продолжались в 1980-х и 1990-х годах. Но в начале 2000-х автокинотеатры начали потихоньку возвращаться: несколько закрытых площадок ремонтировались и открывались, некоторые даже строились вновь. Какое-то время казалось, что наступает ренессанс драйв-инов. Но рост быстро свернулся, поскольку киноиндустрия начала переводить свой контент в цифровой формат, а затем и в интернет, что экономило время и резко увеличивало продажи. Чтобы выстоять перед очередным вызовом, владельцам автокинотеатров пришлось технически переоснащаться — покупать новые и дорогие цифровые проекторы, стоимость которых составляла более 60 тысяч долларов. Большинство площадок, особенно из небольших городов и деревень, быстро закрылись, потому что у их владельцев просто не было средств на приобретение нового оборудования.

Но в Соединенных Штатах по-прежнему сохранилось более 300 автокинотеатров. Можно найти их и в большинстве европейских стран, в том числе в Беларуси. У нас первый драйв-ин работал на столичном авторынке в Малиновке с апреля 2003 года до осени 2017-го. Площадка была рассчитана на 500 машин.

Несмотря на то, что технологический прорыв изрядно потрепал автокинотеатры, желание смотреть фильмы под открытым небом у зрителей по всему миру никуда не исчезло. А значит, и драйв-ины продолжат свое существование.

Партнерский материал

Сегодня с комфортом наслаждаться кино можно не только в машине, но и вообще где угодно. И все благодаря «МТС ТВ» — онлайн-сервису, позволяющему смотреть интерактивное телевидение, кино, спорт и мультфильмы. В пакет входит 120 телеканалов и фильмотека 2 онлайн-кинотеатров: IVI и Start. Просмотр возможен на любых гаджетах, к одной подписке можно привязать до 7 устройств. Первые 7 дней пользоваться сервисом можно бесплатно.

Тарас Тарналицкий

Фото: untappedcities.com, thoughtco.com, travelchannel.com, pinterest.com, historicvehicle.org, tut.by

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments