ProЖелезо. DSG-7 DQ500 — 7 ступеней безупречности

  • 20 марта
  • Просмотров 14032

Роботизированная преселективная DSG-7 DQ500 — это «мокрая» семиступенчатая КПП, которую опасались, внимательно изучали и в итоге зауважали многие автолюбители и мастера СТО. DQ500 в отличие от своих «сухих» коллег по цеху устанавливается на двигатели с рабочим объемом до 2,5 л. Сегодня в нашей технической рубрике «ProЖелезо» проведем вскрытие и оценим конструктивные особенности как раз таки «пятисотого» «робота». А поможет нам в этом Виталий Бабич — технический специалист сервиса по ремонту АКПП «Типтроник».

Принцесса на горошине. VW Scirocco на подъемнике

Начнем, пожалуй, с того, что данную трансмиссию можно обнаружить на широком списке автомобилей концерна Volkswagen (Tiguan, Transporter, Passat, Sharan). Также встречается она и на Audi (A3, Q3, TT), Skoda Kodiaq и Superb. Большинство из перечисленных машин предполагает размеренную городскую езду, но в то же время именно «пятисотка» позволяет зажать вместе педали тормоза и газа и рвануть с перекрестка без серьезных последствий для агрегата.

Виталий Бабич — технический специалист ООО «Типтроник»

Надежная или не очень?

В чем же секрет надежности и какова специфика именно DSG-7 DQ500 по сравнению с младшей версией DQ200? В наши руки попали сразу две роботизированные коробки передач с двух схожих автомобилей — переднеприводных VW Multivan и Caravelle. Обе машины 2016 года выпуска, заявленный пробег — 200 тысяч км. 

Volkswagen Multivan 2016 года

Данная роботизированная трансмиссия появилась на серийных автомобилях в 2008-м и за весь срок своего существования переварила солидную толику критики (чаще необоснованной) и претерпела множество технических улучшений.

— В разработке DQ500 принимали участие три именитые компании, — вводит в курс дела Виталий Бабич. — Это VAG, BorgWarner и LuK. За все железо (валы, шестерни и прочее) отвечал VAG, за блок мехатроника и, соответственно, за электронику — американский BorgWarner, а за диски сцепления — небезызвестный немецкий производитель LuK. Кстати, сцепления последнего функционируют на машинах GM, BMW, Mercedes-Benz, Fiat, Toyota, Renault, Honda и многих других брендов.

 — На текущий момент можно смело утверждать: DQ500 зарекомендовала себя как надежная трансмиссия. Проблемы в основном возникают к 200 000 км пробега, — отмечает эксперт. — К слову, это и есть тот ресурс, который закладывался в агрегат заводом-изготовителем. Однако при грамотной эксплуатации эта КПП ходит куда больше отведенного ей времени, а после капитального ремонта легко пробежит еще столько же.

Основные неисправности

На верстаке перед нами — DSG7 DQ500 от переднеприводного VW Multivan. Причиной визита на сервис оказалась одна из самых распространенных неполадок таких КПП: срез шлицевой части правой полуоси. На полноприводных версиях с подобной поломкой сталкиваются куда реже.

— Как выдает себя данная неисправность? Автомобиль попросту останавливается. Раз — и стал колом! Обратите внимание на ржавчину и срезанные шлицы, — указывает рукой Виталий. — Постепенно сюда попадает вода, и мало-помалу начинается процесс коррозии, что тоже негативно сказывается на состоянии шлицевой части.

Коррозия муфты приводит к повышенному износу шлицевой части

— Вторая популярная проблема — износ двухмассового маховика. Как и любой демпфер, он разбивается. Связано это с естественным старением, — продолжает специалист. — Дефект проявляется в виде стука, наиболее характерного при пуске двигателя на холодную. Последствия порчи видны на крышке сцепления. Также бывают случаи износа кожуха сцепления (вплоть до образования отверстий и течи масла).

Износ на кожухе дисков сцепления от неисправного маховика

— Маховик связан с входной муфтой сцепления. В результате люфта последняя ломается — происходит «выплевывание» фрикционных дисков, — объясняет мастер.

Деформация фрикционных дисков

— Третий часто встречающийся нюанс — приход в негодность подшипников на валах. Как показывает практика, при пробеге 180–200 тыс. км владельцы жалуются на посторонние шумы или гул. Это и есть износ подшипников. Вследствие перегрева подшипники и шестерни синеют, появляется выработка и деформация, — растолковывает Виталий.


Посиневший металл и выработка на подшипнике

— Перегрев может случиться из-за неисправности теплообменника и недостаточной смазки деталей, что также приводит к обрыву фиксирующего болта. Последний, в свою очередь, способен проломить корпус коробки. Бывали ситуации, когда машина приезжала с «дыркой» в КПП, — рассказывает специалист.

— Мехатроник — это четвертая близкая сердцу проблема любой DSG. По сути, это блок управления, который находится в агрессивной среде. Температура масла достигает 100 градусов, что влечет за собой выход из строя датчиков и замену ЭБУ. С обратной стороны мехатроника расположены соленоиды, которые также приказывают долго жить, и гидроблок, склонный к заклиниванию поршней.

Результат попадания стружки — заклинивание соленоидов

 — Не спешите пугаться. Все, что можно отремонтировать, — ремонтируется, а что предназначено заменить — запросто обновляется, причем только на оригинальные комплектующие, — отмечает Виталий. — Да, на DQ500 вы не найдете китайских аналогов или лицензионных турецких запчастей. Исключительно оригинал! Но именно по этой причине данная коробка держит свой ресурс, хотя стоимость починки выше ремонта ее «сухого» собрата — DQ200.

Агрессивная среда выводит из строя блок ЭБУ

— Не перестану нахваливать надежность DQ500, ведь перечисленные неисправности начинают проявляться лишь к 200 тыс. км. А при правильной эксплуатации возможно и вовсе избежать каких-либо проблем, — говорит эксперт. — DSG дарит комфорт и экономичность, несопоставимые с классическим «автоматом» или механической КПП. При этом нужно четко понимать: у роботизированной коробки есть ресурс — и вот здесь важно вовремя ее обслуживать. Ну и ни в коем случае не сравнивайте преселективный «робот» с вариатором: это небо и земля! Совершенно разный конструктив и другая философия. Технология DSG предполагает быстрое переключение, плавность хода, комфорт в городском и шоссейном циклах. При необходимости быстрого ускорения, а также при обгоне запас мощности DQ500 позволит чувствовать себя уверенно, чего нельзя сказать про вариаторы.

Вскрытие покажет...

А мы возвращаемся к нашему пациенту. Снимаем часть корпуса — и перед нами открывается следующая картина: на магнитах фильтра тонкой очистки скопилась стружка. Стружка для DSG — это не приговор, но ее наличие говорит о приближающемся ремонте. Магниты способны уловить лишь часть металлической стружки, но очень много ее может быть в мехатронике и сцеплении.

Эмульсия на магнитах — первый признак присутствия стружки в системе

Сняв масляный поддон, мы замечаем эмульсию — это следствие попадания масла в систему охлаждения двигателя. Теплообменник представляет собой «слоеный пирог»: в результате разгерметизации пары антифриза проникают в коробку.

Теплообменник — важный узел в конструкции DSG

Смесь масла и антифриза в поддоне — свидетельство неисправного теплообменника

— Имеется износ на подшипниках, их потребуется обновить. Вышла из строя многослойная муфта сцепления — это горькие плоды попадания антифриза. Часть дисков разбухла, также необходима их полная замена, — констатирует специалист.

— Так с чего началась цепочка необратимых последствий? — интересуемся у мастера.

— При первичном осмотре было замечено, что правая полуось проворачивается вхолостую. Пришел в негодность дифференциал. Шлицевая часть коррозировала, а еще ее провернуло. Поскольку данный «больной зуб» стоит внутри коробки, без полного разбора не обойтись, — разводит руками Виталий.

Замена зубчатого вала

Многослойная муфта сцепления в разборе

Тут же специалист СТО делает акцент на том, что после ремонта данная коробка с легкостью пройдет более 170 000 км. На момент починки пробег машины чуть превышал 200 тыс. км. В 2019 году автомобиль побывал на сервисе, где было произведено полное ТО, — об этом свидетельствует дата выпуска масляного фильтра.

Данный фильтр тонкой очистки устанавливается на весь срок эксплуатации

На фильтр наносится дата производства

Купить и наслаждаться

При выборе подержанного авто c DSG-7 DQ500 обращайте внимание на поведение коробки после получаса работы. Именно при нагреве агрегата получится определить ее общее состояние: если нет толчков, плавающих оборотов двигателя при переводе селектора из P в D или Reverse и наоборот — это хороший знак. Но посещение специализированной СТО неоспоримо. Это позволит прилично сэкономить в будущем или предметно поторговаться с продавцом в настоящем.

Как часто заезжать на сервис?

Обслуживание представляет собой обязательную замену масла. Рекомендуемый интервал — 60 000 км. Производятся замена самого масла (объем около 6 литров), обновление одного из фильтров тонкой очистки, также меняется уплотнительная резинка колбы и при необходимости крышка фильтра. За эту процедуру в среднем возьмут 400 рублей.

Цена вскрытия и ремонта

  • Диагностика коробки — 18 руб.
  • Замена масла (допуск G052182) в объеме 6 литров — от 224 руб.
  • Замена масляного фильтра — 114 руб.
  • Замена многодисковой муфты сцепления — от 620 руб.
  • Замена подшипников, дифференциала, шестерен — 780 руб.
  • Замена многодисковой муфты сцепления (стоимость самой запчасти без работы) — 1 100 руб.

Мнение эксперта

На самом деле не стоит переживать за здоровье агрегата: коробка сама адаптируется к хозяину. «Мокрая» DSG в разы выносливее и надежнее «сухой».

Вал нечетных передач DSG DQ500

 — Главная рекомендация — это не стартовать с выжатой педалью тормоза и газа слишком часто. Данный рецепт долголетия можно применить к любому узлу ходовой части. Как и всякий «робот», DSG не любит слишком коротких поездок, а после длительных скоростных путешествий не стоит сразу же глушить автомобиль, — советует Виталий. — Философия DQ500 проста: вы не должны знать о существовании каких-либо проблем на протяжении всего срока эксплуатации автомобиля (в Европе это 100–150 тыс. км пробега), а также проходите обязательные ТО.

— DQ 500 — одна из самых надежных среди DSG. Она с легкостью выхаживает до 300–350 тыс. км при своевременном обслуживании. Эта трансмиссия практически лишена недоработок, а ремонты связаны исключительно с большими километражами. Не забывайте, что относительно свежие машины из Франции или Германии приезжают к нам с пробегами далеко за 200 000 км. Тут тешить себя надеждой и обманываться не надо. В остальном наша статистика указывает, что лишь две из 10 DSG на ремонтном столе — это «мокрые» «роботы».

 аv.by выражает благодарность СТО «Типтроник» за помощь в подготовке материала

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Валерий Кузьмицкий
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments