«Еще год стоило подождать». Опытный «тесловод» о качестве и стоимости зарядки на белорусских ЭЗС

  • 30 марта
  • Просмотров 8488

Уже не первый год белорусов просят пересаживаться на электромобили — и многое в плане стимулирования спроса на экотранспорт успешно сделано. С 2018-го владельцы электрокаров не вносят дорожный налог, а еще их освободили от платы за муниципальные парковки, да и зарядные станции строятся довольно активно. В планах — разрешить «электричкам» движение по выделенным полосам для общественного транспорта. Добавьте сюда же зеленые номерные знаки.

Минус 36% от цены «электрички». В Беларуси отменили растаможку на электромобили

Но самое главное — с середины июня отменили НДС и ввозную пошлину, а это ощутимее всего отразилось на авторынке. По сведениям РУП «Белоруснефть», год назад количество электромобилей в РБ едва превышало 500, а в феврале 2021-го зарегистрировано аж 2 500 EV. По какому сценарию идет развитие электромашин в стране и каковы прогнозы на обозримое будущее — об этом и многом другом мы поговорили с теми, кто не только ввозит электрические авто в Беларусь для продажи, но и помогает их купить.

В Беларуси скоро появятся машины с зелеными номерами

Не Tesla единой

По мнению главного белорусского «тесловода», за почти 10 месяцев действия льгот ситуация в сегменте электромобилей кардинально поменялась и рынок электрокаров прирос примерно на пару тысяч авто.

— Если бы не пандемия и не политический кризис, то количество машин могло бы быть в два раза больше, — отмечает директор компании Tesla-Cars Артур Туманов. — Tesla по-прежнему остается драйвером рынка. Дело как в престижности и харизме бренда, так и в его выдающихся характеристиках. Никто не сделал ничего подобного. Привезенные мной ради эксперимента Polestar 2, Audi e-tron, Porsche Taycan тоже нашли своих покупателей, но с большим трудом: пусть эти машины и дорогие, однако уступают «Тесле» по динамике и запасу хода. А e-tron и вовсе не сильно отличается от Audi с традиционным ДВС, так что у любителей марки встает резонный вопрос: зачем приобретать EV, если за меньшие деньги можно взять бензиновый аналог?

Артур Туманов

И все же бизнесмен Туманов сосредоточен не только на дорогих электромобилях: в ближайшее время он планирует ввезти Volkswagen ID.3, официальная презентация которого состоялась еще в сентябре 2019-го. Автомобиль имеет электродвигатель мощностью 150 или 204 л. с., при этом крутящий момент в обоих случаях одинаковый — 310 Нм. Выбрать удастся и емкость тяговой батареи: 45, 58 или 77 кВт∙ч. Этого должно хватить соответственно на 330, 420 или 550 км пробега по циклу WLTP. Стоимость в Европе начинается от 28 тысяч евро. Вероятно, уже в текущем году к нам приедет несколько экземпляров.

— В основном я предпочитаю пригонять модели, ориентированные на наш рынок. Если взять, к примеру, Xpeng из Китая, то он не имеет адаптации ни по языку интерфейса, ни по зарядному разъему (адаптер стоит порядка 2 000 долларов). Еще один немаловажный фактор — обслуживание по гарантии. Тот же Volkswagen в случае чего отремонтируют в Вильнюсе. Кроме того, я выбираю машины, достойные с точки зрения запаса хода, — хотя бы 300 км в реальных условиях эксплуатации.

Около 40 Tesla за год — это хороший показатель

А вот менять статус оператора бренда Tesla (с октября 2016-го) Артур не собирается. Точнее говоря, он связывался с руководством компании по поводу перспективы стать реселлером или дилером марки в Беларуси, однако стратегия производителя неизменна — лишь прямые онлайн-продажи. Тем не менее сейчас реализация калифорнийских машин в Беларуси идет неплохо.

— Всего за 2020 год продано около 40 Tesla: Model 3 в основном брали в максимальной комплектации Performance с разгоном до «сотни» за 3 секунды, по Model S и Model X спросом пользовались разные версии. Я считаю, что это хороший показатель. Будь в стране официальный сервис — продажи могли бы быть еще больше. Ближайший дилерский центр, способный принять электрокар по гарантии, находится в Варшаве, и именно это останавливает многих от покупки.

К слову, у «Теслы» нет обязательного техобслуживания для поддержания гарантийных обязательств. Если что-то сломается — машину починят: гарантия на батарею, двигатель, силовой привод действует 8 лет, а на все остальное — 4 года или 80 тысяч км. Сам являюсь «тесловодом» порядка 6 лет и только однажды обращался к «официалам»: на первой Model S была «детская болезнь» — приходили в негодность контакторы (сейчас этой проблемы уже нет).

По поводу спора вокруг утилизации батарей сломано немало копий: это один из аргументов противников электрокаров. По заверениям Артура Туманова, на данный момент лишь начинают появляться первые АКБ, отработавшие свой гарантийный срок, и они используются в системах домашнего накопления энергии или как накопители на зарядных станциях сети Supercharger.

О масштабной утилизации речи пока не идет. Кроме того, на белорусских СТО их ремонтируют, заменяя неисправные ячейки и продлевая срок службы батарей. В настоящее же время «компания занимается разработкой технологий по переработке».

«Если год назад встречал одну Tesla в потоке, то сейчас — 2-3 в день»

Какие именно меры, касающиеся электромобилей, принимают в государстве, чтобы количество EV росло? С одной стороны, с лета для владельцев машин без ДВС стали предоставлять зеленые номерные знаки. В будущем это позволит идентифицировать электрокары как на местах для зарядки, так и в полосах для общественного транспорта. С другой — есть и такой негативный фактор, как введение платы за зарядку в сети «Белоруснефть».

— Зарядка в домашних условиях по ночному тарифу почти в два раза дешевле, чем на общественных станциях. Стоимость там все же могла бы быть ниже (хотя бы ночью). На мой взгляд, еще год стоило подождать. Тем более что возникают нарекания по работе приложения, да и нет уверенности в том, что ты приедешь и 100% пополнишь заряд энергии. Очередная проблема — все места занимают машины с ДВС. Как ее решать? Только административными мерами.

В Беларуси отменены НДС, дорожный сбор и плата за парковку для электромобилей


Количества зарядных станций в Беларуси более чем достаточно. По крайней мере в Минске так точно. А вот в некоторых городах (возьмем, допустим, Борисов, Бобруйск, Браслав) нет ни одной электрозарядки. По информации РУП «Белоруснефть», на сегодня насчитывается 492 ЭЗС сети Malanka (319 — для быстрой зарядки, 173 — для медленной), соответствующих коннекторов (пистолетов) — 925 (622 — быстрых, 303 — медленных).

30-40 копеек за 1 кВт. В Беларуси вводят плату за зарядку электрокаров

— И эксперимента ради, и с целью популяризации транспорта недавно мы ездили в Мурманск. Годом ранее я совершил трип в Норвегию, после которого посыпались отзывы, мол, по Европе любой дурак проедет — попробуй по России. Вызов был принят, и в январе мы достигли села под названием Териберка, расположенного на берегу Баренцева моря. Это самая северная точка РФ, до которой можно добраться по автомобильной дороге. Стартовали из Москвы, куда долетели самолетом, а электрокары доставили туда на автовозе. Расстояние — около 5 тыс. км в обе стороны. Да, и разряжались в ноль, и печка «глючила», но самое главное — мы справились.

Субсидии на электрокары из бюджета? Беларусь пошла своим путем

Осенью в правительстве обсуждали варианты предоставления субсидий на приобретение электромобилей. Мы говорим о компенсации при покупке электрокара при условии сдачи на утилизацию автомобиля с ДВС. За утилизацию будет выдаваться сертификат на определенную сумму, плюс такую же сумму выделят из бюджета. Артур Туманов считает, что в Беларуси это возможно. Например, в формате налогового вычета. Кстати, в разных странах Европы развитие EV стимулируют по-своему. Так, в Украине при ввозе платят только акциз до 100 евро, а в Норвегии предлагают дешевый кредит на всю стоимость.

— РБ выбрала какой-то свой путь. Опыт зарубежных стран изучается и частично заимствуется. Чего не хватает? Государство поощряет приобретение электромашин физлицами. Но как раз именно юрлица, имея льготы, привозили бы новые модели, вводили бы кредитные программы, формировали бы коммерческие автопарки. Почему не сделать для них нулевой НДС или другой налоговый вычет? Допустим, почтовая служба Германии закупилась электрокарами, а затем подтянулись обычные граждане. Похоже, у нас идут от обратного.

В конце 2021 года истекает срок действия нулевых пошлин, и смысл продлевать его есть до тех пор, пока не будет налажено производство собственного электромобиля. К тому же у нас имеется своя АЭС. Однако пока об этом ничего не слышно. По-моему, китайский путь оптимален: скопировали и повторили. Если вернут растаможку на электрокары, то 100 тысяч машин к 2025-му — это фантастика. Думаю, пусть не такими быстрыми темпами, но экотранспорт будет развиваться. Уже сегодня его стало больше, чем год назад. Если раньше встречал одну Tesla в потоке, то сейчас — 2-3 в день.

Инвалиды и неработающие: в налоговой рассказали, кто покупает Tesla в Беларуси

Битые «Теслы» стартуют от $20 тысяч, дешевле — это уже запчасти

Ранее новые и «бэушные» Tesla ввозились в страну в соотношении примерно 50:50, но в связи с обнулением пошлин основное количество электрокаров (90%) приходится на подержанные (и зачастую битые) «Теслы» из США. Работает типичная схема: компании-посредники помогают выбрать и доставить электромашины в РБ. 

— Поскольку срок действия нулевой растаможки истекает в конце 2021-го, белорусы заинтересованы в том, чтобы успеть привезти электромобиль себе или на продажу. До лета прошлого года это были единичные случаи, а теперь мы каждую неделю стабильно покупаем по 1-2 «электричке» из Штатов, — вводит в курс дела Виталий Скребец, директор ООО «БелАукцион-Групп». — Хит продаж — Tesla Model 3. Если нужна дешевая битая «тройка», то потребуется сумма от $20 тысяч. Если же настроены на машину с небольшими повреждениями, то стоит рассчитывать, что со всеми расходами реальнее уложиться уже в $30 000. Когда на дилерские аукционы выставили лизинговые авто, вырос спрос на Chevrolet Bolt (от $11 000, сейчас — от $14,5 тыс. Это целые электрокары, «битки» стартуют от $11 000–12 000).

Виталий Скребец

Model S и Model X запрашивают все реже, а вот Nissan Leaf я и вовсе забыл, когда мы приобретали в последний раз. Зато популярен BMW i3, ценник на который начинается от $15 тысяч (целые машины) либо от $10 000 (аварийные). Постепенно складывается тенденция роста цен на все автомобили, в том числе и на электрические. Одна из версий — это связано с экономикой США и сокращением производства новых машин.

Что касается недавней статистики ИМНС о том, что в 2020-м основные покупатели Tesla — это самые малообеспеченные категории граждан (многодетные, инвалиды), то Виталий считает, что она видится странной.

— Скорее всего, они нашли каких-то перекупов, которые зачем-то оформляли электрокары на льготников. Какой в этом смысл, если с 15 июня прошлого года НДС и таможенная пошлина на EV стали равны нулю? При этом неважно, кто является приобретателем: льготник или нет. Зачем какие-то манипуляции, если и так работает экономия? На мой взгляд, продлевать срок действия льгот все-таки стоит: как ни крути, но для белорусов это возможность пересесть на экологически чистый транспорт.

«Tesla составляет 40% от всех ввезенных электрокаров». Что сегодня происходит на таможне?

Сегмент свыше $30 тысяч пользуется спросом у россиян

В компании Green Cars, которая занимается как комиссионной продажей электромобилей, так и их доставкой из США, Европы и Китая, тоже отмечают рост по всем направлениям. Для наших соотечественников это самый большой стимул — не сравнить с бесплатными парковками или отменой дорожного сбора. 

Алексей Мартыновский

— За 2020 год мы ввезли около 300 электромашин, а всего по стране за озвученный период их наберется порядка 2 тысяч. По нашим данным, 60% — это Tesla. «Тройки» обойдутся от $29 тыс. (это «под ключ»), а Model X — от $49 тыс., — поделился статистикой Алексей Мартыновский. — Остальные 40 процентов делят между собой Chevrolet Bolt, Nissan Leaf, BMW i3. Единичные экземпляры заказывают из Китая. К примеру, Volkswagen e-Lavida. По сути, это новая Jetta, но электрическая — у нас таких нет. Ее стоимость — от $17 500. 

Китайский «гаджет» за $50 000. Гродненец купил необычный электрокар Xpeng P7

Некоторые просят привезти Xpeng, несмотря на то, что интерфейс автомобиля на китайском языке. Зарядки — это отдельная тема. Ценовой сегмент свыше $30 000 более характерен для российских клиентов, белорусы же стараются выбрать и купить что-то в пределах от 10 до 25 тысяч долларов.

6 000 электрокаров в Беларуси к концу 2021 года. Реально?

— В феврале в РБ было зарегистрировано 2 500 электромобилей, тогда как всего год назад, в начале 2020-го, их общее количество едва превышало 500. Безусловно, мы можем говорить о том, что на стремительный рост электротранспорта повлияли отмена НДС и ряд других мер, предпринятых государством. Напомним, стоимость зарядки в Беларуси все еще остается стимулирующей. Кроме того, водители электрокаров освобождены от уплаты дорожного налога.

Все это вызвало интерес у автолюбителей. В мобильном приложении Malanka ежемесячно регистрируется до 250 новых пользователей. Мы прогнозируем, что к концу 2021 года количество электротранспорта в нашей стране превысит 6 000 автомобилей, — поделился с нами официальными прогнозами Никитенко Алексей, начальник управления перспективных энергетических технологий РУП «Белоруснефть».

Фото: Елена Дорошкевич, архив av.by

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments