«Если цена не превысит $10 тыс. — будет спрос». В НАН показали пикап с белорусским «нутром»

  • 3 марта
  • Просмотров 24865

В Беларуси уже не первый год трудятся над созданием собственных электрокаров, доказывая, что в нашей стране для этого есть все компетенции. За несколько лет Национальная академия наук успела побаловать СМИ рядом громких проектов. Среди них Geely Electro, который сегодня является своеобразным «полигоном» для отработки новых технологий, а еще продемонстрированный год назад семиместный минивэн — это совместный проект ученых НАН и китайских партнеров. На этот раз академики показали макетный образец электрического пикапа, который может стать востребованным в коммерческой сфере.

Наше чудо — Geely Electro. Тестируем белорусский электрокар в компании совершенной Tesla

Кто купил минивэн за 50 тысяч долларов?

Напомним, китайский минивэн Joylong EF5 — это копия Toyota Alphard 2002 г. в. Сотрудники НАН заключили контракт с коллегами из Поднебесной и купили у них машинокомплект. Потом собрали первый образец на своем опытном участке, испытали на полигоне и начали улучшать характеристики. Во время нашего визита в феврале 2020-го исконно белорусской в машине была лишь система управления батареей, однако инженеры планировали пересадить в нее и другие компоненты отечественного производства: электродвигатель, инвертор, бортовое зарядное устройство и иные элементы, разработанные учеными НАН Беларуси. Что изменилось спустя год?

Первый белорусский электрический минивэн за $50 000. Кто его купит?

Еще в конце января 2020-го с китайским партнером было подписано соглашение, которое предусматривало в том числе организацию сборки электромобиля в нашей стране, но пандемия коронавируса закрыла границы. До сих пор общение с китайской стороной налажено в дистанционном формате.

— Проект стоящий, однако, к сожалению, он забуксовал по вполне объективным причинам, — пояснил директор Объединенного института машиностроения Национальной академии наук Сергей Поддубко. — Как только Китай откроется, мы начнем развивать дорожную карту, в рамках которой создается крупноузловое сборочное производство. Основная задача — вдохнуть жизнь в электрический минивэн и постепенно локализовать в нем электропривод — он уже разработан в нашем институте, есть партнеры-производители; электромотор изготавливает «Могилевлифтмаш», силовую электронику выпускает новополоцкий «Измеритель», а с батареей мы справимся своими силами.

В настоящий момент легкие коммерческие автомобили — наиболее перспективный сегмент для развития электротранспорта, поэтому академики продолжают уверенно двигаться в этом направлении. Даже пикап проектировали максимально утилитарным, чтобы он органично выглядел где-нибудь в парковой зоне или на территории предприятия.

От дизайна до виртуальных краш-тестов

Новый проект носит название Academic Electro, а сам пикап окрашен в яркий зеленый цвет, который подчеркивает экологичность. Разработчики именуют его макетным образцом, построенным по каркасно-панельной технологии.

Все начиналось с дизайна, который рисовали специалисты НАН. Они создают автомобили в цифровом формате, постепенно переходя от презентации каких-то дизайнерских эскизов к проведению виртуальных краш-тестов. По сути, на примере макетного образца академики показали, что его можно разработать в полностью виртуальной среде.

— На базе каркаса автомобиля ТМ-1131 «Мишка» проектировали конструкцию шасси, поэтому сперва имелись ограничения по форме и пропорциям кузова. Мы знали, что основной заказчик — это Ботанический сад, которому необходимо перевозить малогабаритные грузы, поэтому определились, что это будет электропикап, — вводит в курс дела начальник отдела промышленного дизайна Виктор Бохонко. — Однако на этапе разработки дизайн-концепции нам захотелось увеличить пропорции. Поэтому изначальный каркас остался частично, а раму по итогу мы вообще вырезали и расширяли. С помощью VR-технологий смоделировали кабину и внешний облик, провели все испытания по прочности, устойчивости. 

В НАН разрабатывают методику проектирования автомобилей в цифровом формате

Каркас кузова — из металлических сварных труб из высокопрочной стали. В середину интегрирован цельный модуль, который изготовлен из композитных материалов. То есть кабина — это монокок, она приклеивалась целиком и является несущим элементом. Облицовка — от капота до крыльев — из стеклопластика. Всего в пикапе используется около 100 кузовных панелей, собран он добротно.

В машине используется около сотни панелей

Визуально электромобиль от академиков выглядит весьма компактно (длина — 3 710 мм, ширина — 1 657 мм, высота — 1 575 мм). Колесная база — 2 280 мм. Кроме того, при желании ее удастся удлинить. А поскольку это модульная платформа, то вместо грузового отсека может быть ряд сидений или полностью закрытый грузовой фургон. Грузоподъемность пикапа — около 350 кг. 

Грузовой отсек имеет объем около 650 литров (до бортов). Получится установить еще и фаркоп

С миру по нитке

В такого рода проектах один из важных моментов — компонентная база. Никто не будет эксклюзивно разрабатывать дверную ручку, петли или уплотнитель для одного макетного образца. Это нецелесообразно. Так, руль используется от Geely, сиденья — от Lada XRay. Правда, их перешили в другую цветовую гамму. Селектор выбора режимов движения достался от Nissan Leaf (это временное решение). 

Руль здесь от Geely, сиденья позаимствованы у Lada, селектор КПП — у Nissan Leaf

Зеркала перекочевали от Lada Granta, а наружные ручки дверей — от Geely. Фары и фонари заказывали по каталогу фирмы Hella. Шины, разумеется, белорусские. А вот цифровая панель приборов — это собственная разработка.

Зеркала в машине от Lada Granta

Дверные ручки тоже от Geely. Похоже, пришлось разобрать Emgrand GT

Оптику заказали у немецкого производителя Hella

К слову, эргономика в салоне просчитывалась еще на этапе компьютерного моделирования и соответствует международным нормам. Два человека высокого роста усядутся там без особых проблем. С точки зрения комфорта пока предложен лишь минимум. Вращающиеся рукоятки (это температура и скорость обдува) отвечают за микроклимат. Есть возможность установить кондиционер.

Цифровая приборная панель — разработка белорусов, а планшет купили

Часть передней панели в пикапе от китайского производителя Geely

Чтобы активировать электромобиль, надо нажать кнопку Start-Stop

Ячейки в батарее корейские, электроника — белорусская

Само собой, такие ключевые элементы, как тормозная система, рулевое управление, подвеска, заимствованы от автомобиля-донора.

— Изначально мы хотели получить данные компоненты от АвтоВАЗа, но их стоимость оказалась чуть ли не в три раза дороже, чем сама машина в сборе. Пока там стоят «вазовские» элементы, однако ввиду ценника мы подумываем о сотрудничестве с китайскими партнерами Joylong и JAC, у которых имеется широкая модельная гамма. Подвеска тоже «донорская»: спереди система McPherson, сзади — полузависимая балка с усиленными пружинами для перевозки минимум 350 кг в грузовом отсеке.

В настоящий момент под капотом электромотор от Bosch, но вскоре будет установлен аналог белорусского производства

Система управления электродвигателем, АКБ, преобразователи напряжения и электронные блоки управления — это уже отечественное. Все компоненты электрического силового привода — собственной разработки. Локализация распространяется именно на электронику. Кстати, сейчас там стоит электромотор от Bosch, но в этом году планируется выпуск белорусской силовой установки мощностью 90 кВт. Батарея в 20 кВт⋅ч зашита под полом грузового отсека пикапа. По словам создателей, в подполье за сиденьями можно встроить еще одну часть емкостью 5 кВт⋅ч.

— Наш центр занимается разработкой полного цикла всех компонентов электропривода: электродвигателя, инвертора управления, управляющей электроники верхнего уровня, батареи и ее блока управления. Чтобы собрать, к примеру, АКБ, необходимо найти производителя ячеек, подходящих для данного вида транспорта. В пикапе используются корейские литий-ионные ячейки. Где-то полтора или два года назад, когда мы только начинали подобную деятельность, стоимость киловатт-часа оценивалась в $1,5 тыс., сейчас он обходится в 200 долларов. Это ориентировочная стоимость — все зависит от объемов заказа.

В аккумуляторе ячейки корейского производителя, электроника — белорусская разработка

В каждом блоке стоит электронный модуль, который контролирует параметры сборки. Если они не совпадают, возможен перегрев аккумулятора и, как следствие, выход его из строя. Все алгоритмы функционирования этих модулей тоже разрабатывали наши программисты. Одна из фишек — любой элемент, будь то «дворник» или его включатель, оснащен микропроцессором. Между ними нет реле: один жгут CAN-протокола идет через всю машину, что упрощает обслуживание в дальнейшем.

Пикап уже проходил испытания на полигоне, поэтому академики могут поделиться техническими характеристиками макетного образца. Полная масса — 1 600 кг. В нем два посадочных места, открытая грузовая площадка. Мощность электромотора — 58,6 кВт (80 л. с.), крутящий момент — 200 Нм. Расчетная максимальная скорость — 110 км/ч, но она ограничена электроникой до 50. Требуется aж 17,9 секунды, чтобы достичь скорости 100 км/ч. Заявленный запас хода — 150 км.

Машина проходила испытания на полигоне. Ориентировочный запас хода — 150 км

Лючок с зарядным разъемом расположен спереди. Пополняет запас энергии Academic от трехфазной розетки примерно за 2 часа, однако в перспективе он будет способен подключаться и через разъем CHAdeMO для быстрой зарядки.

От трехфазной розетки зарядка занимает пару часов

Надо отметить: это завершенный проект электромобиля. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды. Машина постоянно совершенствуется, а инженеры экспериментируют с блоком управления электродвигателем (он собственной разработки).

Будет стоимость до $10 тысяч — возможен спрос

В Европе подобного плана автомобили нашли широкое применение в качестве развозного транспорта в коммерческой сфере. К примеру, пилотную версию пикапа собираются передать Ботаническому саду: там он пригодится для перевозки грузов и двух пассажиров. На текущий момент машина не предназначена для дорог общего пользования, но если потребуется сертифицировать ее по разным параметрам (например, по светотехнике, безопасности), то это реально. Когда дело дойдет до выпуска, пикап планируют собирать в собственном цеху.

— Будем варить там каркас, а панели — получать от партнеров, которые занимаются производством пластика, их покраской. Единственная проблема — эти предприятия перегружены, но с одним из них — «Белкарпластиком» — нам удалось договориться. Сама по себе каркасно-панельная технология подразумевает, что можно наладить сборку, в том числе мелкосерийную, без больших затрат. Однако это перспектива на будущее. Сейчас перед нами лишь макетный образец, на котором мы отрабатываем свои компетенции.

Не берусь сказать, сколько будет стоить такой пикап, а вот сколько должен, чтобы появился интерес у потенциальных заказчиков, — вполне: до $10 тысяч. Пока он представлен в единичном экземпляре. Когда речь зайдет о серийном производстве, мы его сертифицируем для эксплуатации на дорогах общего пользования.

**

Помимо электрического минивэна и пикапа, в институте занимаются разработкой типового ряда каркасных легковых электромобилей с кузовом из стеклопластика, электрогрузовика на шасси МАЗ (ОАО «МАЗ»), коммунальной машины с электроприводом (производство в партнерстве с Мингорисполкомом), а еще была создана электрическая начинка для льдозаливочного автомобиля МТЗ.

Электрокары из Беларуси: секретные технологии и запас хода в 500 км

А вот этот экспериментальный образец электрического спорткара тоже имеет отношение к проектам НАН. Его начинал создавать Дмитрий Кабанов, изобретатель-энтузиаст, а сейчас это инициативная разработка коллектива конструкторов и инженеров Академии наук. Перед нами уже ходовой образец, необходимо лишь довести до ума ПО для управления инвертором и облачить родстер в кузов.

Проект по разработке электрического спорткара тоже близится к завершению

Двухместный электрокар также успели испытать на полигоне, а весной продолжат окончательные настройки его электрической силовой установки. Целевые технические характеристики машины таковы: максимальная скорость — до 180 км/ч, разгон до «сотни» — примерно 3 секунды, пробег на одном заряде — 270 километров. Судя по всему, желание продолжать работу над спорткаром у академиков есть — главное, чтобы появилось финансирование. Хочется верить, что амбициозный проект завершат и он тоже будет представлен широкой публике.

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Елена Дорошкевич
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments