Электрокар с душой. Личный опыт эксплуатации Kia Soul EV из Франции

  • 16 февраля
  • Просмотров 17273

После того, как правила ввоза электромобилей стали гуманнее, многие белорусы начали всерьез присматриваться к EV. Уже сегодня по дорогам нашей страны катается несколько сотен машин без ДВС, привезенных из США, Европы и даже Китая. Однако и до введения новых правил энтузиасты отваживались на покупку электромобилей, пробег которых приближался к отметке 100 тыс. км. Так, минчанин приобрел Kia Soul EV в Европе зимой прошлого года, а сейчас он готов рассказать об «электричке», пока немногочисленной в РБ. Вопросов скопилось много. Например, какой у машины честный запас хода? Где ее заряжать? Сколько времени уходит на данный процесс и сколько рублей это стоит?

Купил Kia Soul EV в Европе до обнуления пошлин

Новость об обнулении НДС и таможенных пошлин появилась в феврале 2020-го. Уже тогда белорусы решились на покупку электрокаров. Некоторые машины ввезли даже за несколько месяцев до дня Х, а будущие владельцы «электричек» медлили с оформлением, дожидаясь, когда изменения вступят в силу. С середины июня электромобили начали стабильно поступать в нашу страну, пополняя автопарк не только Tesla, но и другими моделями вроде BMW i3 и Nissan Leaf. Алексей же приобрел подержанный Kia Soul EV еще прошлой зимой и растаможил его до того, как стали действовать льготы по ввозу электрокаров.

— Захотелось попробовать что-то новенькое и пересесть на автомобиль без ДВС, — говорит минчанин. — В бюджетном сегменте выбор оказался невелик. Nissan Leaf отпугивал своим внешним видом, Fiat 500е не подходил по габаритам. Kia Soul EV привлек меня дизайном и ценой, плюс он был оснащен портом для быстрой зарядки. Один из таких экземпляров 2016 г. в. с пробегом около 85 000 км из Франции продавался на аукционе. 

Продажи электрического Soul в Европе стартовали в конце 2014 года

Растаможка меня не остановила. На тот момент полагалось погасить пошлину в 15%, а еще 20% НДС от стоимости автомобиля и суммы оплаченной пошлины. С 50%-й скидкой вместо 5 000 евро вышло в районе 2,5 тыс. С учетом аукционной цены и всех сопутствующих расходов, включая растаможку, доставку и прочие платежи, электрокар обошелся мне в $14 700. Оставлять машину на стоянке таможни на несколько месяцев в преддверии обнуления пошлин я не планировал. Хотелось бы сэкономить — взял бы битый электромобиль из США. Но это не мой вариант.

Если не считать нескольких царапинок на дисках и заднем бампере, автомобиль прибыл целый по кузову. За год Алексей проехал всего 15 тысяч км, и за это время он обновил масло в редукторе (регламент — раз в 120 000 км) и салонный фильтр (срок — каждые 15 000 км). Кроме того, требует замены АКБ. На этом все. Даже тормозные колодки износились всего на треть. Обслуживание подвески ничем не выделяется на фоне стандартной версии Soul. 

Что это за электро-«Соул»?

О производстве модели Soul EV стало известно еще в ноябре 2013 года, продажи в США стартовали в 2014-м. В Европе же модель доступна с конца 2014 года. От бензинового Soul «электричка» отличается отсутствием решетки радиатора, другой оптикой, уникальной расцветкой кузова и специально разработанными для EV колесами. А вот интерьер во многом повторяет обычный Soul.

Kia Soul EV 2016 года с пробегом 85 тыс. км обошелся до $15 тысяч

Здесь точно такая же удобная посадка, достойная обзорность и приятные материалы отделки. Разве что светло-серый салон с белыми вставками и голубой прострочкой распространяется лишь на электрическую версию. Батарею разместили под полом, сохранив положение передних кресел, а задние приподняли на 3 см. Однако это не сильно сказалось на вместительности. Багажник имеет объем, равный 154 л (минус 70 л в отличие от стандартной вариации Soul).

На комфорт владелец не жалуется. Это практически максимальная комплектация из возможных, которая включает в себя такие опции, как светодиодные дневные ходовые огни и задние фонари, противотуманные фары, электроприводы окон и наружных зеркал, вентилируемые сиденья, подогрев кресел и зеркал, двухзонный климат-контроль, круиз-контроль, мультифункциональное рулевое колесо, медиасистему с навигацией, CarPlay и Android Auto, USB/AUX-разъемы, восьмидюймовый дисплей и др. В европейской версии можно выбрать русский язык в меню мультимедиа. Нет только панорамной крыши.

Тихий и комфортный

Мощность электромотора — 81 кВт (110 л. с.), крутящий момент — 285 Н·м. Согласно паспортным данным с места до 100 км/ч он разгоняется за 11,7 секунды и развивает максимальные 145 км/ч. Литий-ионный полимерный аккумулятор в Soul EV имеет емкость 27 кВт·ч. Дальность хода Kia Soul EV составляет 200 км.

Под капотом — 110-сильный электродвигатель, развивающий 285 Н·м, как только вы начинаете давить на правую педаль

Поскольку Kia Soul EV создавался на базе бензинового Soul, то и компоновка не отличается от привычной: мотор расположен в передней части машины и приводит в движение передние колеса.

— По комфорту езды электрический Soul превосходит бензиновый. Электрическая тяга доступна буквально с холостых оборотов, так что в городе можно легко оторваться от потока всего за пару секунд. Главное — отклик автомобиля на подачу энергии на колеса абсолютно линейный. Как нажал, так и поехал. Как только электро-«Соул» начинает двигаться, в салоне воцаряется полная тишина. До «сотни» он разгоняется явно быстрее, чем за 11,7 сек. 270-килограммовый аккумулятор, размещенный под полом, значительно понизил центр тяжести, а это значит, что почти отсутствуют крены в поворотах, рулежка тоже отменная. 

В мороз пробег на одной зарядке упадет до 90–100 км

Производитель заявляет, что электрокар преодолеет 200 км. Однако это в тепличных условиях, без резких разгонов, с выключенным «климатом» и т. д. Если ехать по трассе быстро (больше 100 км/ч) или передвигаться на авто в мороз, счетчик остаточного пробега уменьшается примерно в два раза быстрее реального.

— Расход электроэнергии зависит от поры года и условий эксплуатации. Летом электрический Soul потребляет в среднем 11–14 кВт на 100 км, позволяя проехать до 160–180 километров. Кто-то по трассе может намотать и 210 км. Нынешней зимой, при температуре минус 20 градусов Цельсия, расход увеличивался до 30 кВт и выше на 100 км. Нужно иметь в виду, что в мороз пробег на одной зарядке упадет до 90–100 км. Однако зима зиме рознь: в прошлом году он не поднимался выше 20 кВт. В основном я передвигаюсь лишь по городу. Только изредка выезжаю за пределы Минска, поэтому даже сотни километров мне достаточно.

Помимо того, что запас хода в холодное время года снижается, каких-то минусов в зимней эксплуатации я не вижу. Главное преимущество электромобиля в такой промежуток времени заключается в быстром прогреве салона. При активировании климат-контроля теплый воздух начинает поступать практически сразу. Чтобы экономить энергию, можно включить клавишу Driver Only (если в машине едет один водитель). Благодаря режиму рекуперации батареи израсходованная на разгон автомобиля энергия тратится при торможении не на нагрев тормозных дисков и колодок, как у бензиновых собратьев, а возвращается обратно в батарею, существенно пополняя запас хода.

Вместо ключа зажигания — клавиша Power 

У EV есть два режима: D и В. Первый — стандартный, напоминающий машины с ДВС, второй — заточенный на экономию энергии. Кстати, в экономичном режиме движения на дисплее «расцветает» экодерево, показывающее экоуровень в зависимости от стиля вашей езды (шкала от 1 до 8). 

Блок изменения направления и режимов движения

— Допустим, на дисплее отображается 42% энергии, а прогнозируемый километраж — 31 км. Это не совсем корректная цифра: компьютер ориентируется на внешние факторы и прошлые поездки, а впоследствии пересчитывает пробег. Например, я передвигался в холодные дни, потом машина покоилась, а такой режим тоже влияет на показатели БК. Вот демонстрирует 45,7 кВт на 100 км, но это была короткая вылазка, а перед ней электрокар стоял с включенной печкой. Само собой, автомобиль расходует больше энергии, которая уходит на прогрев салона и батареи, если он был припаркован на улице. 

Расход энергии зависит от погодных условий, стиля и режима езды, а также от других факторов 

Машина проехала 100 тысяч км, а остаточная емкость батареи — 94% 

Время «заправки» также может отличаться. К примеру, вот эта станция мощностью 50 кВт, но я видел, что есть быстрые ЭЗС, где электрокар способен пополнять заряд мощностью до 70 кВт. Через приложение Malanka получится как производить оплату, так и отслеживать параметры зарядки электромобиля: сколько кВт заряжено, за какое время, на какое расстояние их хватит. Правда, оно сыровато: не всегда срабатывает быстро и странно обновляется.

Минусы — непродуманная сеть ЭЗС и дорогая зарядка

По словам Алексея, электрозарядки сети ЭЗС Malanka расположены в точках его маршрута, поэтому есть где пополнить запас батареи. Вместо традиционной решетки радиатора у электрического Soul имеются разъемы для зарядки. 

Один для бытовой розетки, второй — для CHAdeMO

Чтобы открыть разъемы для зарядки Soul EV, нужно «заглушить» машину и нажать соответствующую клавишу 

— В 400 метрах от моего дома находится ближайшая станция, где от зарядки CHAdeMO можно восполнить запас батареи до 80% за полчаса. Для медленной зарядки имеется переходник Type 2. Кабель стоит в районе $100, переходник — 50–60 долларов. От столбика мощностью 6,6 кВт электрокар заряжается за 4 часа. Очень редко оставляю его на подзарядку в гараже. Есть специальная вилка, чтобы подключить Soul к сети, которая питает током 12 А (3 кВт), позволяя зарядить его полностью за 8-9 часов.

На станции быстрой зарядки Soul EV пополнит запас энергии с 0 до 80% за полчаса 

Голубые индикаторы мигают, когда электромобиль заряжается

Однако электрокар никогда не разряжается в ноль. Здесь точно так же, как с телефоном: даже если заряд показывает 60–70%, все равно включаю его в розетку. Как правило, я подзаряжаюсь на ЭЗС около дома, а затем Soul «ночует» на обычной парковке.

Напомним, введение платы за использованную электроэнергию обсуждалось уже с 2018 года, когда компания «Белоруснефть» указом президента стала национальным оператором по созданию сети ЭЗС. По заверениям руководства, это общемировая практика: даже фирменные зарядные станции Tesla, которые в период становления тоже были бесплатными, сейчас оказывают услугу за деньги. Однако нашего героя беспокоит другое: для того, чтобы ее получить, надо умудриться найти свободное место.

— Сеть электрозарядок, на мой взгляд, не продумана. Ставить их во дворах жилых домов — это глупо. Сегодня с утра хотел подзарядить Soul на Любимова, однако все места были заняты машинами с ДВС. То же самое и на Есенина: там стоит 6 быстрых зарядок, оккупированных бензиновыми и дизельными авто, в том числе «подснежниками». Какая в этом логика? Просто изъяли машино-места, бездумно организовали там шесть станций стоимостью 30 тысяч евро каждая. По сути, они для подзарядки, а не для парковки. Зарядился — освободил.

Как изменить ситуацию? В любом случае нужно принимать административные меры. Кроме того, для ночной «заправки» больше подойдут столбики с розеткой для медленной зарядки, а быстрые станции лучше ставить на трассах. К тому же логичнее оборудовать не дворы, а стоянки возле магазинов, где человек потратит примерно те же полчаса, необходимые для подзарядки.

Еще один нюанс: некоторые станции стоят вдоль дороги. Подъехать к ним проблематично из-за сугробов. Фото: личный архив Алексея

До 10 рублей за 100 км пути зимой

Очередной минус, по мнению минчанина, — это высокая плата за электроэнергию. Она составляет 29–39 копеек за 1 кВт·ч на станциях постоянного (быстрые ЭЗС) и переменного (медленные ЭЗС) тока.

— Если подзаряжать электрокар в гараже, то стоимость будет 23 копейки. К примеру, зимой при среднем расходе 25 кВт на 100 км я трачу до 10 рублей. Вполне приемлемо, хотя, на мой взгляд, электромобиль покупают не для экономии. Это скорее комфортное средство передвижения в городе. 

30–40 копеек за 1 кВт. В Беларуси вводят плату за зарядку электрокаров

Для владельцев электрокаров предусмотрены бесплатные стоянки на ГУ «Парковки столицы» до 2025 года

Кто-то скажет, мол, запас хода в 100 реальных километров зимой (до 180 км летом) — это мало. По-моему, такого километража для стандартных ежедневных поездок хватает. Однако не нужно питать иллюзий. Данный электромобиль подойдет только тем, кто планирует передвигаться в городском режиме и имеет доступ к зарядкам (а это близость ЭЗС, розетка на паркинге или в гараже). В противном случае такая машина будет обузой. В будущем думаю пересесть на новый Soul, но в Америке его пока нет, а в Европе EV стоит 25 тысяч евро. Возможно, присмотрюсь к Chevrolet Bolt с большей емкостью батареи. Это нормальное желание — попробовать что-то еще.

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Платон Македонский
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments