Шипы из ада. Как тестируют настоящие зимние шины Nokian Hakkapeliitta

  • 21 ноября
  • Просмотров 8204

Белорусская календарная зима стала похожа на задремавший ноябрь, который природа отчего-то забыла хорошенько пнуть в плечи на исходе осени. Хмуро, дождливо, но тепло. Если бы не срочная командировка в начале года в Финляндию — нечего и вспомнить. А так задалась очень продуктивная поездка, в которой хватило и снега, и езды боком на новейших шинах Nokian Hakkapeliitta c «боевым» шипом. В общем, добро пожаловать в «Белый ад». Будет холодно!
Если кого-то удивляет, что на тест зимних шин нас пригласили в феврале, когда зима уже заканчивалась, объясняю. На полигоне White Hell шины тестируют 200 дней в году, но самые активные мероприятия проходят с ноября по май. Так что наша группа была далеко не последней, а снега, судя по пейзажам в Ивало, хватит еще надолго. Собственный испытательный полигон компания Nokian Tyres построила здесь еще в 80-х годах прошлого века и до сих пор использует его на полную катушку — покрышки проверяют на прочность фактически в круглосуточном режиме.

Территория площадью 700 гектаров находится в Лапландии, в 300 км за полярным кругом. На этой огромной площадке размещается около тридцати испытательных треков.

Многие из них уникальны в своем роде (как, например, 600-метровый ледяной тоннель в трубе, благодаря которому отрабатывают сцепление шин на голом льду). Во всем мире ни один другой производитель покрышек не располагает подобным арсеналом для совершенствования своих шинных разработок.

Тундра для испытаний

Только за один сезон здесь успевают протестировать более 20 тысяч шин, а общий пробег на трассах превышает 40 000 км. Центр Nokian Ивало не свежей постройки — он открылся в 1985-м. Руководитель технической поддержки компании Матти Мори рассказал, что многие пилоты-испытатели работают здесь по 6 месяцев в году, поэтому к суровому климату Лапландии давно привыкли. Чего не скажешь о белорусской группе журналистов. В день прилета в Ивало было −25 градусов по Цельсию: мороз защекотал ребра под курткой, а ледяной воздух перехватил дыхание. Бегом к машинам!

Тесты шин стартуют, как только выпадает снег, а в конце весны, когда днем уже ощутимо пригревает солнце, пилоты гоняют преимущественно ночью. Ребята отмечают, что перепад температуры воздуха в течение суток может достигать 40 градусов. Однако именно это позволяет лучше понять сильные и слабые стороны каждой новой модели финской покрышки.

Во время нашего визита компания Nokian не стала хвастать очередной технологичной новинкой (Hakkapeliitta 9 с двумя видами шипов пока остается самой передовой), а предложила присутствующим журналистам побывать теми самыми тест-пилотами и пройти все круги «Белого ада»!

Три круга ада

Зимой в Финляндии обычно холодно. Хотя, прогулявшись по Хельсинки, так и не скажешь: на протяжении всей командировки на термометрах было что-то около нуля. Почти как сегодня в родном Минске. А вот уже за полярным кругом совсем другая картина: снег толстым пирогом лежит на крышах, цепляется за ветки деревьев и весело скрипит под ногами. Красота! При этом дороги чистые, хотя их и не принято посыпать песком, сдирая снежный покров до асфальта. Оказывается, практически все автомобили «обуты» в шипованную резину. Даже автобус, который отвозил нас на полигон, был на новой «зиме».

Присев в кресло, я стал нащупывать ремни безопасности. Коллега из российского издания удивленно взглянул на меня и отбросил безопасность в сторону. Но стоило нам тронуться, как, думаю, он сразу же об этом пожалел. Финны ездят быстро. И, похоже, почти не обращают внимания на дорожные знаки. Даже перед поворотами, когда знаки стали предлагать снизить скорость, водитель туристического автобуса держал крейсерские 70-80 км/ч, кое-где разгоняя тяжелую махину до «сотни». Однако! «Подготовка», — мелькнуло в голове, а глаза продолжали следить за светом фар, который пробивал нам путь в кромешной тьме.

Дорога заняла не больше получаса. Подходя к гостинице, я загреб рукой снег с широкой ветки сказочно красивой ели и сунул его себе в рот… Ах, до чего же настоящей зимы не хватает!

Стоящие плотным рядом странные оквадратившиеся снеговики дружно буравили меня холодным взглядом глаз-бусинок, в то время как неподалеку на стоянке несколько электрокаров жадно присосалось к кабелю живительной энергии. Вот те на! За бортом −20 °C, но владельцев «электричек» лютый холод вовсе не смущает.

Сегодня многие производители автомобильных покрышек с интересом следят за развитием рынка электрокаров. У Nokian в автопарке тоже есть свои Tesla, которые активно используются для тестов зимних шин. Проехаться на электромобиле нам не дали, зато продемонстрировали наглядное видео, в котором показали, как отрабатывает покрышка на ледяной поверхности по сравнению с зимней шипованной или фрикционной. Для этого Tesla S85 разгоняли до скорости 40 км/ч и резко оттормаживались. Результаты?

На огромных 19-х катках, «обутых», естественно, в летние Nokian, 2-тонный электрокар проскользил 105 (!) метров до полной остановки. Второй замер — и на колесах уже зимние нешипованные покрышки. Расстояние до полной остановки — 65 метров. На фрикционных скандинавских результат получше — 45 метров.

Наконец после резкого старта с разгоном до все тех же 40 км/ч, но на шипованных шинах — и тормозной путь всего 35 метров. В теории вроде все просто, а как на практике? Нам выделили три VW Golf и предложили проверить.

Скользим-тормозим

Три немецких хэтчбека поджидали нас на первом испытании, стоя на обледенелой поверхности озера. Первый на очереди — VW Golf с боковой наклейкой Summer Tyre. Что там у нас на колесах? Инструктор, улыбаясь, подсказывает: «Nokian». А чуть погодя добавляет: «For summer time». Ладно, шутки в сторону... Хотя какие тут шутки с летней резиной на колесах, когда наш Golf — что та корова на льду. Тронуться бы с места...

Понятное дело, что со старта давить педаль газа в пол не надо, а потом помаленьку да по накатанной — и наша машинка поползла вперед. Едем не спеша, в мануальном режиме выбрав первую передачу. Переключение на вторую бесполезно: мотор ревет, но умная электроника притормаживает буксующие колеса, сбивая темп.

Однако это даже хорошо: сцепление со льдом — нулевое, в повороты вваливаешься неповоротливым мишкой, хотя касания педали акселератора максимально нежные. Не дай бог переборщить — и привет, снежный бруствер. А уже оттуда назад на трассу точно не выберешься...

Благо гладкий лед вскоре заканчивается и начинается вторая локация для слалома. Разгонять автомобиль становится проще: под колесами участок озера, припорошенный снегом. Но, ударив пару раз по педали тормоза, понимаешь: сцепление с летними шинами все еще номинальное. Последнее испытание — разгон по прямой с экстренным торможением. И тут минутка страха обеспечена: чтобы ты ни делал и в какую бы сторону руль ни вращал, пытаясь стабилизировать траекторию, машину несет так, словно это неуправляемый снаряд. Хорошо, что снег мягкий, а VW Golf застрахованы.

Второй на очереди — «Гольф» с фрикционными шинами Hakkapeliitta R3. Здесь уже и старт, и поведение машины при резких виражах вполне адекватные. На голом льду появляется возможность пусть и мизерного, но ускорения. Однако все равно очень важно не переборщить со скоростью: в противном случае резкие действия прерываются паузой, уходящей на поиск шиной пусть минимального, но зацепа.

А вот замедление автомобиля проходит без паники и седых волос. Однако свои лучшие качества эта шина демонстрирует на присыпанном снегом шероховатом участке, когда за счет отменных продольных сцепных свойств скольжение наружу поворота происходит прогнозируемо и полностью контролируется водителем. 

Вишенка на торте — VW Golf, «обутый» в шипованные «Хакка» 9. Эта одна из достойнейших шипованных шин финнов: 2 типа шипов в количестве 172 штук размещаются на поверхности покрышки (190 было у предшественницы) для максимально эффективного сцепления с обледенелой твердью.

В центральной части протектора располагаются восьмигранные «когти» противоскольжения. Они отвечают за разгонно-тормозную динамику, то есть за то, чтобы автомобиль уверенно набирал скорость и так же уверенно останавливался. А вот в блоках плечевых зон установлены шипы, похожие на шестигранники. Их задача — на пределе своих возможностей отрабатывать в поворотах, чтобы машину не заносило.

За рулем самого колючего «Гольфа» старт оказался предсказуемо цепкий: ни единого намека, что под колесами голый лед. Вгрызаясь шинами в закованное льдом озеро, хэтчбек упрямо отказывается срываться в скольжение.

Смелее нажимаем на педаль газа — и уверенное прохождение поворотов на средней скорости не заставило себя ждать. Заснеженный участок тоже без сюрпризов — и вот уже разгон с «тапкой в пол», резкое торможение и, как итог, самый короткий тормозной путь. Признаться, иного от этих зимних покрышек ожидать и не приходится.

Audi RS4 и 172 зуба

Однако на этом наш идеальный зимний трип не заканчивался. На очереди ждало поистине шикарное блюдо для увлеченных автомобилями людей: несколько классических Audi RS4 с атмосферным V8 да на «механике» с «отжигом» по укатанному ледяному треку. И не в качестве штурмана, а в роли пилота!

Сегодня такие машины — вымирающий вид, ну и где, если не на заснеженной трассе, насладиться всей мощью 420-сильного мотора? Первый круг для разогрева: электроника активирована, старт плавный, инструктор рядом, правда, с напряженным лицом...
Ну а дальше ты просто не можешь не жать на педаль газа: вторая, третья… Связка поворотов пройдена чисто — и широченная улыбка на лице от первобытного рева V8. Осмелев, тянусь рукой, чтобы вырубить электронный «ошейник» ESP, а инструктор на английском констатирует: «Lets go! You can faster». Ору, не в силах сдержать эмоции, и захожу на новый круг...

Не валяйте дурака!

После того, как мы вдоволь покатались на RS4, казалось, что удивить нас финнам будет уже нечем. Но когда неподалеку появилась вереница «заряженных» Audi RS5, мой левый глаз стал непроизвольно дергаться: неужели выпустят на дороги общего пользования?

И тут уже не до смеха: гремучее сочетание 450-сильного двигателя и наилучшей системы полного привода Quattro превращает эту «эрэску» на промерзшей и кое-где заметенной снегом лапландской трассе в опасный снаряд. Благо группу спорткаров приструнивал идущий впереди safety car, управлял которым опытный инструктор. Поэтому разогнаться до высокой скорости нам резонно не дали, предложив оценить возможности резины Hakkapeliitta R3 в плане комфорта.

Что сказать: за рулем жесткого купе RS5, готового взорваться от легкого прикосновения к педали акселератора, фрикционная резина на устланной снегом трассе вела себя образцово-показательно. Она не шумит, в рыхлой снежной каше не плывет, отлично держит в поворотах даже на очень мощной машине. Главное, повторюсь, не поймать под колесами голый лед.

В конце заезда покрутили пятаки на заснеженной глади еще одного озера — и усталые, но довольные отправились на базу. Правда, и тут некоторые старались растягивать колонну, чтобы успеть резко ускориться на прямой, пустив в занос грозный автомобиль. Не вышло! Hakkapeliitta R3 стойко сдержала эмоциональные порывы российских коллег. Ну а когда по рации на русском прозвучало «Не валяйте дурака, ребята», все резко отбросили шалости и тихонько поехали за головной машиной.

**

На льду полигона White Hell мы на практике ощутили пропасть отличий между летними и зимними шинами: разница просто колоссальная! Но для того, чтобы это понять, не нужно ехать в Финляндию и вовсе не обязательно ждать первого снега, а лучше просто вовремя «переобуться». Тем более что покрышки Nokian продаются и у нас в стране. Да, все они российского производства: завод во Всеволожске выпускает 80% мировой продукции под маркой Nokian Tyres, а недавно была произведена 100-миллионная шина.

Главный враг фрикционной Hakkapeliitta R3 — голый лед. В остальном одна из лучших нешипованных шин вне чистого асфальта 

Если вы у меня спросите, где купить покрышки Nokian made in Finland, я отвечу: на территории СНГ — нигде. Кстати, даже в Финляндии продаются шины с российского завода. Говорят, несколько лет назад кто-то поспорил о качестве, в результате чего финны решили сравнить модель своего производства и из Всеволожска на том самом полигоне в Ивало. Выяснилось, что качество у покрышек одинаковое.

«Хакка» 9 с железными «когтями» — отменные шины для серьезной зимы, но она у нас давно не такая  

Как нам удалось выяснить, продажи шин Nokian в РБ не столь высоки, как того бы хотелось производителю. Что касается наиболее популярных зимних покрышек у белорусов, то список выглядит следующим образом: лидирует Nokian Nordman RS2, на второй позиции — Nokian WR D4, а тройку самых востребованных моделей закрывает Nokian Hakkapeliitta R3 SUV.

Да, у финского бренда есть и обширная линейка летних шин, испытание которых проходит на полигоне вблизи городка Нокиа, давшего название и всемирно известным покрышкам, а с недавних пор и в Испании. Надеемся в ближайшее время там побывать и привезти еще одну интересную историю!

av.by выражает благодарность ООО «НОКИАН ШИНА» за помощь в организации поездки

Фото: автора, Руслан Прояев

Если у вас были проблемные ситуации с покупкой или эксплуатацией шин либо проблемы с гарантией — пишите нам на news@av.by. Будем разбираться!

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Дмитрий Макаревич
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments