«На ремонт денег нет, зато на шины раскошелился». Рейд с ГАИ по зимним покрышкам

  • 3 декабря 2020
  • Просмотров 142354

С декабря по 1 марта автомобили должны ездить на зимних шинах. Это не просто норма ПДД, за нарушение которой грозит штраф, а закон дороги. Когда температура около нуля градусов и такая высокая влажность, как сейчас, наступают идеальные условия для образования гололедицы, которая коварна своей внезапностью. Так же неожиданно может обрушиться снегопад. Еще в ноябре в Минске выпал первый снег и дорога стала скользкой, а это уже был повод не откладывать сезонную «переобувку» на крайний срок.

«Переобулся» на зиму — катайся смело

О необходимости сменить шины с летних на зимние неоднократно напоминала ГАИ, которая ранее анонсировала республиканскую профилактическую акцию по предупреждению дорожно-транспортных происшествий в зимний период под девизом «Зимний тюнинг для машин — правильный протектор шин!» (с 25 ноября по 4 декабря 2020 г.). Настало время проверить, кто подготовился к зиме, а кто так и продолжил ездить на «лете». 1 декабря мы выбрались в рейд вместе с ГАИ Минска и проинспектировали десятки машин. 

Многие белорусы «переобуваются» задолго до календарной зимы, некоторые тянут до последнего, но 1 декабря все как штык должны быть готовы к любым погодным сюрпризам, щеголяя новым (или не первой свежести) зимним комплектом покрышек. Это тенденция последних лет, что подтверждают и сотрудники Госавтоинспекции.

— С каждой зимой водителей, которые не меняют летние шины на зимние, все меньше и меньше. С учетом погодных условий их количество минимально. Допустим, где-нибудь на периферии можно встретить автолюбителей на летней резине на заснеженной трассе. В Минске такое случается крайне редко. Скорее всего, они будут без техосмотра, зато на зимних покрышках. Тем более что погода зимой может быть разной, а вероятность появления гололеда никто не отменял.

Раньше «переобувались» в то, что было, а сейчас выбор шин огромный

Инспекторы останавливают автомобили в режиме нон-стоп, проверяя не только резину, но и документы, а еще техосмотр! Вот один из сотрудников показывает жезлом первому водителю принять вправо. Владелец Mazda 3 очень спешит. К счастью, к нему никаких вопросов: документы в порядке, шины тоже, поэтому не задерживаем.

А вот водитель Renault Scenic с гордостью кивает на колеса, «обутые» в зимние покрышки белорусского производства, и резонно спрашивает: «А подарки где?»

— Это машина тещи, — предупредил мужчина. — Поставил белорусские шины, как только они начали выпускаться. Хотел проверить тренд. Езжу на них четвертый год и не совсем доволен. Покрышки сильно подвергаются действию центробежных сил. А зачем покупать другие, если эти еще нормальные?

Инспектор напоминает, что через несколько дней у водителя истекает срок действия страховки, а затем возвращает документы и желает счастливого пути. Дальше тормозим Porsche Cayenne, владелец которого немного растерян. А зря!

У него действующая страховка, пройденный техосмотр, а на колесах зимний комплект Pirelli. Молодой человек за рулем поясняет, что ездит на нем третий сезон и никаких нареканий к шинам нет. Все отлично. «Переобулся» же он заранее, так как не желает подвергать опасности ни себя, ни других участников дорожного движения.

Еще один образцовый белорус управлял Kia, и, хотя к нему не возникло вопросов, мужчина явно не хотел попасть в объектив фотокамеры. Следующий водитель на Cadillac XT5 тоже не настроен общаться, но сменил летние покрышки на зимние Bridgestone на прошлой неделе.

Зато владелец Geely Atlas, который эксплуатирует белорусско-китайский кроссовер в рабочих целях, не прочь порассуждать.

— Это в старые времена было так: что достал, то и «обул» на колеса. Сейчас же на рынке хватает разных моделей (от премиума до экономкласса). Каждый может подобрать себе что-то по карману. А ездить зимой на летних шинах — это ведь опасно.

Автомобиль BMW «переобували» в зимний Barum в последних числах ноября: так сложились обстоятельства. Однако чешский бренд не оправдал ожиданий белоруса.

— Купил их в прошлом году, немного поездил, а потом началась какая-то вибрация. Наверное, раз 6 балансировал колеса. Задние шины стерлись практически наполовину. Думаю, может, взять Matador или Gislaved. Почему некоторые водители продолжают ездить на «лете»? Наверное, дело в отсутствии денег. Одно колесо, например, на мою машину стоит не менее 100 долларов. Однако экономить на безопасности все же не стоит.  

У мужчины с шинами все в порядке. Можно было бы его отпустить, но оказалось, что он забыл документы, в связи с чем инспектору ГАИ пришлось проверять авто по базам. В таком случае автомобилист несет ответственность, которая предусматривает предупреждение или штраф в размере до 0,5 базовой величины.

— Или предупреждение, — подчеркивает в разговоре владелец BMW.

— Или штраф, — парирует сотрудник ГАИ. — Это на усмотрение органа, ведущего административный процесс.

— Меня интересует вопрос: чем вы руководствуетесь, чтобы дать минимальное или максимальное наказание?

— Это совокупность факторов: личность водителя, его семейное положение, характер административного нарушения. Приведу пример. Вот вы сегодня едете и не вспомнили, что уже 1 декабря, когда надо было «переобуться» еще вчера. В таком случае можно вынести устное предупреждение. Другое дело, когда это случится в конце февраля. Или, к примеру, если вы забывали документы 3-4 раза, то почему вас не нужно оштрафовать? Я доступно вам объяснил? Счастливого пути!

«Посмотрите, у меня новенький Hankook»

Пока что нам попадались дисциплинированные водители. Видимо, они понимают: летняя резина зимой попросту дубеет, теряет свои свойства. Это значит, что сцепление даже с чистой дорогой ухудшается, чего нельзя допускать.

Да и специалисты рекомендуют «переобуваться» уже тогда, когда суточная температура перестает подниматься выше 6–8 градусов Цельсия. У большинства автомобилистов сегодня шины были маркированы знаком в виде горной вершины с тремя пиками со снежинкой внутри нее либо отметками «M+S», «M&S», «M.S», «M S». Иногда попадались покрышки с надписью «All seasons», которые по закону не запрещены.

Надо отметить, на зимних шинах оказались не только легковушки рядовых водителей. Мы проверяли и рабочие бусы, и маршрутки, и такси. К примеру, один из остановленных автомобилей-такси «переобули» еще в октябре, когда обещали первые заморозки. Поставили какой-то китайский бренд, но самое главное — зимний комплект.

На рабочий Fiat Scudo не поскупились раскошелиться на комплект Sava, а Volkswagen Caravelle был «обут» в Nexen. Разве что во втором случае зимние шины эксплуатируются круглый год: летом микроавтобус ездит мало, так что нет смысла тратиться на два комплекта.

Это одна из мер, чтобы сэкономить деньги. Некоторые водители до сих пор считают, что можно установить зимнюю резину лишь на ведущую ось. В этом нет никакой логики: во-первых, при торможении автомобиль начнет носить на дороге. А во-вторых, это административно наказуемо. 

К мужчине, сидящему за рулем Volkswagen Transporter, у ГАИ возникли вопросы. И они касались шторок в оконных проемах (кроме задних), ограничивающих обзорность водителя (за это предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа от 0,5 б. в.). На наших глазах белорус быстренько убирает шторки, а еще обращает внимание на то, что на колесах стоит «новый Hankook, который видно издалека».

В числе сознательных водителей также инструктор автошколы, который похвастался тем, что на рабочем Daewoo Sens все установлено по закону. А какой, интересно, производитель?

— Конечно, «Белшина». У меня и на личном автомобиле стоит белорусский бренд. Ходимость у резины хорошая, она не буксует, не плывет в снежной каше, поэтому я только за белорусские шины, да и вообще за Беларусь, за порядок!

Первый нарушитель

А вот и первый нарушитель, который передвигался на универсале Opel Astra на «лете». Как же так? Мужчина выглядит немного испуганно и в оправдание говорит:

— Не успел. Виноват! Сегодня-завтра заеду на шиномонтаж. Обещаю!

— Вы знаете, что за это предусмотрена административная ответственность (наказание от предупреждения до штрафа в размере 0,5 базовой величины (13,5 рубля). — Прим. ред.)? Поскольку сегодня 1 декабря, то я делаю вам устное замечание.

— Принял, исправлюсь, — с облегчением выдохнул водитель и быстренько вернулся за руль, пока инспектор не передумал. Мало ли...

Сотрудник ГАИ отнесся с пониманием: на первый раз отпустил водителя только с предупреждением. Главное все же не наказывать, а проводить профилактику возможного роста ДТП в потенциально опасный период. Однако если такое случится, допустим, уже в январе, то штраф неминуем.

А вы не боитесь ездить на «лысой» летней резине?

И с этого момента, похоже, в нашем рейде началась черная полоса. Остановленный следующим старенький Ford Fiesta мало того, что передвигался на летней резине, так еще и на практически «лысой». К девушке за рулем есть вопросы.

— Это не наша машина, — тут же заявила она. — Посмотрите сами, это же металлолом, он никуда не ездит. Просто сегодня у нас не было выхода.

— А не страшно передвигаться на такой машине по городу?

— Не хотим подвести людей, надо срочно доставить воздушные шарики!

В ГАИ поясняют, что первым делом водитель обязан оборудовать автомобиль зимними шинами, но внимание к их износу они уделяют тоже: остаточная высота рисунка протектора должна быть не менее 4 мм, и эта норма отдельно прописана в ПДД. Если данный параметр окажется ниже установленной нормы (либо обнаружатся боковые порезы покрышек, обнажающие корд), владельцу грозит более серьезное наказание: от 1 б. в. (от 27 руб.), а за повторное нарушение в течение года — от 2 до 5 б. в. (от 54 до 135 руб.).

— На большинстве современных шин имеется индикатор износа, по которому легко визуально определить, находится ли она в допуске. Если у человека есть инстинкт самосохранения и он переживает за себя и за своих пассажиров, то такой водитель поставит пригодные для эксплуатации покрышки. За реальным примером далеко ходить не нужно. 

Владелица Volkswagen Polo, узнав, что мы проверяем шины, уверенно заявляет, что с ними все в порядке.

— У меня демисезонные. Можно ездить и зимой, и летом.

— А это как?

Возможно, девушка имела в виду, что у нее стоят покрышки с маркировкой «Аll seasons», которые допускаются для эксплуатации умеренной зимой. Но это не главное: остаточная высота протектора уже меньше 4 мм, плюс ко всему требуется развал-схождение, так как износ неравномерный. Рекомендация от ГАИ неизменна: следует установить зимние шины, чтобы передвигаться безопасно по зимней дороге. 

Деньги на резину есть, на ремонт авто — нет

Климат на территории нашей республики сегодня обретает несколько мягкий окрас и может расслабить некоторых водителей. Хотя январские и февральские морозы зачастую подкидывают массу сюрпризов на дороге. Может неожиданно случиться сильный снегопад. Или вот реальная ситуация: суточная температура колеблется в районе нуля, а потом раз — и мокрый асфальт прихватит льдом. Особенно опасно, когда машины раскатывают каток перед перекрестками и пешеходными переходами.

У следующего водителя все как раз наоборот по сравнению с предыдущим Polo. С покрышками все в порядке, а вот техосмотр отсутствует.

— Денег нет, чтобы отремонтировать кузов, — объяснил владелец Lancia. — Однако на шины не пожалел — поставил Continental. Одно дело — внешний вид, другое — вопрос безопасности.

Внешний вид остановленной Honda выглядит еще более удручающе: из крыла торчит повторитель поворотника, бамперы свисают. С машиной явно что-то было.

Как ни странно, с резиной здесь все в норме, а вот техосмотр ожидаемо не пройден. Напомним, за первое такое нарушение предусмотрено предупреждение либо штраф от 1 до 3 б. в. (от 27 до 81 руб.). Девушка расстроена и, кажется, очень спешит. Она даже согласна на штраф, чтобы побыстрее уехать…

В завершение рейда автомобилисты все, как один, попадались образцовые: со страховками, техосмотром и, конечно же, на зимних покрышках.

— Как отношусь к тому, что некоторые белорусы ездят сейчас на «лете»? Максимально негативно! — сказал владелец BMW.

**

Контрольная проверка 1 декабря показала: из нескольких десятков водителей только трое проигнорировали требование, связанное с установкой зимних шин, хотя их использование в зимний период значительно улучшает сцепление автомобиля с дорогой. А еще в ГАИ напоминают о том, что нельзя забывать и о манере езды в холодное время года: соблюдать безопасную скорость и дистанцию, а также отказаться от рискованных маневров. Быть более осторожными на мостах, путепроводах, перекрестках и остановках общественного транспорта, где зачастую образуется наледь.

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments