«Если сидеть на рынке и торговать, то опоздаешь за клиентом». Минчане рассказывают, как нашли себя в автобизнесе

  • 24 декабря 2020
  • Просмотров 27395

Открыть свой бизнес и перестать пахать на дядю — заветная мечта большинства современных белорусов. Особенно тех, по чьим личным доходам экономический кризис в этом году прокатился асфальтоукладочным катком. Что и говорить, пандемия коронавируса подтолкнула наших соотечественников к лихорадочной смене места работы и поиску стабильных источников заработка, одним из которых вполне может стать интернет-торговля автомобилями, запчастями и расходными материалами к ним. Вопрос лишь в том, каково это: открыть свой интернет-магазин и заниматься продажами онлайн?

Чтобы разобраться в этом, журналист av.by вместе с Альфа-Банком решил поделиться опытом трех столичных бизнесменов, деятельность которых связана с продажей автозапчастей, кузовных деталей и багажных систем. Как они открыли магазин в интернете, тяжело ли им управлять и как на спросе отразилась пандемия? Мы постарались ответить на все эти вопросы.

«На белорусском авторынке конкуренция пока что слабая»

Первым нашим собеседником стал Виктор Якушенко, владелец двух интернет-магазинов: redcar.by и специализированного, «заточенного» под популярный кроссовер Renault — duster.by, а также ремонтной мастерской в промзоне на улице Гурского.

Бизнесмен вспоминает, что попал на авторынок пятнадцать лет назад, в середине нулевых, закончив отрабатывать по распределению на заводе «Атлант».

«Меня поставили на конвейер, и это было, конечно, жутко тяжело. За день через тебя проезжает 500 холодильников, а ты осуществляешь одну и ту же манипуляцию на протяжении 8 часов. Приятного и интересного здесь мало. Мой одногруппник тогда работал на автомобильном рынке в Малиновке, и я решил, что это отличная возможность для смены деятельности. Захотелось связать жизнь с автомобильным направлением, поэтому отправил резюме в оптовую организацию, затем мне перезвонили и пригласили на собеседование».

Проработав там шесть лет, Виктор позже стал трудиться на себя — открыл на улице Лещинского точку продаж автозапчастей, потом еще одну, а позже перевел продажи в онлайн.

 «С опытом пришло осознание, что торговать всем, чем торгуют другие автомобильные интернет-магазины, ничуть не выгодно и трудозатратно. В специализированных нишах, как у нас с запчастями для Renault Duster, на белорусском авторынке конкуренция пока что слабая. Плюс мы клиентоориентированны, всегда помогаем всем заинтересованным в совете автовладельцам».

По мнению бизнесмена, управлять интернет-магазином все же сложнее, чем точкой на обычном рынке. Но и предпринимательская активность в Беларуси за последние годы сильно возросла.

«На рынок ты пришел и работаешь с покупателем, у тебя есть личный контакт, там все интуитивно. А здесь уже надо распределять обязанности. Я сейчас с конечным покупателем практически не взаимодействую, основное время уходит на анализ цен, подбор ассортимента. Мы закупаем товар в России у завода-изготовителя, где производится основная масса дополнительных деталей, которые продаем. Клиенты у нас по всей Беларуси, но не все могут к нам приехать и посмотреть живьем, хотя у нас есть товар в наличии. Доступ к интернету спасает. Плюс большинство заказов идет онлайн, поступают заявки от автовладельцев из белорусских регионов, России, Польши».

Виктор считает, что торговля все сильнее проникает в глобальный интернет.

«Говоря словами героини из мультфильма "Алиса в Стране чудес", чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать. Если ты будешь сидеть на рынке и торговать, то опоздаешь за своим клиентом. Чтобы держаться на плаву, нужно модернизировать бизнес, подходы к нему, подбирать новый ассортимент, продвигать сайт. Это сложно, но это работает и приносит прибыль. Раньше у меня стабильный рабочий день был с 9 до 16 часов. А сейчас — с 9 до 18, а то и позже, т. е. график ненормированный. И это нормально в нынешних условиях».

«Бизнес для меня — это необходимость»

На улице Притыцкого нас встречает следующий предприниматель — владелец магазина avtofly.by Евгений Верес. В последние годы он занимается продажами автобагажников, грузовых боксов и прочих аксессуаров.

«Продажа багажных систем — узконаправленная специальность, — объясняет мужчина. — Крыша имеет свой естественный радиус, поэтому у каждого автомобиля уникальный багажник. Бизнес у нас сезонный: все зависит от погоды и времени года. Весной лучше продаются велокрепления, летом — багажные системы, осенью и весной — коврики и брызговики».

В бизнес Евгений попал еще подростком — приторговывал в выходные дни стиральными порошками и химией для борьбы с насекомыми.

«Я рос в таких условиях, когда с самого детства приходилось работать. Даже во время учебы в школе подрабатывал на рынке, чтобы было больше денег: их постоянно не хватало, хотелось по юности погулять. Окончил два университета: БНТУ и БГЭУ. Бизнес для меня — это необходимость, когда понимаешь, что иначе жить нельзя».

В автомобильную сферу мужчина пришел в 2009 году, открыв с партнерами компанию, одной из первых начавшую поставлять из Китая в нашу страну GPS-навигацию. Она работает до сих пор, но из-за разногласий Евгений ушел и открыл новое дело.

«Оформил ИП два года назад, работаю сам, направления — багажные системы «Люкс» и «Атлант», поставка происходит из России, являюсь их поставщиком».

По мнению минчанина, интернет постепенно отвоевывает свою нишу в бизнесе.

«Разумеется, большинство людей в последние годы оформляет свои заказы через интернет, но тут следует учитывать специфику товара. Если она касается группы автомобильных багажников, то штука в том, что не каждый автовладелец может выбрать и купить в интернете то, что необходимо. Людям приходится приезжать и объяснять, иначе процесс не идет.

Сейчас все чаще заказывают через интернет — это явная тенденция. Походы в магазин, в офис, на точки самовывоза снижаются. Еще это обусловлено и скачками курса доллара в нашей ситуации. Растет курс, соответственно, ниже продажи».

Сотрудничает бизнесмен с самым большим маркетплейсом в стране — deal.by, а деньги держит в Альфа-Банке.

«По обслуживанию меня все устраивает. Вы знаете, удобно вести бизнес в интернете, счета выставлять: все онлайн. Недочеты имеются, но они поправимы. Чем, прежде всего, выгоден онлайн-магазин? Он работает и принимает заказы 24 часа в сутки. Нет очереди, которая выходит за дверь. Тут проще работать, получать и обрабатывать заявки, есть какая-то определенность. Но не стоит забывать о специфике товара, который ты продаешь. Не все расскажешь по телефону, поэтому общаемся онлайн, подключаем для этого инстаграм, фейсбук и другие соцсети».

«Продажа кузовных запчастей мне была понятна и интересна»

Третьего бизнесмена мы находим в торговом центре на улице Лещинского. Мужчину зовут Евгений Жибурт, и вот уже восемь лет он занимается продажей кузовных автозапчастей.

«Ассортимент у нас довольно широкий, основным спросом пользуются крылья, арки, фары, повороты для разных моделей машин. Я открыл бизнес в 2012 году, и это оказалось не так уж и сложно: просто собрал все нужные документы и зарегистрировался в налоговой. С тех пор так и работаю».

Раньше Евгений был сотрудником частной автомастерской, где спустя время разобрался, какие запчасти нужны автомобилистам и как с ними следует общаться.

«Когда мастерская закрылась, пришла в голову мысль открыть свое дело — это хотелось сделать довольно давно. К тому же продажа кузовных запчастей мне была более понятна и интересна, чем любое другое занятие».

Несмотря на наличие своего торгового павильона, мужчина признается, что ему гораздо удобнее вести дела через интернет.

«Клиент без особых усилий найдет нужную позицию в каталоге. И позвонит, если ему необходимо что-то конкретное, уточнит наличие, цену. Подвозим заказ на точку очень быстро, в течение нескольких часов, человеку надо только заехать к нам. Обычно в этой цепочке никаких проблем не возникает. А что касается торговли в павильоне, то большой ассортимент товаров у себя не удержишь, т. к. места мало. Приходится работать под заказ с проверенными временем людьми».

Предприниматель уверен, что продвижением собственного магазина следует заниматься постоянно.

«Спрос идет разный, марок и моделей автомобилей ведь очень много. Систематически нужно тасовать ассортимент, плотнее работать с заказами клиентов. При этом сезонным мое дело никак не назовешь: спрос мало зависит от времени года. Просто сейчас удобнее покупать в интернете: тут можно получить всю информацию, проконсультироваться. Через интернет получается оформлять больше заказов».

С распространением пандемии продажи в магазине резко упали из-за проблем у поставщиков и в связи с болезнью людей.

«У нас снизился спрос примерно на 50%, даже, может, плюс-минус больше».

Несмотря на трудности, Евгений не падает духом.

«Работать на себя — такое положение дел меня устраивает. Это была мечта, которая осуществилась. Единственное, хотелось бы, чтобы увеличивались продажи и заработок рос, но я работаю над этим».

Партнерский материал

Этот текст мы подготовили благодаря Альфа-Банку, предоставляющему малому бизнесу специальный пакет услуг Альфа-Deal. Он позволит создать собственный интернет-магазин в понятном конструкторе. Причем товары отображаются одновременно на сайте и в общем каталоге маркетплейса deal.by. На протяжении всего пути интернет-предпринимателям помогает личный менеджер: в настройке сайта, наполнении и продвижении. Заполните заявку на консультацию по Альфа-Deal, перейдя по этой ссылке.

Выражаем благодарность торговой площадке deal.by за помощь в поиске героев

Тарас Тарналицкий

Фото: автора

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments