В Беларуси подсчитали количество проданных новых машин в 2020 году

  • 16 января
  • Просмотров 9301

По традиции в середине января в БАА (Белорусской автомобильной ассоциации) подводят итоги прошлого года, чествуют лидеров продаж, анализируют факторы роста или падения и осторожно делают прогноз на ближайшую перспективу. Как рынок новых авто пережил 2020-й в условиях пандемии, колебания валютных курсов, повышения кредитных ставок, а также насколько все это повлияло на покупательскую способность белорусов?

Продажи новых авто упали, но могло быть гораздо хуже

Рекордный 2019 год (64,5 тыс. проданных машин) давал экспертам определенные надежды на дальнейший рост рынка, но в 2020-м ситуация была нестабильна: отмечались то скачки, то падение спроса. Напомним, наибольший всплеск пришелся на март прошлого года, когда удалось реализовать 18,5 тыс. автомобилей. Причиной тому служит один-единственный фактор: резкая девальвация белорусского рубля. Граждане бросились спасать сбережения популярным и знакомым способом — покупкой нового авто. Но уже в апреле, как и предполагалось, произошло падение спроса, которое продолжалось до июля. С августа и вплоть до октября вновь зафиксировали спад, а затем небольшой рост добавил чуточку оптимизма аккурат перед Новым годом.

«На фоне других стран падение белорусского рынка выглядит скромным и не таким трагичным»

Специалисты опасались снижения объемов продаж минимум на 30% (а то и на все 50), особенно на фоне подорожания финансовых программ либо их полного отсутствия, в то время как наш авторынок более чем на 70% формируется из кредитов и лизинговых программ.

Результатом всех событий ушедшего года явилось падение спроса. Всего было реализовано 53 537 новых машин (-18,2%), что практически соответствует уровню 2018 года. Безусловно, для Беларуси эта цифра мала: емкость нашего рынка сегодня как минимум в два раза выше, — отметил генеральный директор БАА Александр Сидоревич.

«Снижение продаж затронуло даже бюджетные бренды». Что происходит в салонах дилеров Беларуси? 

Член правления БАА Дмитрий Ярота в свою очередь выразил удивление, что в сложившихся обстоятельствах белорусы все равно продолжили покупать новые автомобили в таких объемах. Что касается ожиданий на текущий год, то председатель правления БАА Сергей Михневич уверен: это будет зависеть от экономики.

Строить прогнозы на 2021-й сложно. Дилеры очень осторожно оценивают тренды на этот год. Предполагается два сценария: положительный и отрицательный. Первый — это выйти хотя бы на уровень 2020-го. Второй — провалиться еще больше (на 10% или более). Помочь росту рынка могут в первую очередь привлекательные финпрограммы и появление новых интересных моделей в салонах.

Если бы не 140-й указ, Geely брали бы больше

Отдельным пунктом Сергей Михневич остановился на льготной растаможке и ее влиянии на отечественный рынок. Точной информацией по автомобилям с пробегом в БАА не владеют, но кое-какие цифры озвучили.

Как повлиял 140-ой указ на белорусский авторынок. Мнения экспертов

— Как и в прошлом году, сегодня рынку новых авто мешает действующий 140-й указ. По нашим данным, граждане ввезли от десятка тысяч (может, больше) иномарок. На наш взгляд, 140-й указ способствует расцвету серого бизнеса и росту мошенничества, как следствие — создает риски для покупателей. Законодатель не предусмотрел каких-либо ограничений по отчуждению ввезенных таким образом ТС, поэтому мы выступаем за изменения.

В процентном выражении практически все бренды ушли в минус. Стоя аплодируют лишь в Geely

Его поддержал и директор «БелДжи» Геннадий Свидерский:

Нужно системно формировать национальный рынок. Мы еще год назад говорили о нем (о 140-м указе. — Прим. ред.): ведь это могли быть наши машины. Со стороны завода мы предоставили отличные льготные условия той категории граждан (многодетным семьям и инвалидам I-II групп. — Прим. ред.), предложив за счет завода практически нулевой процент кредитования (0,01%). И что вы думаете? К нам обратилось чуть больше ста человек, подпадавших под эту категорию, в то время как по 140-му указу люди ввезли десятки тысяч машин!

158 тысяч км проехала только по немецким автобанам! Как вам Audi A6 из Европы?

Lada держит первенство, но Geely готова его перехватить

Официально именно участниками БАА было продано 52 768 автомобилей. Этот показатель мог бы быть еще ниже, но в минувшем году к ассоциации присоединился УАЗ, реализовавший за 2020-й более тысячи машин. Такие бренды, как Lexus, Datsun, Zotye, Changan и второй дилер Toyotaне являются членами БАА, но передают данные по дружбе.

Из 34 марок, подающих информацию о продажах, на первом месте неизменно значится Lada — с результатом в 10 342 авто она теперь откусила 19,31% рыночного пирога. За прошлый год Geely сумела значительно обойти Renault и сдвинула французов на третью строчку. Их показатели — 9 200 и 6 892 экз. соответственно. На четвертой и пятой позициях — Volkswagen (5 538 ед.) и Kia (3 742 ед.). Совсем немного уступила замыкающим первую пятерку брендам Skoda (3 682 автомобиля).

Согласно статистике в легковом В-классе доля продаж упала на треть. Лидирующая Lada Vesta за год разошлась тиражом в 4 632 машины. За ней следует Volkswagen Polo — 4 214 авто и Kia Rio — 2 964 экз. Остальные марки, которые играют в этом сегменте, суммарно реализовали 6 775 автомобилей.

В С-классе падение более жесткое — минус 38%. На первом месте здесь осталась Skoda Octavia — 562 машины. На второй строчке Nissan Almera, продажи которого уже остановлены, в 2020 году заменил Huyndai Elantra (200 ед.), а третью позицию, закрепившуюся в 2019-м за Ford Focus, теперь занимает Citroen C4 (87 реализованных авто).

Что касается более дорогих брендов, то продажи D-класса свидетельствуют о спаде на треть. Так, пьедестал почета в данном сегменте делят Toyota Camry (178 ед.), Mazda 6 (146 ед.) и Geely Emgrand GE (114 ед.), сумев сдвинуть лидера 2019 года — VW Passat.

Больше всех пострадал Е-класс — минус 63%. В числе первых значатся BMW 5-Series — 42 единицы, Audi A6 — 35 реализованных авто и Mercedes-Benz E-class, возглавлявший этот список в 2019-м, — 16 шт.

У востребованного среди белорусов SUV-сегмента падение составило 12%, при этом доля рынка увеличилась на 2%, да и продажи здесь уже исчисляются тысячами. В классе SUV-B лидеры поменялись: сперва идет Renault Logan Stepway (2 506 экз.), за ним следует «новичок» Geely Coolray (1 901 экз.), а замыкает тройку Renault Sandero Stepway (1 443 экз.). В сегменте SUV-C первые две позиции по-прежнему удерживает Geely со своими моделями Atlas и Emgrand X7, а третьим оказался Renault Duster.

У премиальных классов SUV-D и SUV-E данные поскромнее. Так, в первом сегодня господствуют Skoda Kodiaq, Hyundai Santa Fe, а также Nissan X-Trail . Во втором — BMW X5, Mercedes GLE и Audi Q7. В классе пикапов у нас всего три игрока, но в прошлом году он показал рост, правда, только за счет добавления в статистику УАЗа: суммарные продажи УАЗа «Пикап»Toyota HiluxVolkswagen Amarok насчитывают 136 авто, составив 0,3% рынка.

Анализируя информацию, можно сказать, что в структуре реализуемых в РБ машин большая часть по-прежнему отведена автомобилям российского производства — 70,27%. Около 13% делят между собой чистый импорт и импорт через РФ, а 17% удерживают транспортные средства, выпущенные на отечественном заводе «БелДжи» (против 10% в 2019-м).

Как сообщил Дмитрий Ярота, выросла доля продаж коммерческого транспорта. Если в 2019 году она составляла 6 процентов от общего объема реализации новых авто, то в 2020-м уже достигла 11 процентов. Сегмент премиальных машин — это Audi, BMW, Jaguar, Land Rover, Mercedes, Volvo, Porsche, Maserati, Lexus — снизился на 19% по сравнению с 2019 годом.

О дешевых электрокарах остается только мечтать

Что касается новых электромобилей (Zotye, Jaguar I-Pace и BMW i3), то их продажи остаются символическими. Как отметил Евгений Михневич, в будущем «электричкам» суждено быть основным транспортным средством, но пока они очень дорогие, плюс все еще актуален вопрос с утилизацией аккумуляторов.

К ним можно причислить 4 электрокара Geely, которые проданы в марте

Планы правительства в части развития инфраструктуры, выработки льгот, которые уже действуют и которые могут быть еще выработаны дополнительно, абсолютно правильные с точки зрения стратегии — и они уже дали свой результат. Правда, сейчас мы, представители мирового автопрома в стране, ничего не можем предложить этому рынку. В мире выпускаются доступные электромобили, но в Беларусь их поставлять не собираются. К сожалению, по действующим техническим регламентам мы вплотную зависим от РФ, где находятся единственные представители заводов-изготовителей, имеющие право на сертификацию этих авто. Барьеры, созданные в рамках Таможенного союза, препятствуют появлению бюджетных электрокаров европейской или японской сборки в нашей стране. Нам пока остается об этом только мечтать.

«Tesla составляет 40% от всех ввезенных электрокаров». Что сегодня происходит на таможне? 

Отдельной строкой можно упомянуть и про то, что 90% доли рынка занимают первые десять брендов (более половины тянут на себе представители тройки лидеров), тогда как на абсолютное большинство производителей в Беларуси приходится всего 10%.

В «БелДжи» готовят новые модели и льготные кредиты на 2021 год

Бренд Geely стремительно набирает популярность. Если в 2017-м объем производства в РБ составлял лишь 480 машин, то уже в 2018 году он вырос почти в 10 раз: было реализовано 3 304 экземпляра. В 2019-м — 6 894 авто. Прошедший 2020 год предприятие закончило с еще более выдающимися успехами: в Беларуси продали свыше 9 000 автомобилей Geely, а это значит, что каждая пятая машина, реализованная в республике, была выпущена на заводе «БелДжи».

Кроссовер Geely Emgrand X7 занимает порядка 25% в общем объеме продаж, кроссовер Geely Coolray — более 20%, седан Geely Emgrand 7 — 18%.

Около 60% всей продукции поставляется на российский рынок, а это свыше 13 500 автомобилей. Общий объем продаж в РФ за 2020-й превысил более 180 млн долларов. По словам Свидерского, предприятие в 2020 году сработало с рентабельностью 5%. «Прибыль от реализации — 38 миллионов рублей, чистая прибыль меньше», — отметил он.

Geely из Беларуси. Директор «БЕЛДЖИ» рассказал о зарплатах, выручке и сборке новых моделей в 2021 году 

— Мы остались на 1 января практически с нулевым складом. И в целом стратегия 2020-го заключалась в том, чтобы работать только под договоры, — пояснил Геннадий Свидерский. — В 2021 году продолжим показывать самые новые модели и осваивать производство по полному циклу наиболее интересных из них.

«Когда узнали, что Atlas будет стоить $25 000, — рассмеялись». Руководитель автоцентра о продажах Geely

Уже к концу января Геннадий Брониславович пообещал анонсировать новинку для нашего рынка. Вероятно, речь идет о седане Geely BinRui (также известен под индексом FE-6), который заметили в шоу-руме завода еще в ноябре. Он заменит «четырехдверку» Emgrand 7 и будет отличаться «демократичной ценой». В частности, в Китае такой стоит примерно от 11 550 до 16 900 долларов.

С перспективой на производство: в Беларусь привезли новый седан Geely 

— С прошлого года активно занимаемся тестированием электромобилей и в первом квартале этого года уже закончим технические испытания, а после выпустим пробную партию на рынок, — поделился планами Свидерский. — Также у нас есть годовые договоренности с банками-партнерами, поэтому на протяжении года мы будем обеспечивать рынок не только новыми автомобилями, но и выгодными кредитными инструментами для их покупки.

Фото: БАА, архив av.by

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Светлана Лащевская
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments