Метановый рай. Белорус 3 года ездит на Lada Vesta CNG. Удалось сэкономить?

  • 28 октября
  • Просмотров 40792

Около трех лет назад в РФ официально стартовали продажи российской новинки — Lada Vesta с заводским ГБО. С тех пор машины на метане не только прошли обкатку и несколько ТО, но даже успели проехать около 100 тысяч километров. Жаль, в Беларуси битопливную версию бюджетного седана реализовывать так и не стали, но некоторые соотечественники все же отважились на покупку «Вест», работающих на природном сжатом газе. Какова их надежность, сколько денег уходит на обслуживание битопливной вариации и есть ли реальный экономический смысл от эксплуатации метановой Lada, мы узнали у реального владельца, который проехал 92 000 км.

Три года, 90 тыс. км — полет нормальный!

Никита, обладатель Lada Vesta CNG, честно рассказывает, что в 2017 году дорожал бензин, поэтому он приобрел метановый седан ради экономии топлива.

— Еще в 2014-м, задолго до выпуска и продаж метановой «Весты», мне понравился внешний вид Lada. До этого ездил на BMW E36, а потом какое-то время был без личной машины. Когда я узнал о серийном производстве Vesta на метане, то очень обрадовался и начал искать варианты, где же ее купить. Поскольку наш дилер не располагал такими моделями и не привозил их под заказ, я сам собрался и поехал за ней в Россию. В ноябре 2017 года машина обошлась мне в районе $11 тысяч по тогдашнему курсу. Плюс 500 долларов потратил на доставку и утильсбор. На учет в Беларуси я поставил Vesta с заводским ГБО одним из первых, и, честно сказать, меня это не смущало. 

Vesta CNG — модификация, которая позволяет использовать два вида топлива: сжатый природный газ (метан) и бензин. Шильдик CNG на крышке багажника да кнопка переключения с бензина на газ на центральной консоли — вот и все видимые глазу отличия газовой «Весты».

 Внешне Lada Vesta на метане отличается только шильдиком CNG на крышке багажника

Если не считать газовой установки, автомобиль оснащен двигателем объемом 1,6 литра (106 «лошадей» на бензине и 96 л. с. при работе на метане) в паре с 5-ступенчатой «механикой». Седан в средней комплектации Comfort. Есть кондиционер, аудиосистема с Bluetooth, подогрев зеркал и сидений, задние датчики парковки и многое другое. Хозяину машины не хватает лишь задних электростеклоподъемников.

Это Vesta c бензиновым мотором объемом 1,6 литра и заводским ГБО

Полностью заправленная Vesta способна проехать более 1 000 км

Пуск мотора всегда происходит на бензине (газовый редуктор нуждается в предварительном прогреве), затем он автоматически переключается на газ. Принудительный переход с газа на бензин и обратно возможен при помощи отдельной клавиши и занимает пару секунд. На панели приборов рядом с кнопкой аварийной остановки имеется круглый индикатор BRC, показывающий количество оставшегося сжатого природного газа (метана) в баллоне.

— Когда машина переходит на метан, загорается зеленый светодиод. Вообще по количеству горящих индикаторов легко определить уровень газа. Если он заморгает, значит топлива осталось где-то на 50 км пути. Когда в баллоне заканчивается газ, двигатель переключается на бензин.

Индикация запаса газа — светодиоды на кнопке BRC на центральной консоли

Баллон битопливной «Весты» вмещает 90 литров, что соответствует 20–22 кубометрам газа (точное значение объема обусловлено плотностью газа и давлением в заправочной колонке). 

— Седан расходует в среднем 8 «кубов» на 100 км. На заполненном газом баллоне можно проехать 250 км в городе и 350 км по трассе. Это не просто цифры, заявленные производителем, — я проверял все экспериментальным путем. На одной заправке с обоими видами топлива Vesta способна намотать более 1 000 км. С точки зрения затрат на топливо езда на метане обходится практически бесплатно. Стоимость газа — 75 копеек за 1 кубометр (за три года — начиная с 2017-го — он подорожал на 25 копеек). Те же 250 км выливаются мне в 13-14 рублей. На бензине седан потребляет 8,5-9 литров, однако по цене тот же километраж выйдет где-то в три раза дороже.

Lada Vesta CNG 2017 г. в., пробег — 92 тыс. км

 

Средний расход

Сколько израсходовано топлива

Расходы на топливо за 3 года, руб.

Итого экономия составила 7 462,64 руб.

(13 910 – 5 520 – 927,36)

 

 

 

Бензин

До 9 л

8 280 л

1,68 руб. (цена АИ-92) x 8 280 л = 13 910

Метан

До 8 м3

7 360 м3

0,75 руб. (цена метана) x 7 360 м3 = 5 520

Бензин

60 л на 10 000 км

552 л

1,68 руб. (цена АИ-92) x 552 л = 927,36

По грубым подсчетам, владелец сэкономил на бензине благодаря ГБО 7 462,64 руб.

По словам Никиты, седан на одном полном баллоне проезжает 250 км в городе. Заправка обходится в 13-14 руб.


 

Полностью заправленная бензином и газом Vesta проедет больше 1 000 км

В Минске всего четыре заправки — и это жирный минус

Процесс «зарядки» газом предельно прост. Заправочный штуцер спрятан под лючком бензобака рядом с бензиновой заливной горловиной.

— На некоторых колонках дают переходник, который необходимо защелкнуть на штуцере, а затем вставить в него пистолет. И все. Такой переходник стоит 40 рублей, но я не приобретал его, так как он всегда есть в наличии на АЗС. Единственный минус — количество метановых заправок. В Минске их всего 4. Если одна из них закроется на ремонт — возникнет коллапс. Этого реально мало для столицы.

Заправочный штуцер находится под лючком бензобака

В Беларуси существует удобная сеть АЗС (ОАО «Газпром трансгаз Беларусь», единственный поставщик метана, эксплуатирует 28 станций), но почему-то в Мядельском направлении нет ни одной. Здесь можно провести аналогию с электрокарами. Уже с 2017 года спрос на метановые авто возрос (кто-то стал покупать машины с заводским ГБО, кто-то начал устанавливать их самостоятельно), а станций было построено ограниченное количество. Последние полтора года я живу в центре города, но не всегда есть возможность заправить баллон, как это было раньше. Примерно две трети всех поездок Vesta передвигается исключительно на газе. В основном я эксплуатирую седан по личным делам, иногда езжу в командировки.

Динамика разгона на метане чуть хуже

Баллон, расположенный в багажнике, весит 75 кг, что немного утяжеляет «Весту», снижая ее динамические характеристики. Судя по паспортным данным, с переходом на газ она теряет 11 л. с. мощности и 15 Н·м крутящего момента. Разгон до «сотни» на газе занимает 12,2 секунды, в то время как на бензине — 11,8.

— На метане машина менее мощная, но при моем спокойном стиле езды разница в динамике разгона по личным ощущениям несущественная. Легкий недостаток тяги заметен лишь при подъеме в горку.

На метане седан разгоняется до 100 км/ч медленнее: за 12,2 сек. против 11,8 на бензине

Проверка ГБО — раз в 5 лет

По словам Никиты, сам факт того, что белорусские дилеры не обслуживают газовые Lada Vesta и не поддерживают гарантию, его не расстроил.

— Каждый раз ездить в Смоленск не хотелось, поэтому я решил посещать частные станции, которых в Минске достаточно много. По сути, это замена фильтра тонкой очистки, которая по регламенту проводится раз в 30 тыс. км. За период владения поменял передние ступичные подшипники. Одна из типичных проблем метановых «Вест» — катушки зажигания. Сначала одна из них вышла из строя на 60 000 км, через какое-то время полетела вторая, и я решил обновить сразу все 4. Стоят они недорого — в среднем 40-50 рублей за штуку. Еще часто перегорали лампочки задних фонарей: иногда я мог менять их дважды в месяц — это как раз то, что досаждало больше всего.

Лампочки задних фонарей перегорали чуть ли не по два раза в месяц!

За все время были две отзывные кампании. Первая — покраска запасного колеса, от которого я отказался. Вторая — перепрошивка электронного блока. В остальном правила эксплуатации Vesta CNG простые: раз в пять лет нужно проходить освидетельствование (баллон — китайского производителя, а остальное газовое оборудование — итальянской компании), не забывать делать ТО.

Изначально после покупки я прошел процедуру освидетельствования ГБО (стоимость — 80 руб.), после чего мне выдали документ, разрешающий использовать и заправлять автомобиль. В следующий раз надо приехать уже в августе 2022 года. Метан, на самом деле, безопасный, экологичный. При утечке газ эффективно рассеивается и обеспечивает пожарную безопасность, но в любом случае компания, которая выдает разрешения, несет ответственность. Да и это же заводская установка, есть гарантия (гарантийный срок службы составляет 15 лет — при переосвидетельствовании раз в пять лет), так что каких-либо опасений у меня нет.

Раз в 5 лет Lada Vesta CNG должна проходить освидетельствование. Иначе ездить и заправлять авто запрещено

На подъемнике

Ранее мы возили обычную «Весту» в центр антикоррозийной защиты, чтобы оценить заводскую обработку машины. Интересно, есть ли отличия у метановой CNG? Во-первых, габариты такие же, как у бензиновой версии (длина — 4 410 мм, ширина — 1 764 мм, высота — 1 497 мм, дорожный просвет — 178 мм, объем бензобака — 55 литров). А когда мы подняли авто на подъемник, то увидели, что днище не обработано, зато в скрытые полости лонжеронов и порогов восковый состав на заводе все же залили.

— Видимо, это предпродажная подготовка. Все болтики промазали, скрытые полости защитили, — комментирует Алексей Мухлаев. — На днище есть небольшие вмятинки — скорее всего, из-за наезда авто на бордюр. Я посоветовал бы не оставлять следы ударов без внимания. Каких-то критичных очагов ржавчины после 90 тысяч км я не вижу, только на кронштейнах крепления зарождается коррозия, но за ней пока можно лишь наблюдать. Помню, в первых машинах дренаж кондиционера замазывали мастикой вокруг, а сейчас этого нет. Типичный дефект всех «бюджетников» — вываливаются заглушки дренажных отверстий, стоимость которых копеечная.

Днище не антикорили, зато внутренние полости обработали составом

Но кое-что снизу все же говорит о том, что это не обычная, а метановая Vesta. Стальная трубка-газопровод проложена под днищем, направляясь под капот, к ресиверу, который снижает давление и отправляет газ дальше, в рампу, откуда он распределяется по форсункам. Система топливоподачи использует фазированный впрыск топлива с регулируемой системой впуска четырьмя газовыми и четырьмя бензиновыми форсунками.

Топливные магистрали, в том числе газовые, ничем не защищены

Под капотом же, слева по ходу движения, размещен контроллер, который при любом нерегламентированном расходе газа перекрывает его подачу. Проще говоря, в дополнение к обычной Vesta там установлены электронный блок, редуктор, газовый фильтр и форсунки. 

— Что касается газового оборудования, все спрятано — вопросов нет. У всех Lada Vesta имеется проблема с уплотнителем капота. Обычно вся грязь и песок летят на мотор и замок, поэтому некоторые владельцы решают этот вопрос, вставляя резинку в капот. Несмотря на то, что изнутри его обработали, по кромке развилась коррозия. В остальном нареканий нет, стаканы целые. Все хорошо. 

Под капотом метановой Vesta всего несколько отличий: электронный блок, редуктор, газовый фильтр и форсунки 

Отсутствие нормальной уплотнительной резинки на капоте — типичный изъян всех «Вест»

Вторая газовая магистраль выходит направо к заправочному люку. Как и в любой бюджетной машине, топливные и тормозные магистрали ничем не защищены. Бензиновый бак, расположенный под задним сиденьем, остался стандартным. Чаще всего хомуты у него ржавеют, но здесь все в пределах нормы.

Баллон «съедает» половину объема багажника

Собственно, сам металлокомпозитный газовый баллон размещен за спинкой заднего сиденья и снабжен встроенным предохранителем и скоростными клапанами, исключающими возможность разрыва баллона и неконтролируемый выход газа при неисправности газопроводов. На глаз он разделил 480-литровый багажник Vesta примерно надвое, половину теперь занимает ГБО. 

Установка ГБО сократила глубину багажника вдвое. По словам Никиты, влезают один чемодан и мелкая ручная кладь

Китайский 90-литровый баллон вмещает 20–22 кубометров газа 

Баллон виден из салона при откидывании любой из частей спинки заднего сиденья — фактически он перекрыл весь проем, так что перевозить крупные грузы теперь невозможно.

— Поскольку внутри баллона находится холодный газ, там образуется конденсат. Внешне он защищен кожухом, но контролем за состоянием ГБО занимаются уполномоченные организации, которые обслуживают эти установки. С точки зрения антикоррозийной защиты автомобиль за три года эксплуатации не имеет критичных нюансов, — итожит Алексей Мухлаев.

Как и в случае с обычной «Вестой», стоит следить за такими слабыми местами, как пороги, лонжероны, сварные швы, усилитель заднего бампера. Отсутствие уплотнительной резинки на капоте и, как следствие, попадающие внутрь соль и влага со временем приводят к коррозии, которая возникает на стаканах и свесе лонжеронов. Самые первые Vesta грешили плохими домкратами, которые заминали пороги, а также ржавчиной на кромке лобового стекла. Возможно, на свежих моделях этих недоработок уже и не будет.

**

— Небольшое количество заправок, особенно в Минске, пожалуй, пока главный минус. Допускаю, что кого-то останавливает отказ нашего дилера продавать, обслуживать и поддерживать гарантию этих модификаций, — считает Никита. — Но значимая экономия на топливе перекрывает все нюансы с лихвой. За три года владения явных изъянов я не заметил. В настоящий момент эта Vesta продается по причине ненадобности: у меня появился рабочий автомобиль, а у моей девушки есть личный, который вскоре будет уже семейным. Так что «велком» на осмотр!

av.by выражает благодарность авторизованному центру антикоррозийной защиты KROWN за помощь в подготовке материала

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments