ProЖелезо. ZF6HP28 — немецкий «автомат» с интеллектом робота

  • 7 апреля
  • Просмотров 7765

Коробка с историей, не теряющая своей актуальности второе десятилетие подряд, АКПП, которая может! Конструкция данной трансмиссии задумывалась для мощных автомобилей с задним приводом, в частности BMW, поэтому просим фанатов JDM набраться терпения и осилить непреклонный и беспристрастный разбор немецкого «автомата» ZF6HP28. В нашей рубрике «ProЖелезо» мы изучаем узлы и агрегаты, рассматривая их актуальность и техническую ликвидность на сегодняшний день. А сегодня перемывать фрикционы будем вместе с техническим специалистом сервиса по ремонту АКПП «Типтроник» Виталием Бабичем.

Виталий Бабич — технический специалист СТО «Типтроник» 

От идеи до легенды

ZF6HP28 — автоматическая 6-ступенчатая КПП, которая выпускалась с 2005 по 2015 год. Ее ближайшие родственники — ZF6HP26 и ZF6HP32, также к семейству принадлежат ZF6HP19 и ZF6HP21. Двадцать восьмая «шестиступка» — это усовершенствованная модель ZF6HP26, лишенная некоторых недостатков и болезней. Самые распространенные марки, на которых устанавливалась «28-я»: Audi A4/A5/A6/A8/Q5/Q7, Range Rover III, BMW серий 3 (E90), 5 (E60), 6 (E63), 7 (E65), BMW X3 (E83)/X5(E70). Представителей данного семейства можно встретить на Volkswagen, Ford, Hyundai, Bentley, Maserati, Jaguar.

Audi A5 3.2 FSI quattro с 6-ступенчатой АКПП ZF6HP28

— Сегодняшний гость нашей рубрики — AUDI A5 3.2 FSI quattro, — знакомит Виталий. — Как вы успели заметить, трансмиссия семейства  6HP предполагает мощные и приемистые двигатели с рабочим объемом до 6 литров. ZF6HP28 зарекомендовала себя как надежный, неприхотливый и ресурсный агрегат. Черту в 200 000 км без особых поломок выхаживает до 80% этих АКПП, несмотря на жесткую эксплуатацию. Максимальный крутящий момент — 620 Нм, так и подстегивает водителя нажать на педаль или дать угла — и трансмиссия с легкостью преодолеет подобные нагрузки. Ремонтопригодность — другой козырь немецкой конструкции. АКПП при достижении крайних значений пробега способна к реставрации еще минимум на 150 000 км. При правильной эксплуатации и своевременном обслуживании «28-я» проезжает до 300 000 км без серьезного вмешательства.

Трансмиссионные барабаны в сборе 

За время существования коробки выпущены тысячи обзоров, сняты сотни видео, поэтому говорить о новых открытиях было бы утопично, а вот оценить запас технической прочности агрегата на сегодняшний день вполне актуально. Итак, на конкретном примере анализируем степень запаса прочности, говорим о злободневных проблемах и методах их разрешения.   

Для наглядности поделим конструкцию АКПП на две части: электронную и механическую (она же гидравлическая). Надеваем перчатки, и за дело!

Мехатроник

— Как и в любой современной трансмиссии, неотъемлемой частью является мехатроник. Это не просто блок управления — это полноценный компьютер. Он состоит из гидравлического блока и электронного блока управления. Соленоиды, которые в привычном исполнении отвечают за открытие и закрытие магистрали, в данной конструкции также являются регуляторами давления, — рассказывает специалист.

 Рекомендуемая замена соленоидов мехатроника — каждые 100 тыс. км

— Что ломается чаще всего? Датчик положения передач, — говорит Виталий. — На датчике установлены магниты, которые «видят», в какое положение перешла коробка. Проблема не повальная, но частая. Лечится заменой донорского датчика, на все работы уходит 2–3 дня.

 Основная причина выхода из строя датчика положения передач — высокая температура

 — Еще одна часто наблюдаемая проблема связана с «очками». Так называют адаптер блока соленоидов. Последний по факту не ломается, но на нем образуются трещины, что приводит к потере давления. Масло из-за утечки закачивается с воздухом, коробка начинает «сходить с ума» и становится в аварийный режим. Ремонт несложный: снимается мехатроник, меняется адаптер — масло и автомобиль снова в строю! Основная причина неисправности — физический износ на больших пробегах, а, как известно, старость не болезнь, — подытоживает специалист.

 Адаптер блока соленоидов у мастеров СТО получил название «очки»

— Есть такая рекомендация — менять соленоиды каждые 100 000 км пробега. И конечно, этого никто не делает, за редким исключением. Как правило, их меняют при капитальном ремонте АКПП. И пусть советы существуют, только чтобы их раздавать, к некоторым стоит прислушаться, — рекомендует Виталий. — Так что же может произойти? Фрикционы блокировки гидротрансформатора при большом износе загрязняют масло, которое в свою очередь забивает сетки соленоидов и изнашивает клапаны. Последствия такого процесса могут быть губительными для фрикционов сальников и уплотнителей.

«Бублик» с маслом

— Наиболее частая поломка, связанная с большим пробегом, — неисправность гидротрансформатора. Выходит из строя блокировка гидротрансформатора, находящаяся под демпфером. Некорректная работа проявляется в виде эффекта стиральной доски — возникают подергивания, толчки, плавающие обороты. Решается проблема ремонтом узла, — объясняет техник.

 Гидротрансформатор в сборе (по-народному «бублик»)

Под демпфером находится блокировка гидротрансформатора

— При преодолении рубежа в 200 000 км возникает проблема износа подшипников скольжения, — рассказывает Виталий. — Конструктивно ось центрируется на втулках, которые со временем разбиваются. Происходит утечка давления. Вот и в данном случае износился подшипник статора насоса, — обращает внимание специалист.

Компьютер фиксирует пробуксовку. При подключении диагностического ПК отображаются коды неисправности, такие как «контроль передачи», «контроль передаточного отношения», «контроль пробуксовки сцеплений, E, B, A» и т. д. В подобных обстоятельствах АКПП становится в аварийный режим и не позволяет переключаться выше третьей передачи.

 При больших пробегах образуется выработка на втулках и подшипниках трансмиссии

— Одними из главных причин износа соединений барабанов являются большой вес устройства и, соответственно, нагрузка на ось. Это можно назвать конструктивной особенностью, — констатирует эксперт. — Подобное решение относительно расположения барабанов вполне удачное, но, как известно, у любого механизма есть свой предел. В запущенных случаях, как этот, отчетливо видна выработка в месте соединения барабана B с барабанами C и D.

Ожидаемая, но непредсказуемая поломка — трещина барабана Е. Появляется утечка давления, приводящая коробку в аварийный режим. Решается проблема сваркой шва, но коробку придется разбирать полностью.

 Барабан Е склонен к образованию трещин по внутреннему радиусу 

— Потеря давления через втулки приводит к износу фрикционных дисков сцепления. Видны характерные пятна, появляющиеся за счет трения, — показывает Виталий.

Характерные пятна на фрикционных дисках — признак серьезного износа

Обслуживание и ремонт

  • Замена адаптера блока мехатроника — 190 руб.
  • Ремонт гидротрансформатора — от 380 руб.
  • Полная разборка/сборка коробки с заменой втулок — от 420 руб.
  • Замена комплекта соленоидов — от 580 руб.

Удачно выбрать и своевременно обслуживать

— У владельцев автомобилей с такими АКПП есть заблуждение, что масло залито на весь срок службы — ведь это утверждает производитель. По нашему субъективному мнению, у любой техжидкости есть свой срок. В процессе эксплуатации образуются фрикционная пыль, стружка от втулок, подшипников, продукты износа гидротрансформатора. Масляный фильтр загрязняется, и пропускная способность снижается. Поэтому мы рекомендуем менять масло каждые 60 000 км, — советует специалист.

— Как показывает практика, машины, соблюдающие подобный регламент, приезжают на ремонт ближе к пробегу в 300 000 км. Также рекомендуем менять соленоиды хотя бы раз в 120 000 км, то есть с каждой второй заменой масла АКПП. При приобретении автомобиля обязательны первичный визуальный осмотр и посещение сервиса. Обращайте внимание на малейшие подтеки, в особенности на поддоне, — это наиболее заметно на моделях BMW ввиду его низкого расположения. При трогании с места и вождении не должно наблюдаться пинков, толчков, пробуксовок и плавающих оборотов двигателя. Собственно, этих же рекомендаций стоит придерживаться в процессе эксплуатации, — подводит итог Виталий.

Мнение эксперта

АКПП ZF6HP28 — надежная и проверенная временем трансмиссия. Мы даем ей крепкие 8 из 10 баллов. На сегодняшний день ремонт и обслуживание не доставят проблем. Стоимость ремонта не бьет по карману при своевременном обращении. К тому же эта КПП позволяет водителю чувствовать на дороге уверенность и фактически не ограничивает владельца в стиле вождения. Весьма достойный агрегат!

аv.by выражает благодарность СТО «Типтроник» за помощь в подготовке материала

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Валерий Кузьмицкий
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments