Владелица СТО: «Купил машину — будь добр отложить деньги на сервис или лучше ходи пешком»

  • 21 апреля
  • Просмотров 26336

Почти месяц назад мы запустили цикл интервью «Голая правда», в которых представители разных профессий рассказывают об изнанке своих трудовых будней, реальных доходах и секретах ремесла. На этот раз на откровенный разговор согласилась женщина, которую по праву можно назвать профи стекольного дела. Наша собеседница Юлия является совладелицей СТО, а вообще, в стекольном бизнесе она еще с 2000-х: сначала работала руководителем отдела продаж, потом — наемным директором, а затем открыла и собственный сервис по замене автостекол.

Конечно, в данной сфере тоже есть подноготная, связанная с конкуренцией, должниками и взятками. Об этом и не только предпринимательница рассказала в анонимном интервью, хотя бизнес-леди подчеркивает, что хорошо известна в своих кругах.

Общий бизнес с родственниками — это неправильно

— Расскажите немного о себе. Как получилось, что вы увлеклись автомобильной темой? Это был целенаправленный шаг или так сложились обстоятельства?

— В стекольную сферу я попала совершенно случайно. Поначалу работала и официанткой, и сторожем на автостоянке, и продавцом. Правда, потом решила получить высшее образование. В 2000 году окончила филиал БНТУ «Минский государственный политехнический колледж» и сразу поступила в Академию МВД Республики Беларусь на заочное (специализация «Таможенное право»). Никто не хотел брать на работу студентку, которая будет уходить на сессии. В итоге меня пристроил к себе мой отец, у которого была небольшая контора по замене автостекол.

Там я работала администратором: принимала заявки, отвечала на вопросы по телефону. Потом начала учиться устанавливать и тонировать стекла. За 10 лет работы в отцовском сервисе я не только набралась опыта, но и сделала горький вывод: бизнес и семья не должны пересекаться ни в коем случае. Деньги разъединяют всегда. Проблемы и скандалы только из-за них: собственник присваивает все себе, сотрудник же считает, что ему недоплачивают, а его труды недооценивают. В какой-то момент разговоры стали сводиться к тому, кто главнее, кто умнее, а это все отражалось на бизнесе.

Закончилось тем, что в 2009-м я перешла в более крупную компанию по замене автостекол на позицию руководителя отдела розничных продаж автостекол. Через некоторое время меня назначили исполнительным директором компании. Однако нести личную ответственность за свои решения и ошибки — это другая история. Плюс ко всему мне не хотелось подчиняться, ни перед кем отчитываться — это моя черта характера. Так я решила открыть свой сервис по замене автостекол, тем более что уже был 15-летний опыт работы в этой сфере.

— Насколько сложно и дорого запустить собственный сервис: найти партнеров, помещение, сделать там ремонт, нарастить клиентуру? Сколько средств вложили в свой бизнес?

— Во-первых, мне хотелось свободы — с этого все начинают. Во-вторых, казалось, что я буду зарабатывать большие деньги. В-третьих, было ощущение, что ты добьешься успеха, станешь супергероем и тебя похвалят. Не похвалят! Я решилась на открытие своей СТО в 2014 году, и она была 187-й по счету в Минске. Это точная цифра. Чтобы запустить собственный сервис, нужно $50 тысяч. На тот момент средств у меня было намного меньше такой суммы. Аренда этого здания на 400 м2 стоит 9 евро за каждый квадрат. В ремонт я вложила около $15 000 своих сбережений. Инструмент, оборудование и материалы взяла в рассрочку суммарно на $30 000. Многие поставщики просто предоставили их в долг.

Чтобы выдать зарплату людям, я закладывала в ломбарде золото, технику, машину. Вещи вроде телевизора, диванчика или кулера для воды тащила из дома. На сегодня могу сказать так: если у тебя с нуля нет полтинника — не стоит даже начинать. Глупо надеяться и на то, что ты за год окупишь эти деньги: при грамотной работе такое случится через лет 7. В лучшем случае. Конечно, оперативная прибыль пошла спустя год, но ты все равно постоянно вкладываешь и вкладываешь средства.

Разумеется, кумовство в этой сфере тоже имеет место. Кто-то стремится окружить себя своими людьми, но у меня на этот счет жесткая позиция. Когда я открывала собственный сервис, то была категорична в том, чтобы не брать на работу родственников. Однажды меня уговорили устроить семейную пару, что только укрепило мое убеждение: даже муж и жена вместе на предприятии — это недопустимо. Когда ты одному человеку объясняешь свою точку зрения — это совсем другое дело, чем когда оба супруга объединяются и начинают тебя прессовать. В таком случае уже более сложный разговор.

Сегодня у меня нет личных пересечений с партнерами по бизнесу. На мой взгляд, это скорее облегчает, чем усложняет решение рабочих задач. Когда твой отец покупал квартиру, вторую новую машину и трижды в год летал на море, а у тебя зарплата $500, то возникала обида в двойном размере: с одной стороны, как сотрудника, которому недоплачивают, с другой — как дочери. Мол, а почему я ничего не получаю?.. Только с возрастом пришло понимание: в этой жизни тебе никто ничего не должен. Такая философия помогает очень легко ко всему относиться.

Чтобы руководить мужским коллективом, нужны упрямство и злость

— Вы управляете СТО не первый год. Сталкивались ли с каким-либо предубеждением по отношению к себе? Мол, женщина — значит, ничего не понимает в машинах. Как должна выглядеть и вести себя женщина-управленец, чтобы ее воспринимали всерьез?

— Женщина в автосервисе — это уже давно не нонсенс. В Беларуси хватает СТО, где она занимает руководящие должности или является управляющим партнером. Мы сейчас запускаем сервис в Могилеве, и меня там называют «гром-баба» и «столичная фифа». Мастера не понимают, почему они должны отчитываться за работу, и я приучаю их к дисциплине. Они не привыкли к моему темпу: я быстро ставлю задачи и требую их выполнения. Спрашиваю: «Вы что, меня боитесь? Я же маленькая женщина». Они отвечают: «Зато резвая! Весь Могилев стоит на ушах». 

Упрямство и злость — это те качества, которые помогают в подобной работе. Когда все валится из рук, моя мама любит повторять: «Все — это когда тебя понесут на кладбище». Любые вопросы можно решить, обсудить. Быть тургеневской девушкой и руководить СТО — это невозможно: где-то надо проявить жесткость, где-то разобраться в ситуации и придерживаться принципа «пообещал — сделал».

— Насколько сложно найти хорошего автостекольщика? Берете ли на работу слесарей, которые когда-то работали в гаражах, или тех, кто пришел из дилерских центров?

— Такой квалификации в принципе нет. По стандартам профессии автостекло должен менять так называемый кузовщик пятого-шестого разряда. По факту это делают самоучки. Даже если придет «гаражник» — ради бога. Главное — желание учиться. Подход у меня в работе такой. Я говорю своему персоналу: «Ты сделал это — молодец. Но тебя для этого и нанимали». Хорошо, когда собственник хвалит, но он не обязан гладить тебя по головке за выполненную работу. Или другая история, когда кузовщик или маляр возмущается: «А почему мне не платят больше — ведь я такой замечательный?» Мне хочется на это ответить: «Ок, забирай 70% с работы, только давай договоримся: ты отдаешь мне чистыми 30%, но газ, свет, аренда, налоги, материалы и прочее — все твои заботы». Это сказка! Так не бывает. 

Разбили стекло — собственник заплатит из своего кармана

— Какова система оплаты сервисным мастерам? Есть какой-то оклад и процент от количества клиентов?

— Как правило, в автосервисах Беларуси платят процент от оказанной услуги. Это неправильно. У нас есть окладная часть, выработка по часам, бонусная система. Например, остался после 18 часов — 50 рублей, выехал за город — 100, клиент обратился за заменой стекла, а ты к тому же продал щетки стеклоочистителя и услугу полировки фар — получай еще 5 рублей. Просто меняя стекла, минимум 600 рублей мастер заработает. Однако если человек трижды скажет нет, то я подумаю: а зачем он мне нужен? По сути, такая схема оплаты поощряет каждое действие, но в то же время и наказывает за каждую ошибку. В среднем мастер зарабатывает от 1 000 до 1 800 рублей. Чтобы удержать лучших, надо платить чуть выше среднего по городу.

Мало это или много — каждый человек рассуждает по-своему. Все считают зарплату, выданную им на руки. Допустим, слесарь получил 1 000 рублей. Я же, будучи руководителем, понимаю, что к этой тысяче надо прибавить еще налоги в размере 480 рублей. Плюс форма, подарки к праздникам и прочее. Да и надо оценивать эффективность каждого, а лени кругом столько — мама не горюй! Есть такой условный показатель — 906, который означает: пришел в 9, сделал 0, ушел в 6. Но при этом работник говорит: «Вы мне должны 500 баксов». Такое недопустимо!

— Какие ошибки совершают новички?

— Если мастер повредит стекло — платит собственник. Однажды из-за неправильной установки лопнуло стекло — минус 1 500 евро. К примеру, на Volkswagen Tiguan оно имеет датчик дождя, света и камеру распознавания дорожной разметки. Его стоимость — 1 800 руб. Это риски, которые ложатся на твои плечи. Бывало и такое, что мастера воровали клей или забирали деньги за ремонт стекла (а у нас это бесплатная услуга) в свой карман.

«Чтобы к тебе приехал автопарк, механик просит взятку»

— Какие существуют препоны для развития бизнеса со стороны государства? Есть ли внеплановые проверки пожарников, санстанции и других госслужб?

— Да, сервисов в Беларуси хватает. Куда ни плюнь — везде есть автостекольщик, автоэлектрик и шиномонтажник. И все они специалисты. При этом у нас действует добровольная сертификация услуг. Хочешь — получай, не хочешь — не получай. Я не говорю, что она идеальная, но она хоть как-то фильтровала бы сервисы, которые растут как грибы после дождя по всей стране. Как ни крути, а к сертификации надо подготовиться: вызвать санэпидемстанцию, пожарников, милицию, чтобы они дали одобрение на оказание услуг. Сегодня же все просто: арендуешь любое здание, на воротах пишешь «СТО» — и все! Вопросы: кто, где и как там работает — никого не волнуют! Один берет за свою работу 50 руб., другой — 45. А какая между ними разница?

Опять же, если ты хочешь участвовать в тендерах и работать со страховыми, сертификат (на срок 1 год, 3 года и 5 лет) необходим. А для этого нужно, чтобы все службы дали добро. Это геморрой, надо побегать, но занятие из разряда «возьми и сделай». Когда мы въезжали в это здание, здесь не было туалета. В соседней СТО слесари писают прямо на стены. Вот вам и разница! Многие возмущаются и не хотят тратить деньги, чтобы оборудовать раздевалку, установить умывальник и прочее. На самом деле санстанция требует создать человеческие условия для твоих же сотрудников. Кто не хочет — дает взятки, чтобы ему написали, якобы все это есть. Многие говорят, мол, я договорюсь. Это дешевле.

— Насколько, по вашему мнению, распространен теневой автобизнес? Как с ним бороться?

— Когда я открывала СТО, было 187 сервисов по замене автостекол в Минске, включая мой. Сегодня плюс-минус столько же. Еще же кузовщики и гаражники тоже есть, так что конкуренция очень высокая. Какие-то клиенты уходят, какие-то — приходят: это связано с ценой, репутацией и месторасположением станции. Не сказала бы, что государство как-то душит бизнес. Хочешь — иди и работай. Да, нужно платить больше налогов, чем раньше. Но все забывают, что посещают поликлинику, водят детей в сад. Давайте начистоту: кто согласен заплатить за замену стекла 500 рублей, как в Европе? Просишь 116 рублей — уже начинаются визги и писки. Теневой бизнес, безусловно, есть. Как с ним бороться? Не покупай, проси чек — по сути, сам же человек голосует рублем и поощряет подпольный сервис.

В сезон, когда случается большой наплыв клиентов, мы тоже привлекаем мастеров, которые работают сами по себе. Они не хотят оформляться, и мы платим им каждый день на руки в районе 10–15 долларов с одной машины. Теневой бизнес — это было, есть и будет. Мои друзья-кагэбэшники рассказали, что по обороту нелегальных денег лидируют наркотики, оружие, проституция, а потом идет автосервис.

— Замена стекла — это сегодня рентабельный бизнес? 

— Когда ввиду коронавируса выручки упали наполовину, ненадолго возникли задолженности, я сразу почувствовала на себе: ты должен организовать работу, просчитать рентабельность, сделать так, чтобы ехал клиент. Если ты не понимаешь этой ответственности — даже не стоит лезть в бизнес. На сегодня рентабельность подобного сервиса составляет 10–15% — это реальность. Здесь не тот бизнес, где гребут деньги лопатой. Есть истории, когда в пандемию закрывали кафе и решали ремонтировать машины. Мол, их же много. Надо понимать: автосервис не приносит баснословной прибыли. Ты не сможешь сделать надбавку 100–200%, когда на рынке уже установились определенные цены.

— С какими рисками и трудностями приходится сталкиваться в стекольном бизнесе?

— Они поджидают на каждом шагу. К примеру, вырос курс доллара — это значит, что автоматически увеличились цены на товар у поставщиков. Кроме того, есть должники. Одна компания-клиент просрочила платеж суммой 1 600 рублей на 491 день. Звоню им регулярно начиная с января, но директор постоянно скрывается: то занят, то на совещании, то что-то еще. Его телефон — военная тайна. Одна фабрика закрывала 200 рублей три года. Всего таких должников насчитывается 49, суммы разные: от 40 до 13 000 рублей. Работаешь на доверии, без предоплаты, а по факту потом воюешь.

Про взятки и откаты мне задают вопросы прямо в лоб. Скажу как есть: чтобы к тебе поехал автопарк, ты должен договориться с механиком и заплатить ему какую-то сумму с каждой машины. Лично я готова бесплатно поменять стекло на его автомобиле, сделать это ночью или в выходной день. Все что угодно. Единственное — денег я не дам! Почему я должна платить человеку — только потому, что он занимает какую-то должность? Плюс ко всему, чтобы вывести эти деньги и превратить их в «живые», придется завысить стоимость заказ-наряда на 20%. А когда приедет новый механик и сравнит твой заказ-наряд и твоих конкурентов, то станет все понятно. Никто не пойман, но репутация испорчена капитально. Это моя позиция.

«Клиент вызвал милицию, решив, что его машину угнали»

— Сейчас такое время, когда многие автовладельцы выбирают стекла с точки зрения ценового минимума. Как профи стекольного бизнеса, вам сложно с этим смириться?

— Я всегда говорю: понятие цены в случае автостекла имеет значение. Оно не просто так дешевое: толще стекольный лист, больше брак, лопаются нити обогрева и так далее. Да, камень стекло не выбирает, но как оно себя поведет — зависит от его производства и технических характеристик. Понятное дело, что у людей сейчас мало денег, поэтому есть и рассрочки, и кредиты. Набор для вклейки стекла должен стоить в реальности 40 рублей. Обзвоните весь город — вам скажут, что стекло вместе с работой обойдется в 60. В эту сумму заложили материалы, руки, оборудование. К примеру, наш человек не привык платить за новые молдинги и клипсы — это технологии в Европе, где с тобой даже не станут церемониться и выставят счет. У нас же будут ругаться из-за того, что не переклеили сигнализацию на двухсторонний скотч. Это факт.

— Клиент всегда прав? Есть ли жалобы в книге? Как решаете спорные вопросы?

— Потребительский экстремизм имеет место во всех сферах услуг. Однажды мужчина даже вызвал милицию. Он привез машину на ремонт стекла, а когда мастер забрал ее в бокс, решил, что авто угнали. Просто ему так показалось. Или вот недавний случай: приехал клиент и пожаловался на то, что у него самопроизвольно лопнуло стекло. И ничего, что там виднеется явный скол. Тем не менее он уверен: это плохое стекло, какой-то «левак». Пытаешься что-то объяснить, а он грозит нажаловаться где только можно. Ну, иди и жалуйся. На мой взгляд, проблема кроется в том, что сервис и клиент не умеют говорить друг другу спасибо. Одни считают, что СТО гребет деньги, другие боятся признать свою ошибку, если не правы.

Недавно звонит мастер-приемщик из Могилева и говорит: «Есть косяк по покраске бампера, но, возможно, клиент не заметит». Я ему отвечаю: «Ты должен честно сказать об этом владельцу и предложить варианты решения данной проблемы». Как вы думаете, он так сделал?.. И таких 90%.

— Может быть так, что работа выполнена, но клиенту не выдают чек? Когда один мой знакомый стал требовать чек, ему сказали, что сумма будет на 20% больше. Есть ли такое, что пытаются «обуть» богатых потребителей?

— Конечно, не все белые и пушистые. Чтобы скрыть свой доход и заплатить меньше налогов, некоторые СТО не выдают чек и заказ-наряд. Я бы сказала, что подобное встречается повально. Раскручивают людей на деньги — это тоже факт. Другое дело, если человек приехал поменять стекло и ты видишь, что щетки тоже просятся под замену или в машине мутные фары. Почему тогда не предложить допуслуги? Со стеклом особо не схитришь — это скорее у кузовщиков и маляров есть какие-то лазейки для обмана. На мой взгляд, у белорусов нет культуры обслуживания автомобиля: купил машину — будь добр отложить какую-то сумму на ее сервис или лучше ходи пешком. Пусть это даже как-то грубо звучит, но разве это неправда?

— А что делать, когда первоначально озвученная стоимость вырастает в конце ремонта в разы?

— Если в процессе разборки автомобиля обнаружились какие-то проблемы, о них нужно предупредить до ремонта. Это не должно стать сюрпризом. По крайней мере, на нашей СТО такого не происходит. 

— В вашей работе хватает рисков и стресса. Не жалеете, что ввязались в автобизнес? Вы скорее довольны или разочарованы тем, как все сложилось?

— Распорядок дня у меня такой: я встаю в 6 утра, если лягу спать в 24:00 — это будет хорошо. Выходных нет. На связи даже в отпуске. По-другому я не могу: мне нужны коммуникация и решение разных задач. Это не всем подходит: в моей работе хватает рисков, негатива, троллинга, но удовольствия я получаю все-таки больше. Что касается дохода, то пока откладывать деньги у меня не получается. Если собственник вытягивает с СТО 2–3 тыс. долларов чистыми в месяц, то это уже хорошо. У меня есть амбиции: хочется развить сеть сервисов по Беларуси и стать лучшей в своей профессии. 

Если вы работаете в автомобильной сфере и хотите честно рассказать об изнанке своей профессии (специфике, доходах, конкуренции и многом другом), пишите нам на news@av.by. Анонимность (если она важна) гарантируется!

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Елена Дорошкевич
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments