«Если автомобиль стоит $10 000, полную оклейку делать не нужно». Во сколько белорусу обойдется упаковка машины в защитный винил

  • 1 марта
  • Просмотров 31140

Кузов автомобиля страдает от массы факторов: песок и камни из-под колес встречных и попутных машин, невнимательность при парковке, небрежность соседей по стоянке — все это играет свою роль. А значит, перекраска пострадавших деталей в будущем неизбежна. Однако любую проблему легче предотвратить, чем потом ее «лечить». Например, оклеить кузов автомобиля защитной полиуретановой пленкой. Она отлично предохраняет от внешних воздействий и погодных явлений, позволяет избежать мелких царапин и сколов, сохраняет эластичность в мороз, а также имеет высокую прозрачность, что делает полиуретан самым подходящим материалом для «бронирования» от разного рода неприятностей.

Полиуретан против винила

Изначально полиуретановые пленки разрабатывались по заказу Минобороны США для борьбы с песком и предотвращения быстрого износа лопастей вертолетов в пустынях. Однако со временем полиуретан проник в сегмент обычных повседневных авто в качестве дополнительной защиты от царапин и сколов. В компании VINYLSTUDIO с ним работают около 7 лет и знают не понаслышке о его свойствах и преимуществах, обезопасив тысячи кузовов от неблагоприятных факторов внешней среды.

На территории минской студии можно не только вблизи рассмотреть материал, с которым ежедневно имеют дело оклейщики, но и понаблюдать за процессом работы и разобраться, так ли хороши полиуретановые пленки, которые пришли в автомир в качестве антигравийных и до сих пор не утратили своей актуальности.

— Раньше все предпочитали виниловые защитные пленки, но у них было много недостатков и короткий срок службы. Сейчас винил используется лишь для смены цвета, декора или рекламной оклейки. Так что переход к полиуретану — это мировая тенденция (наподобие того, как кнопочные телефоны уступили место смартфонам), — вводит в курс дела Иван, специалист студии, которая занимается оклейкой машин. — Несмотря на то, что толщина пленки составляет около 200 микрон (реже — до 300 микрон), она противостоит сколам и глубоким царапинам. К примеру, хорошо защищает ЛКП от удара дверью соседнего автомобиля или тележкой в гипермаркете.

Невидимая броня

— К погодным условиям полиуретан тоже устойчив: не страдает от ультрафиолета, а при низких температурах зимой не теряет своих защитных способностей. Тот же винил при минус 2-3 градусах Цельсия «дубеет» и становится хрупким. По своим свойствам, составу и характеристикам полиуретан ближе к резине: эластичность позволяет ему значительно растягиваться без нагрева, но при этом принимать исходные размеры. Материал полностью прозрачен, не меняет штатный цвет машины, совершенно незаметен на поверхности кузова, повышая его износостойкость.

Пленки можно выбирать по ряду параметров. В зависимости от производителя они различаются по своей структуре: у одних «шагрень» более гладкая, у других она ближе к «апельсиновой корке». Многие из них имеют ярко выраженный гидрофобный эффект, отталкивающий воду и препятствующий возникновению разводов. Благодаря этому оклеенный элемент чуть меньше пачкается. Чтобы достичь подобного эффекта, в некоторых случаях пленку удастся дополнительно покрыть керамикой.

— Пленки могут отличаться и по такому критерию, как адгезия. Одно дело, когда она прочно приклеилась, другое — когда намертво прилипла к лаку, в связи с чем снятие пленки в будущем окажется сопряжено с большими проблемами. Это возможно в случае использования дешевых китайских брендов. Мы работаем в основном с LLumar: он подходит ко многим автомобилям и по совокупности свойств считается одним из лучших с точки зрения удобства нанесения.

Кстати, стоит внимательно отнестись к выбору пленки. Не редкость, когда недобросовестные оклейщики под видом дорогого LLumar или SunTek наносят более бюджетные, а порой и вовсе низкокачественные варианты, производитель которых неизвестен. Поэтому лучше обращаться в студии, которые либо сами являются дистрибьюторами, либо контактируют с официальными поставщиками.

В мастерской чаще всего практикуют технологию работы с пленкой «по лекалам в размер». Это значит, что специалист-оклейщик выбирает в компьютерной программе модель и год авто и отправляет команду на нарезку кусков пленки по форме деталей машины (например, капота, крыльев, бамперов или дверей). В данном случае пленка вырезается размером с деталь — ее края рассчитаны под конкретный элемент определенной модели. Иногда мастер вырезает кусок выбранной формы по детали вручную и с запасом по площади.

Это плоттер для нарезки элементов пленки по форме деталей авто

Толщина пленки в среднем составляет 200 микрон

Хорошо тянется, быстро приклеивается

Во время нашей экскурсии по студии специалисты оклеивают парочку автомобилей. Как можно видеть, все начинается с подготовки кузова. ЛКП должно быть в хорошем состоянии — без повреждений и сколов. Если имеются дефекты, лучше сначала обратиться в кузовную мастерскую. Слегка «потертая» машина в полировке не нуждается, а вот глубокие царапины следует убрать или отполировать. Если сохранность лакокрасочного покрытия подходящая, тогда автомобиль моют, а перед оклейкой тщательно проходятся специальной глиной для очистки.

Специальной глиной кузов очищается перед оклейкой

Пленка клеится на мыльный раствор, который помогает ей не прилипать к поверхности раньше времени. Пока элемент «плавает» на жидкости, его позиционируют на месте и подгоняют под края детали, разглаживая либо от центра, либо от краев (в зависимости от геометрии и размеров).

С помощью ракеля выгоняют излишки жидкости и воздух из-под смоченной пленки (если она будет сухой, ее можно поцарапать при нанесении). Спиртовой раствор же используют, чтобы активировать клей и обезжирить поверхность авто: на сложных поверхностях он позволяет «фиксировать» отдельные участки и растягивать пленку по форме элемента.

— В целом процесс оклейки занимает в среднем от нескольких часов до недели. Гарантированный производителем срок службы пленки варьируется в зависимости от ее качества от 5 до 10 лет. Она может прослужить и дольше, если хорошего качества, нанесена по технологии и имеет регулярный уход. Если же сам материал с заводскими дефектами в виде пузырьков или кратеров, мастер скорее вырежет этот кусок, чтобы обойти гарантийный случай стороной. Сразу после оклейки необходимо отказаться от мойки кузова сроком хотя бы на 10 дней (в зависимости от температуры). Также следует предупреждать об оклейке: от мощной струи пленку рискует поднять. Кроме того, лучше избегать автоматических моек, выбирая ручные или бесконтактные. Двух раз в месяц достаточно, чтобы полиуретан прослужил свои 10 лет без проблем.

Что клеить?

Автомобиль удастся оклеить как полностью, так и частично. Как правило, защищают фары, переднюю кромку капота, стойки лобового стекла, переднюю часть крыши и крыльев.

Оптимальный вариант — вся «морда» машины целиком. А это бампер, фары, корпуса боковых зеркал, полностью капот и крылья, стойки, полоска по кромке крыши. Многое зависит от пожеланий владельца: можно оклеить и места под дверными ручками, страдающие от дамских «коготков», и пороги дверных проемов, и низы дверей, и полку заднего бампера, и многие другие глянцевые элементы. Матовый или текстурированный пластик использовать не получится, да и в этом нет смысла.

— Бронирование оптики — это вообще отдельный момент. Пластиковое «стекло» очень легко скалывается и царапается, к тому же пластик подвержен воздействию ультрафиолета и со временем мутнеет. Так что обтянуть пленкой фары и противотуманки за $50–60 определенно стоит, чтобы не платить через пять лет 150–200 долларов за их реставрацию. 

Частые гости — Skoda и Geely

Ограничений по возрасту для оклейки полиуретаном нет, но обычно приезжают новые или свежие (до 7 лет) автомобили, а старые — только в случае ДТП, чтобы после ремонта восстановить покрытие. Как правило, по полной программе защищаются машины премиум-класса. Однако бывают и исключения. В студии вспоминают: как-то к ним заглянул «бюджетник» из разряда Solaris или Logan, чтобы «забронировать» кузов практически целиком.

— Если владелец Porsche 1951 года в идеальном виде захочет обезопасить его кузов, то почему бы и нет. Главное — состояние и качество ЛКП. В нашей студии самые частые гости — Skoda и Geely. Coolray у нас есть постоянно (еще с тех пор, как появился в продаже). Внешний вид он имеет, плюс автолюбители желают сохранить его кузов как можно дольше и принимают превентивные меры. Что ни день, то приезжает и Merсedes S-класса, и BMW X5. Однажды привозили даже Porsche Cayman GT4. А вот к «Гелендвагену» нужен особый подход: у хозяина такой машины свое видение мира, поэтому с ним мы будем договариваться в индивидуальном порядке.

Полиуретан боится… перманентного маркера

Вокруг полиуретановых пленок до сих пор ходят самые разные слухи. Например, якобы клей может остаться на краске, в худшем случае — отойти вместе с лакокрасочным слоем при снятии пленки. Однако в студии отмечают: если краска качественная, расходники для оклейки были хорошими, а мастера-оклейщики работают строго по технологии, то риски снижаются до минимума.

— Вопреки стереотипам, современный полиуретан не желтеет: он имеет защитный слой, который предохраняет поры от загрязнений. Со временем по кромке пленки накапливается пыль (визуально она выглядит как тонкая серая полоска), особенно на светлых цветах авто. Это правда. Если вычистить ее, то граница пленки едва заметна. Самый большой враг полиуретановой пленки — перманентный маркер. Возможно, агрессивная химия. А больше полиуретан ничего не боится. 

Края пленки видны только с близкого расстояния. Если отойти на 1,5 метра — прозрачный полиуретан незаметен

Несмотря на то, что антигравийной полиуретановой пленкой оклеили уже не одну тысячу машин, все равно найдется скептик, который каверзно спросит, не пробьет ли камень пленку.

— Мы проводили эксперимент с участием камешков типичных размеров: стреляли ими по оклеенному капоту на очень высоких скоростях (от 70 до 150 км/ч), проверяя пределы прочности пленок. В таких режимах вмятины оставались всегда, а вот повреждения ЛКП — нет. В реальности скорость удара заметно меньше: при «обычных» 30–50 км/ч пленка отлично противостоит сколам и царапинам, — рассказывает Иван, указывая на капот от Skoda Kodiaq, который служит тренировочным стендом. — Понятное дело, это не панацея от всех бед: если прилетит огромный камень или автомобиль мчится на скорости за 150 км/ч, то уже ничего не поможет. Даже очень толстый полиуретан.

 Наличие сколов или перекрашенных элементов — повод для торга на «вторичке»

А вот этот Nissan — уже реальное авто с пробегом 75 000 км после оклейки, которое эксплуатируется в достаточно суровых условиях, где есть место грунтовкам и легкому бездорожью. С помощью винила ему изменили родной черный цвет на белый, а вдобавок к этому треть капота оклеили полиуретаном. Разница ощутима: спустя два года винил на бампере усеян сколами, а полиуретан на капоте не пострадал. Немаловажный факт: поскольку полиуретан пропускает солнечный свет, то краска под ним не выгорает, а это значит, что оклеенные и незащищенные кузовные детали даже после нескольких лет использования не будут различаться по тону. 

Спустя два года незащищенный бампер весь покрыт сколами, а капот с полиуретановой защитой не пострадал. Как говорится, почувствуй разницу

Рабочий Renault Dokker частично покрыт антигравием, включая капот, стойки лобового стекла, полоску на крыше, крылья, а в дальнейшем его ждет любопытный эксперимент: половину бампера оклеят, половину — нет. Спустя год специалисты сравнят, как изменились предохраненные и открытые части элемента.

Одну часть бампера оклеили пленкой, другую оставили как есть. Это эксперимент

А что по деньгам?

В случае полной оклейки кузова цена вопроса может доходить до $4 000. Однако в студии спешат уведомить: решения найдутся для каждого сегмента автомобилей. Защитив отдельные детали, наиболее подверженные риску повреждений (фары, кромку капота, стойки и кромку крыши, пороги и колесные арки), можно уложиться в 200–250 долларов, а это уже доступная сумма для недорогих машин. 

Однако чаще всего белорусы выбирают не базовый, а расширенный комплект. Скажем, капот, фары, крылья (частично), стойки лобового стекла, часть крыши, антиманикюр, канты дверей. На Geely Coolray подобный комплект обойдется в 1 230 руб. Сравните: чтобы полностью оклеить кузов «китайца» белорусской сборки, нужно заплатить 8 360 руб. Разница ощутимая.

— Если автомобиль стоит $10 000, нет смысла тратить три тысячи долларов на почти полную оклейку кузова. А если $50–60 тысяч — вложения уже оправдают себя, — считает Иван. — С одной стороны, полиуретан дороже, чем обыкновенный винил. Правда, в случае продажи затраты на оклейку машины могут окупиться. Традиционное снижение остаточной стоимости автомобиля из-за наличия сколов и перекраски никто не отменял. Кто бы что ни говорил, а внешний вид во многом решает: люди покупают машину глазами. 

Партнерский материал

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments