«Цены отличаются на 10–15% относительно рынка». Как литовцы адаптировались к работе на белорусском авторынке в условиях пандемии

  • 22 февраля
  • Просмотров 25507

Прошлый год прошел для белорусских автовладельцев под знаком американских горок: от череды драматичных событий и роста цен натурально захватывало дух. Впрочем, в таком же состоянии были и продавцы автомобилей (не только свежих, но и с пробегом). Спрос менялся волнообразным образом, а под новые экономические обстоятельства приходилось подстраиваться буквально на ходу.

В av.by решили узнать, как себя ощущает европейский рынок подержанных авто, какие машины на нем покупают отечественные автолюбители, как решаются конфликтные ситуации и нет ли проблем на границах. Обо всем этом нам в skype-интервью рассказал Айварас Якулевичюс, представитель литовского отделения аукциона Exleasingcar, активно работающего в Беларуси.

«В тот момент была паника и никто не знал, что делать»

— Айварас, добрый день. Расскажите, с какими показателями ваша компания закончила минувший год и с какими уже начала новый?

— В плане автобизнеса прошлый сезон оказался для нас интересным, произошло много неожиданных событий. Начало года — январь, февраль и март — стало рекордным по показателям продаж. Падение спроса из-за коронавируса сейчас обсуждать нет смысла, но даже с учетом тех сложных обстоятельств 2020 год вышел по общим цифрам лучше, чем позапрошлый, 2019-й. 

Так случилось из-за оперативного решения вопроса с доставкой машин в Беларусь в условиях начавшейся пандемии и постепенного закрытия границ. Мы перестроились еще в марте, чтобы привозить автомобили по принципу «от двери до двери». Меньше чем за неделю все тонкости были выяснены. Возникли нюансы со стороны поставщиков и банков, потому что в тот момент царила паника и никто не знал, что нужно делать, как исполнять обязательства, фиксировать платежи. Но по итогу и поставщики, и покупатели никак не пострадали.

Поэтому решения, принятые в марте, приносили результат в течение всего года. Да, у нас были свои качели со спросом, критические моменты, но довольно быстро ситуация изменилась в лучшую сторону.

— Что сегодня происходит со спросом со стороны белорусских клиентов?

— Фактор коронавируса влиял на нас до начала осени, но сейчас спрос все же несколько меньше, если соотносить, например, с ноябрем. Это нормальное положение дел относительно нашей статистики.

Если рассматривать активность в январе, то по сравнению с первой и второй половинами результат резко отличается. Он растет с той же интенсивностью, что и обычно весной. Такого, чтобы везде все застряло, не вышло: люди приспособились и снова заказывают машины. В этом поведение белорусов не сильно разнится от остальных европейцев.

— А что стало с предложением со стороны владельцев автомобилей в Европе?

— У нас и до пандемии было в среднем, в зависимости от дня недели, на онлайн-площадке от 4 до 5 тысяч уникальных моделей на выбор. Помню момент, когда количество упало до 2-3 тысяч, но теперь оно восстановилось. Да и по поставке вернулись нормальные показатели.

Была ситуация, когда в середине осени из-за антикоронавирусных ограничений упали цены на машины во Франции и Италии. При этом стоимость авто в Германии, Голландии и Бельгии практически не снизилась. Там торговля как шла, так и идет.

Единственная страна, где все еще удастся заказать машину дешевле, — это Италия, но там есть свои нюансы. Дело и в более тяжелой ситуации с пандемией, и в том, что с января 2020 года там ввели особую процедуру: надо делать специальный техосмотр на экспорт, поэтому у них процесс регистрации оказался длинным. В том случае, если техосмотр необходим, от момента выигрыша на аукционе до момента, когда можно забрать автомобиль, в среднем проходит два месяца. Из-за этого цены отличаются на 10–15% относительно аналогичной стоимости в соседних странах. Плюс все зависит от комплектации: в Италии часто не бывает зимнего пакета. 

— Сказываются ли на вашей работе острые пикировки в большой политике между официальным Вильнюсом и Минском? Возникают ли сложности с растаможкой машин и приездом клиентов в Литву?

— Я думаю, что эта напряженность искусственная и поддерживается скорее риторикой политиков. В реальной жизни ни сейчас, ни в сентябре — октябре прошлого года, когда речь шла об активном закрытии границ и остановке всех транзитных сообщений, реально ни с одним автомобилем проблем не возникло. Логисты нам сообщают о том, что сейчас больше времени уходит на проверку автовоза. Раньше вес не мерили, теперь за этим следят построже. Но такие процедуры были всегда, просто зачастую ими не пользовались. Поэтому тут настоящих трудностей пока еще нет. Мы постоянно отслеживаем ситуацию на границах и информируем об изменениях клиентов.

— С учетом того, что ваша компания расположена в Литве, насколько успешно складываются доверительные отношения с клиентами-иностранцами?

— Да, наш офис находится в Мариямполе. Несмотря на то, что это маленький город, здесь живет 40 тысяч человек, но в плане реализации автомобилей это серьезный транспортный и логистический узел страны начиная с 1990-х годов. Как аукцион наша компания работает с 2009-го, так что сложилась своя история, сформировались отзывы. Если же возникают вопросы, всегда рассматриваем их индивидуально. Для нас очень важна репутация внутри Беларуси. Мы этим дорожим, что показывает и история продаж.

К тому же наше расположение в Мариямполе решает множество нюансов по экспорту. У нас есть лицензия на подготовку торговых деклараций, так что клиент сразу получает весь пакет документов из одних рук; не надо думать над тем, кто со стороны Евросоюза выступит брокером и т. д. Все это складывается в одну картину.

— Насколько сложно сейчас контролировать всю логистическую цепочку от аукциона до покупателя, минуя несколько границ?

Система такова: клиент купил автомобиль, покупка подтверждена, клиент платит нам, мы — банку, банк готовит клиенту машину на экспорт, отдает нам подтверждение, гласящее о том, что ее можно забирать. Это подтверждение обрабатывает логистическая фирма — и организует доставку. Тогда наша транспортная компания (или партнеры) забирает авто из Франции, Голландии, Бельгии и других стран.

Мы также помогаем с транспортировкой, работая с партнерами по принципу «от двери до двери». Они доставляют купленный автомобиль из Литвы в Минск или Ошмяны на таможенный контроль. 

— В сети часто можно встретить жалобы от автовладельцев на то, что машины, приобретенные на зарубежном онлайн-аукционе, приходят не в том состоянии, которое обещалось продавцом. Исчезают комплектующие, расходники. Как вы со своей стороны контролируете вопрос комплектности и решаете спорные ситуации?

— Вопросы, разумеется, возникают, ведь большинство автомобилей реализуется с пробегом в 150–170 тысяч километров, а с момента выпуска машин проходит в среднем от трех до пяти лет. Серьезных нюансов (а это битые фары, большие царапины и вмятины) у нас обычно не случается, но бывает так, что во время транспортировки может пострадать кузов. Чтобы избежать таких случаев, мы работаем по стандартной схеме. У нас имеется сотрудник, который ответственен за то, чтобы принять авто после покупки на аукционе. У него есть программа с фотоотчетом о том, как автомобиль выглядел до отправки с аукциона, какая у него была комплектация. Работник повторно осматривает машину и отмечает несовпадения. Если повреждение произошло во время доставки, мы согласовываем вопрос с логистическим партнером, если на площадке аукциона — тогда уже с предыдущим владельцем авто. По такой цепочке решается большинство проблем.

Иногда вопросы поднимаются, потому что клиенты невнимательно читают регламент: на какие детали претензии могут предъявляться, а на какие нет. У некоторых запчастей есть естественный износ, особенно в условиях более 150 тысяч километров пробега. Обнаруженные повреждения, которые не фигурируют ни в отчете, ни на фотографиях, стоимостью до 100 евро за одну деталь или до 250 евро по разным комплектующим — это персональный риск участника аукциона, и он не обсуждается.

Недавно у нас клиент не смог выкупить автомобиль, поскольку дома у него случился пожар. Мы вернули деньги, а его машину будем продавать сами. Несмотря на действующий договор, мы решили пойти навстречу и позволили отказаться от приобретения, ведь понятно, что ситуация сложная.

«На автомобили, которые на литовских номерах, ставки могут быть ниже»

— Регион сборки автомобиля влияет на успешность продажи? Например, авто из Германии продаются значительно быстрее, чем из Литвы?

— Влияет не то чтобы страна сборки машины, а место ее постоянной регистрации. Я вижу, что на автомобили, которые на литовских номерах, ставки могут быть ниже. Это нюансы, которые не так быстро меняются. Реально по обслуживанию и условиям сервиса дорог то, что есть в Германии, есть и в Литве, и в большинстве стран Евросоюза. Во Франции или Италии состояние машин рискует быть намного хуже сохранности тех авто, которые доставлены из той же Литвы. Так что это немножко миф. Такое отношение чувствуется, но со временем оно пройдет.

— С учетом того, что вы продаете легковые и грузовые автомобили, а также мототехнику, какие модели в каждом из этих сегментов пользуются большим спросом?

— Сделки по мототехнике проходят очень редко. Удача, если к нам что-то попадает. В основном реализуются легковые машины: седаны, внедорожники и небольшие грузовики для коммерции. Если говорить о Беларуси, то я бы сказал, что спрос у вас резко не отличается от других стран, особенно по тем автомобилям, которые мы предлагаем. Конечно, там есть Volkswagen Passat и Golf, Skoda Octavia, Citroen Grand Picasso, Renault Megane и Espace. Это самые популярные варианты, которые покупаются у нас на данный момент. Меняются поколения этих машин, но интерес остается прежним.

— С каким бюджетом к вам приходят белорусские автолюбители?

— Если рассуждать о величине аукционной стоимости (без таможенного сбора), то в среднем за весь год она составляла от 7,5 до 8,5 тысячи евро. Бывает больше или меньше (в зависимости от ситуации на рынке и сезона). Одно время из-за коронавируса цены стали падать.

— В Беларуси до конца 2021-го действует нулевая растаможка по электромобилям. Насколько охотно наши соотечественники заказывают у вас электрокары?

— В Европе сейчас в принципе электромобили пользуются большим спросом. Соответственно, нет проблем, чтобы их продать. Субсидии на производство электрокаров появились в 2018 году, их стало больше, следовательно, и цены начали падать. Но в ассортименте их пока очень мало: быстро разбирают. Плюс есть сегмент гибридных электродизельных или электробензиновых автомобилей, которые у вас под действие закона не попадают, что еще больше уменьшает богатство выбора. А так чаще всего покупают Nissan Leaf, BMW i3 (они стоят дороже, да и мало их) и Tesla (популярны модели с большой емкостью батареи). Такие авто интересны и белорусским водителям. Поскольку стоимость их немаленькая, в РБ их приобретают не так часто, даже несмотря на действующие таможенные льготы.

— Если говорить о прогнозах на 2021 год, то чего вы ждете от рынка, что прогнозируете в краткосрочной перспективе для себя?

— Делать прогнозы сейчас неблагодарное дело, потому что на большинство процессов мы никак не можем повлиять. Не от нас зависит политическая ситуация, эпидемиологическая, экономическая. Но если смотреть по тенденциям, то положение дел скорее здоровое. Была пауза в спросе, но очевидно, что людям нужны новые автомобили. Мы научились жить с коронавирусом, решать проблемы с покупкой и доставкой товаров в условиях карантина. Теперь ничуть не обязательно ехать за машиной самостоятельно: все это удастся сделать без персонального участия. И эта возможность сегодня никуда не пропала. А по тем тенденциям, которые я наблюдаю, прослеживается ее плавный рост.

Партнерский материал

exleasingcar.com — онлайн-платформа аукционов по продаже автомобилей со всей Европы. Здесь реализуются легковые и грузовые машины, мотоциклы в прекрасном состоянии, а также техника после аварий. Гарантируется качество продаваемых автомобилей, поскольку они подвергаются проверке со стороны независимых экспертов. Также Exleasingcar оказывает услуги по перевозке машин в Литву и в страну клиента, подготовке документов и предлагает услуги автосервиса. Покупайте автомобили у нас!

Тарас Тарналицкий

Фото: архив компании

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments