Все начиналось с «Оки». Большой разговор с Лявоном Вольским о любимых машинах

  • 6 апреля
  • Просмотров 11647

«Падымi мяне па-над зямлёю» — в девяностых эти слова из известной песни гимном звучали на Октябрьской площади, а имя Лявона Вольского прогремело на всю страну. Белорусский музыкант написал десятки хитов и участвовал во многих проектах. av.by встретился с артистом, чтобы поговорить о любимых автомобилях, шумихе вокруг Tesla, белорусских дорогах и законах. Музыкант не отказал в интервью!

Беседовали мы на белорусском языке, но на сайте публикуем русскоязычный вариант разговора.

Лявон Вольский, белорусский музыкант. В настоящее время лидер проектов «Крамбамбуля» и VOLSKI 

Лявон Вольский начинал свою музыкальную деятельность еще в далеких 1980-х. В разные творческие периоды был лидером групп «Мроя», N.R.M., ZET. Соавтор пластинок «Народны альбом», «Сьвяты вечар», «Я нарадзіўся тут». Сейчас занимается проектами «Крамбамбуля» і VOLSKI (последний существует как с белорусским, так и с норвежским составом музыкантов). Кроме того, артист дает акустические и электрические концерты в Беларуси и за ее пределами. Недавно, в День Воли, белорусский музыкант выпустил новый альбом «Трыбунал», о котором отзывается так: «10 песень пра нашае жыцьцё ў гэты складаны, трывожны і натхняльны час!»

Пока музыкант не спешит анонсировать ближайшие концерты: это связано с локдауном из-за пандемии. Вероятно, как только откроют границы, он выступит в Литве и Польше, где проявляют значительный интерес к белорусской музыке. Тем более в Варшаве и Вильнюсе сейчас живет существенно больше белорусов с активной гражданской позицией.

Все начиналось с «Оки»

Лявон сознается, что долгое время был пешеходом, в крайнем случае — велосипедистом, а водительские права получил в возрасте 33 лет. По его словам, отец сразу же отдал ему «Оку», которую использовал, чтобы доехать до гаража, а потом вернуться домой. В советские времена ставить машину под домом считалось дурным тоном.

— Сам он передвигался на Toyota Corolla, а советскую легковушку передал мне со словами: «Забирай, если хочешь». По правде говоря, это специфическая машина — с ней у меня связаны серьезные испытания. Поначалу она ехала очень даже неплохо, а потом уже я тягал «Оку» на своих плечах: она стала беспричинно глохнуть. Просто так — вставала колом, и все! Когда я отвозил ее к мастерам, по закону подлости мотор «оживал», работал как в ни в чем не бывало. Только выехал за ворота — машина замирала опять… Намучился я с ней, а потом отдал в деревню, в заботливые руки. Правда, как мне потом рассказали, от дурной привычки автомобиль так и не избавился.

— А вот моей личной первой машиной можно считать Mazda 323 1991 года. После «Оки» она казалась каким-то космическим кораблем! Простая и экономичная — это ее основные плюсы. До Белостока доехать точно могла — только потом надо было менять радиатор. В какой-то момент она начала часто ломаться: проявлялись вроде бы какие-то мелочи, но они досаждали все время.

По словам музыканта, Mazda 323 могла доехать до Белостока. Правда, после поездки приходилось менять радиатор 

— За неимением финансов 2 года героически отъездил на «Мазде», а затем пересел на Subaru Legacy — то была вообще супермашина. С двухлитровым мотором на «механике» — ездила шустро, а самое главное — требовала замены только расходников. Со временем сменил ее на аналогичную модель, только третьего поколения. Оппозитный мотор, АКПП, полный привод — все как надо.

Subaru Legacy было две. Последняя, красная (на фото), задержалась у музыканта надолго

— В то время как раз собирались повышать растаможку и все бросились покупать автомобили из-за границы. Я посмотрел на эту суматоху свысока и решил: «Так делать не буду». Даже гордился тем, какой я молодец, что не поддался всеобщему ажиотажу. Это был своего рода детский протест. Который, кстати, стал и моей огромной ошибкой: через пару лет «Субару» 2001 года начала сыпаться. В одной из поездок в Варшаву всю дорогу неприятно гудел подшипник. В автосервисе его заменили, но посоветовали: эту машину лучше продать.

Subaru Outback 1998 года

Спустя время появился Subaru Outback. Два люка, подогревы, разъем для радиотелефона — для авто 1998 года это было очень круто. Правда, состояние автомобиля оказалось плачевным: хватило, чтобы отъездить весну и лето. Ну а когда появился нынешний Forester, кажется, машина обиделась и больше не завелась.

Тест-драйв Subaru Forester 2010 года

Это «Субару», и этим все сказано

В настоящее время музыкант передвигается на Subaru Forester, который попросил... не фотографировать во время нашей встречи! Да, так тоже бывает. Но всему есть логическое объяснение:

— Сейчас сложилась такая поляризация мнений в обществе, что не хотелось бы демонстрировать вещи личного пользования, в том числе автомобиль. Так получается, что я остаюсь верен японскому бренду начиная с 2004 года. Не сказал бы, что это любовь. Скорее, привычка. С другой стороны, когда ты обзавелся хорошим мастером по конкретной марке, то не хочешь его менять. Я допускал мысль, что могу приобрести что-то другое, однако все равно не стал изменять привычному бренду.

— Нынешний Subaru Forester 2.5XT 2008 г. в. появился у меня минувшим летом. Само собой, там полный привод, АКПП, оппозитный бензиновый мотор объемом 2,5 литра (230 л.с.) — это, конечно, страшно неэкономично: 13 литров в смешанном режиме. А в городе расход может получаться и 14 литров в зависимости от стиля езды. Зато за рулем кроссовера и по асфальтовой дороге быстро мчишь, и из лесной колеи выберешься, если что. Еще мне нравится большой багажник, но его минус в том, что когда вещи внутри перекатываются в движении, то это хорошо слышно в салоне.

— По комфорту машина средненькая: есть круиз-контроль, климат. А что еще надо? Субаровский внешний вид, в том числе олдскульных машин, мне симпатичен. Современные бюджетные модели напичканы пластмассой в интерьере и вызывают у меня отторжение. Все пишут: «Зато не ломаются!» Да, понимаю, что за 12–13 тысяч долларов их будут брать, но это какое-то издевательство. Одно дело — проехать 10 минут на такси, другое — проводить в такой машине длительное время. В «Субару» тоже несколько пластмассок, но есть и вставки из кожи. 

Полный привод не прихоть, а необходимость

«Форестер» — это, конечно, не лифтованный УАЗ, но он действительно может на бездорожье и удивить, и порадовать: к проходимости вопросов нет, дорожный просвет — 205 мм, постоянный полный привод.

— Недавно ездили на неманский хутор в гости к Змитеру Войтюшкевичу, и там есть лесная дорога протяженностью 5 км. С наступлением весны она растаяла вместе со снегом, в результате чего образовались небольшие озера. И что вы думаете? «Форик» нас без проблем вывез!

Говорите, Renault Duster для простачков? Побеседовали со Змитером Войтюшкевичем  

Когда мы его покупали, мастера сразу сказали: надо перебрать двигатель — пришло его время под 200 тыс. км пробега. Раньше сам менял свечи и лампочки, а начиная с первой «Субару», я не хочу заниматься обслуживанием. Да и зачем лазить в Subaru, если он не ломается?

Под капотом нынешнего Forester 2,5-литровый оппозитный мотор

«Для ўсіх для нас сапраўдная машына — „Фальксваген Пасат“ універсал!»

Любопытный факт из жизни артиста: в середине 1990-х он снимался в рекламе автозапчастей. На видео, которые сохранились в интернете, Вольский в образе простачка-белоруса рекламирует амортизаторы, фильтры и другие детали для авто: «Запчасці, ё-маё, сам знаеш, пакупаць часта. А фільтры эці, дак ішчо чашчэ нада пакупаць».

— Это была интересная творческая задача. Знакомая из рекламного агентства и приятель из крупной автофирмы попросили сыграть типичного белорусского мужичка. Я продумал образ, надел кожаную куртку поверх пиджака и рубаху в горошек, добавил «трасяночку». Как только они увидели меня в таком амплуа, сказали: «О, это наш клиент!» Мы отсняли серию роликов, они распространились в интернете. Все спрашивали, как я докатился до такой жизни. А по-моему, получилось классно. Никаких баснословных гонораров никто не платил. С хорошо знакомыми людьми именно так и бывает.

Еще один любопытный факт из творческой деятельности музыканта — выпущенная в 2008 году песня о всенародно любимом VW Passat.

— Когда-то мы очень часто ездили с концертами в Польшу и Литву. Как правило, на гастрольном бусе. И всегда на западных границах стояло много «Пассатов» с кузовом типа «универсал». Они везли соседям дизель, а назад — то, что можно продать с хорошим наваром, например телевизоры. Иногда доходило до того, что мы возвращались из Белостока, а на пограничном пункте стояли практически одни Passat. Как мне сказали, у них большой бензобак. Некоторые аккурат перед польской границей забирались на небольшой холм и заливали там в горловину еще пять бонусных литров. Можно сказать, так и родилась эта песня. О настоящей народной автомобильной марке.

Заплатил 300 евро за такси, чтобы доехать на концерт

— Автомобиль — это удобство, от которого отказаться сложно. Если Снорре (норвежский саунд-продюсер Снорре Бергеруд. — Прим. ред.) присылает мне миксы — их надо прослушать в машине с хорошей акустикой. Помимо этого, могу включить симфонический концерт, джаз и, конечно, рок либо находиться там в полной тишине. Ехать за рулем в другой город на концерт — это непрофессионально. Лучше купить билет на поезд или лететь самолетом (если других способов добраться нет).

— Однажды, в 2007 году, случился курьез, когда я поехал на такси и заплатил за это немалые деньги. Я находился в отпуске в Черногории, а через два дня мы должны были играть концерт с N.R.M. в польском Вроцлаве. План был такой: я возвращаюсь чартером, там меня подхватывают на бусе и везут всю ночь до западной границы Польши. В день отъезда все пошло кувырком: рейс перенесли на более позднее время.

— Думаю: пусть музыканты по группе сами летят из Минска, а я доберусь как-нибудь на перекладных. Даже купил билет на другой самолет, но из-за пробок местный таксист задержался, и я опоздал на борт. Каким-то образом все же долетел до чешского города Брно. Как назло, еще утопил телефон и остался без связи, а чехи не хотели общаться со мной ни на польском, ни на английском языках. Что делать? Поехал на такси около 350 км и заплатил за это больше 300 евро. Самое главное — на фестиваль успел! Правда, подобных происшествий в моей концертной жизни больше не возникало — это был один такой день за гранью добра и зла.

Езда за рулем — это своего рода дзен

По словам Лявона, он ведет себя на дороге по-разному в зависимости от настроения: какой в жизни человек — такой и водитель.

— Хочется ехать спокойно — еду. И наоборот. Желательно не нарушать ПДД, особенно в наше время. Хотя «письма счастья» прилетают мне регулярно. Например, ты едешь по кольцевой в крайней левой полосе, где действует ограничение скорости 100 км/ч, а потом не замечаешь, как оно неожиданно становится 90 км/ч... Навигационные системы не так быстро обновляются, как меняются скоростные режимы. А вот подрезать кого-либо на дороге — это не мое. Не понимаю, зачем лететь, перестраиваться из одной полосы в другую, если потом вы все равно встретитесь на светофоре. На мой взгляд, нужно стремиться к тому, чтобы никто (и ничто) не раздражал. Это своего рода дзен.

Лявон Вольский: «За рулем лучше не нервничать»

— Когда я ездил в общественном транспорте, входил в состояние нирваны и творил, сочинял музыку, тексты. Первое время за рулем было трудно следить за дорогой, но потом я привык. Тем более сейчас есть смартфон, на который можно надиктовать текст, если пришло озарение, — это не мешает вождению. Однажды на АЗС я рванул с места, забыв вытащить заправочный пистолет. Меня вызвали в отдел милиции, где сотрудники разыграли сценку «добрый и злой полицейский». Это было смешно. Все закончилось просто выплатой штрафа.

— С ГАИ приходилось сталкиваться не раз: не заметил знак «40 км/ч», не прошел техосмотр. Дороги у нас в ужасном состоянии. Такое ощущение, что есть только кольцевая или М1, а еще только Минск. А если ехать, допустим, из Ивенца до Ракова? Просто яма на яме, и мы за это платим деньги! Может, смешно такое говорить сейчас, но вопрос с транспортным налогом следует обсуждать, объяснять людям, куда идут эти средства. А то появился сбор, организованный по принципу «вынь да положь», без какой-либо отчетности. Понятное дело, люди возмущаются.

Tesla, говорите, подарил? Uh no!

В одном из юмористических скетчей (Лявон является автором проекта «Саўка ды Грышка» на «Радыё Свабода». — Прим. ред.) герои Вольского интересуются, действительно ли Илон Маск подарил Александру Лукашенко электрокар Tesla.

— По-моему, ответ на этот вопрос очевиден. Мне нравятся электромобили — за ними будущее автомобилестроения. У нас в стране их развитие сдерживали слишком долгое время, да и в наших климатических условиях машины без ДВС не проедут столько, сколько декларирует производитель. По-любому нужно иметь подменный автомобиль. Безусловно, пересел бы на электрокар, будь у меня достаточно денежных средств. С другой стороны, ты привыкаешь к определенной системе: тот же багажник спереди — это непривычно.

— Что я купил бы, если бы сошлись все звезды? Может, новый Subaru. Хотя мне нравится и Tesla Model X. Как-то ехал на полноприводном купе Audi TT из Варшавы до Штутгарта. И она приглянулась мне тоже: летишь по автобану со скоростью 200 км/ч и не чувствуешь ее. Возможно, если бы позволяли финансы, взял бы такую как второй автомобиль. Toyota Land Cruiser — тоже вариант. Считаю, любой человек должен ездить на той машине, которая ему импонирует. Дело не только в деньгах. Иногда встречаешь людей, которые ездят на Audi из 1980-х и не желают пересаживаться ни на что другое.

— О Geely читал много разных отзывов. Согласен, шведский дизайн — вроде бы ничего, прогресс налицо. Но все равно не купил бы себе такую машину. Не знаю, просто это не мое. В профильных журналах профессионалы тестируют разные модели и о «Джили» пишут: «Вроде нормально, но что-то не то». И это совпадает с моим ощущением. Хотя вижу: люди массово берут льготные кредиты и ездят на этих машинах. А вот я менять Subaru пока не собираюсь. Да и зачем? Если надо ехать 120 км/ч по трассе — он поедет, хочешь проскочить по лесным тропам и горкам — тоже сможет. У меня есть и симпатия к этой марке, и крепкая привычка. Больше добавить тут нечего.

Фото: Елена Дорошкевич, личный архив Лявона Вольского

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments