Электронные ПТС в Беларуси: когда ждать и зачем они нужны?

  • 11 декабря 2020
  • Просмотров 8901

Внимательный читатель помнит, что на электронные ПТС страны-члены Евразийской экономической комиссии должны были перейти еще с 1 июля 2017 года. С тех пор введение ЭПТС в Беларуси переносили несколько раз, ссылаясь на технические нестыковки. Даже после того, как в прошлом году в РФ начали выдавать электронные паспорта, а покупатели российских машин столкнулись с проблемами постановки их на учет в РБ, дело не сдвинулось с мертвой точки. В ноябре 2020-го наша соседка напрочь отказалась от бумажных бланков. А как с этим сейчас обстоят дела в Беларуси и что говорят о ситуации госорганы, дилеры, ГАИ и другие участники рынка?

 Беларусь перейдет на электронные техпаспорта осенью

Проверяет электронный паспорт ГАИ — это занимает много времени

В минувшем году с регистрацией автомобилей из России наблюдались явные проблемы: с ноября 2019-го там принялись выдавать ЭПТС, а у наших регистрирующих органов не было (впрочем, нет до сих пор) доступа к российской базе. Чтобы как-то выйти из сложившейся ситуации, в белорусской ГАИ придумали странный способ постановки таких машин на учет: собственник автомобиля обращался в АО «Электронный паспорт» (Представительство систем ЭПТС в Беларуси), которое ставило печать на выписке из электронного паспорта. Затем с заверенной копией он ехал в МРЭО ГАИ и через руководство в индивидуальном порядке регистрировал авто.

 Вот такую выписку из ЭПТС с заверенной печатью требовали для регистрации в ГАИ год назад

Возможно, в этом году стало проще и быстрее? В одной из столичных компаний, которая занимается подбором и доставкой новых машин под заказ, наше предположение сразу разбивают в пух и прах: дескать, что вы! Бумажек в этом процессе еще и прибавилось...

— Теперь требуется не только конечный договор купли-продажи, но и справка завода-изготовителя, накладная или счет-фактура, чтобы подтвердить производство автомобиля. Должно быть свидетельство того, что машина продана официальным дилером, — договор или соглашение, которые, кстати, являются коммерческой тайной и просто так не выдаются покупателям, которые самостоятельно ездили в РФ. АО «Электронный паспорт» уже не занимается заверением выписок из электронных ПТС. Сами сотрудники ГАИ делают запрос, чтобы проверить все документы.

 Иногда в МРЭО ГАИ просят дилерское соглашение или договор 

По словам представителя компании, во время регистрации автомобилей его клиентов какого-то четкого перечня документов не было: один сотрудник требовал дилерский договор, кому-то оказывалось достаточно сертификата, а третий просил предоставить накладную. Разве что стало проще с постановкой на учет машин импортной (нероссийской) сборки. Раньше запрашивали печать Центральной акцизной таможни, а сейчас — нет.

Чтобы узнать, как поставить купленный в России автомобиль с ЭПТС, мы обзвонили столичные и региональные МРЭО ГАИ. Правда, по телефону регистрирующие органы не слишком охотно делятся информацией. Например, в минском отделении на Серова говорят, что нужно приехать с ЭПТС, а они сами сделают запрос для его подтверждения. Куда — не поясняют. Ждать придется 7–10 дней. В Молодечно тоже советуют явиться к ним с документами, предупреждая, что проверка займет в среднем до 10 рабочих дней, максимум — 3 недели. В еще одном региональном МРЭО вообще отказались давать разъяснения, мол, сразу несите бумажки — а мы будем смотреть.

 «Электронные паспорта в Беларуси — это головная боль». С какой проблемой столкнулись покупатели новых машин из РФ

В перечне нет такого документа, как выписка

Решением Коллегии ЕЭК (№ 124 от 13 октября 2020 года) до 31 марта 2021 года для регистрирующих органов и национального оператора обеспечена возможность применения сервиса для подтверждения выписок из ЭПТС для свободного обращения и регистрации ТС, на которые оформлены только электронные паспорта.

Это значит, что в соответствии с ним регистрационные подразделения ГАИ МВД будут принимать выписки из ЭПТС, заверенные печатью организации-изготовителя, администратора СЭП или национального оператора, в качестве документа, который подтверждает производство ТС. Есть даже соответствующее письмо от МВД, которым с нами поделилась БАА (Белорусская автомобильная ассоциация).

 Ответ МВД о постановке на учет авто с ЭПТС 

Примерно год назад, когда только начали ввозить из РФ в РБ автомобили с оформленным электронным паспортом, выписки из ЭПТС для предоставления в ГАИ заверяли в представительстве АО «Электронный паспорт» в Минске. Правда, это было временным решением. Глава представительства Елена Зубкова отметила, что с февраля 2020 года по поручению правительства был согласован иной порядок действий для постановки на учет автомобилей с ЭПТС, в котором они тоже принимают участие.

— По заявлению гражданина ГАИ присылает запрос в Минпром, а Минпром в свою очередь отправляет запрос администратору СЭП через представительство АО «Электронный паспорт» в Республике Беларусь. Ответ из СЭП направляется снова в Минпром, далее — в ГАИ. Все это делается по системе межведомственного документооборота (СМДО) по защищенным каналам интернет-связи. Мы могли бы предоставлять сведения напрямую ГАИ, но это решение госорганов, а не наша инициатива. Минпром определили ответственным за реализацию соглашения органом, поэтому многое зависит именно от него.

По справкам производителя машины ставят на учет без проблем

БАА, которая озабочена сложившейся ситуацией с ЭПТС, тоже имеет свою позицию по данному вопросу и готова изложить ее тезисно. Во-первых, ассоциация придерживается тактики развития процедуры обращения электронных паспортов по принципу «одного окна» для физлиц и для юрлиц.

— Мы ожидаем организованного взаимодействия в национальной системе ЭПТС всех заинтересованных участников и пользователей системы, — отмечает генеральный директор БАА Александр Сидоревич. — Информация должна циркулировать между госорганами (УГАИ МВД — ГТК («Белтаможсервис») — Минпром) и уполномоченными органами (национальный оператор ОАО «ЦНИИТУ» системы ЭПТС — АО «Электронный паспорт» РФ, ГТК РБ — ФТС РФ) и без участия потребителя услуги. В регистрационных подразделениях ГАИ МВД РБ принимаются только выписки из ЭПТС со статусом «действующий» (т. е. с уплатой утильсбора). Эта информация должна поступать от «Белтаможсервиса» (для импорта) и от Минпрома (согласно Реестру (освобождения от утильсбора при поставках автомобилей, производимых  в России).

Кроме того, не определен интерфейс взаимодействия пользователей с нацоператором системы ЭПТС (ОАО «ЦНИИТУ»). Регламентов взаимодействия также нет — коммуникация происходит только между госорганами в системе ГосСУОК. Непонятна и стоимость услуг, хотя в России это формализовано.

По сути, с трудностями постановки российских авто на учет сталкиваются в основном физлица. Большинство дилеров работает с поставщиками по справкам производителя, которые содержат практически все данные ПТС. С этой справкой белорусские покупатели идут в органы регистрации и ставят там машину на учет.

— По договоренности до 1 апреля дилеры работают по справкам завода-производителя — никто электронный ПТС не требует. За исключением тех, кто по своей инициативе выдает копии выписок из ЭПТС, попадая под административную процедуру, когда ГАИ делает запрос с целью проверки достоверности данных, — добавил Александр Сидоревич.

 Глава БАА об электронных ПТС: «Государство будет компенсировать свои расходы за счет граждан»

Что касается ввозимых в Россию, а впоследствии экспортируемых в Беларусь новых автомобилей, то по ним получают копии выписки из ЭПТС и таможенной декларации. И в этом случае кое-какие трудности возникают. Белорусским регистрирующим органам, у которых нет доступа к российской базе, приходится делать запрос, чтобы подтвердить их подлинность, а это требует времени в среднем до двух недель.

Это не бюрократия, а чисто технические вопросы

За комментарием по сложившейся ситуации с ЭПТС мы также обратились в Министерство промышленности. В прошлом году профильное ведомство заявляло, что «ведется работа по согласованию с заинтересованными госорганами нормативных правовых актов». Что изменилось с тех пор?

— 24 апреля 2020 г. Совет министров Республики Беларусь принял постановление № 254 «О введении систем электронных паспортов», которое определило ответственных за организацию и создание систем электронных паспортов, а также национального оператора. Сроки перехода на ЭПТС продлили до 31 марта 2021 года. Дело в том, что у стран-членов Евразийской экономической комиссии процесс перехода разноскоростной и во многом зависит от уровня технической подготовки.

 Ответственный орган — Минпром, а национальный оператор — ОАО «ЦНИИТУ»

Поскольку в профильном ведомстве подчеркивают, что причина затянувшегося на несколько лет введения системы ЭПТС в Беларуси — это «чисто технические вопросы, а не бюрократические проволочки», мы связались с национальным оператором. В соответствии с апрельским документом он является владельцем систем электронных паспортов и формирует автоматизированную информационную систему, обеспечивающую создание электронных паспортов (внесение изменений) и предоставление сведений из систем электронных паспортов, а также осуществляет ее модернизацию.

Национальный оператор — без комментариев

В ОАО «ЦНИИТУ», увы, отказались давать комментарии, сославшись на то, что они являются разработчиком информационной системы, а национальным оператором станут тогда, когда она полноценно заработает. По всем интересующим вопросам нас перенаправили обратно в Минпром, куда мы уже стучали и где получили в общем-то весьма краткий ответ. Какая-то круговая порука. 

С выходом апрельского постановления Совмина стало известно, что на оформление электронных паспортов уполномочены «Белтаможсервис» и «Белтехосмотр». В обеих организациях подтвердили, что согласились работать в данном направлении, не имея (афишируя) на текущий момент никаких конкретных сведений о том, как все будет организовано.

 Электронные ПТС первыми начали выдавать Geely и Zotye

Судя по официальному сайту, в Беларуси по состоянию на 9 декабря указано 4 619 оформленных электронных ПТС (год назад там числилось всего 8). Правда, эти цифры актуальны для производимых в РБ транспортных средств, которые экспортируются в Россию, где с 1 ноября 2020 года окончательно отказались от бумажных бланков. К слову, в Казахстане, Армении и Киргизии ситуация по сравнению с прошлым годом кардинально не изменилась — по всем трем странам проставлены сплошные нули. А у нас — прогресс налицо!

 На сайте elpts.ru отражается количество выданных ЭПТС на производимые в Беларуси, а потом экспортируемые в РФ ТС 

**

Итак, что произошло спустя год? Во-первых, были приняты кое-какие нормативные акты. Например, постановление № 254 «О введении систем электронных паспортов», в рамках которого в конце концов определили, кто будет национальным оператором. Кроме того, стал иным порядок регистрации российских машин в ГАИ — теперь она проверяет информацию через запрос, направленный в Минпром. Однако некоторые владельцы жалуются, что приходится ждать до двух недель. Ну а что касается главного (даты введения ЭПТС), то здесь все без изменений. Официальной причиной очередной отсрочки называют технические вопросы. Хотя некоторые участники рынка связывают это с отсутствием финансирования, а также намекают не расторопность государственных органов. Увы, таковы реалии в современной Беларуси.

Фото: архив av.by

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments