«Tesla составляет 40% от всех ввезенных электрокаров». Что сегодня происходит на таможне?

  • 23 октября
  • Просмотров 17897

После того, как правила ввоза электромобилей стали гуманнее, многие белорусы начали всерьез присматриваться к EV. Уже сегодня по дорогам нашей страны катается несколько сотен машин без ДВС, привезенных из США, Европы и даже Китая. Прошедший июнь, когда заработали льготы на ввоз электрокаров, выдался самым горячим временем для таможенников. С июля же «электрички» стабильно, но более равномерно поступают в РБ, пополняя автопарк не только Tesla, но и другими моделями вроде BMW i3 или Nissan Leaf. На момент нашего визита в пункте таможенного оформления «Белтаможсервис — ТЛЦ» своих владельцев дожидалась всего парочка экземпляров. Правда, такая картина здесь наблюдается не всегда: бывают дни, когда на стоянке можно увидеть с десяток машин на электротяге.

BMW i3 — раз, Nissan Leaf — дваА где остальные?

Новость об обнулении НДС и таможенных пошлин появилась еще в феврале. Уже тогда белорусы решились на покупку электрокаров. Некоторые машины ввезли даже за несколько месяцев до дня Х, поэтому ничуть не удивительно, что их владельцы медлили с оформлением, дожидаясь, когда изменения вступят в силу. Тем более что услуги хранения авто (на терминалах до 4 месяцев) стоят не так дорого (6 рублей в сутки) по сравнению с пошлинами и налогами. Смысл повременить точно был.

По этой же причине в июне с таможни уезжали сотни электромобилей, а в первый же день, когда в полной мере начали действовать льготы, здесь оформили порядка 45% ввезенных в этом месяце электрокаров. Потом произошел естественный спад, обороты пошли на убыль, но положительная динамика ввоза машин на электротяге сохраняется и по сей день.

Спустя 4 месяца в ПТО «Белтаможсервис — ТЛЦ» обстановка царит спокойная, а электромобили ввозят и растаможивают в штатном режиме без ажиотажного наплыва людей. Некоторые владельцы, уже успевшие пройти необходимые процедуры по оформлению, развеяли все сомнения (особенно касательно НДС).

Во-первых, стало проще в бюрократическом плане: физлицу надо подать лишь пассажирскую таможенную декларацию и документ, отражающий исчисление и уплату утильсбора (544,5 руб. — если электрокар до 3 лет, 816,7 руб. — если старше 3 лет). Во-вторых, действительно не нужно уплачивать НДС и ни о каких лимитах речи тоже не идет.

Обладатели электромобилей, с которыми нам приходилось сталкиваться, не скрывают: о покупке EV задумывались уже давно, но именно законодательные изменения позволили им сделать первый робкий шаг.

Надо признать, что нулевая растаможка для белорусов не в новинку. Ранее в отношении «электричек» уже применялась нулевая ставка ввозной таможенной пошлины — она действовала с сентября 2016 года по август 2017-го. За это время импорт в Беларусь увеличился в физическом отношении почти в 4 раза (по сообщению пресс-службы ЕЭК). Правда, тогда подобный режим не распространялся на физических лиц. Они уплачивали пошлину в размере 48-54% от таможенной стоимости, что фактически являлось заградительным барьером для покупки EV-моделей.

Что изменилось за прошедшие 4 месяца? Количество электрокаров в нашей стране превысило 1,2 тысячи единиц. По словам министра энергетики Виктора Каранкевича, за последние полгода оно удвоилось. Самыми популярными марками являются Tesla, BMW, Nissan — это 80% от всех ввезенных машин. В день нашего визита в ПТО «Белтаможсервис — ТЛЦ» на стоянке в зоне таможенного контроля хранились как раз BMW i3 и Nissan Leaf. Их вот-вот должны оформить и забрать владельцы.

Говорят, буквально пару дней назад здесь в рядок, словно на подиуме в автосалоне, были выставлены даже «нулевые», т. е. новые «Теслы», которые впечатлили местных работников. Битые «электрички» американского производителя, конечно, встречаются чаще. Как нам ранее рассказывал один из экспертов, который занимается доставкой машин из США, с отменой растаможки сильно поврежденные Tesla ввозят как электромобиль, уплачивая только утильбор, а затем попросту разбирают авто на запчасти. Мол, именно с комплектующими в нашей стране напряженка, так что разобрать и продать Tesla по кусочкам сегодня стало неким мейнстримом и, чего скрывать, выгодным бизнесом. 

Как правило, машины сюда доставляют на автовозах по несколько штук, обратно же они уезжают либо своим ходом, либо на эвакуаторе на СТО. На вопрос: «Как часто электрокары стоят с разряженными батареями?» — нам отвечают: «Иногда случается, но обычно все проходит хорошо: машина запускается и едет».

Хапун на Tesla?

В будний день октября на таможне немноголюдно. Вот супружеская пара что-то высматривает на парковке за ограждением. Оказывается, они приобрели мотоцикл в США и пытаются разглядеть, все ли с ним в порядке.

Один из водителей, который занимается доставкой машин из Клайпеды до Минска, наслышан об изменениях относительно ввоза электромобилей, но пока относится к этой теме настороженно.

Купил Tesla на аукционе, а она приехала без батареи

— Хорошо, что отменили пошлину и НДС, но, с другой стороны, ставки на аукционах на «электрички» повысились, поэтому не факт, что будет очень выгодно по цене. Я читал, что Илон Маск разрабатывает Tesla за $20 тысяч для народа. Если она поступит в продажу, тогда я сам ее куплю. Хотя, может, для первого раза приобрел бы Fiat 500е. Что останавливает от покупки сейчас? Наверное, все же отсутствие сервиса и количество электрозарядок (согласно планам «Белоруснефти» зарядных станций для электрокаров к концу года станет более 400 штук, в следующем — 600. — Прим. ред.).

— Безусловно, ажиотаж вокруг электромобилей есть, — подключается к разговору еще один из посетителей ПТО. — Но не уверен, что мы готовы к электрификации транспорта. Дело в том, что пробег у такой машины может быть 20 тысяч миль, а год выпуска — 2014-й. То есть какое-то время электрокар стоял; его батарея уже деградировала и сейчас не выдает заявленной мощности. Вероятно, с разработкой нового поколения АКБ рискну рассмотреть что-то электрическое к покупке, но пока я пас.

По словам таможенников, Tesla составляет 40% от общего числа ввезенных в РБ электромобилей. На момент нашего посещения ПТО за воротами зоны таможенного контроля находились всего две модели — BMW i3 и Nissan Leaf. Вторая «электричка» стояла на спущенных задних колесах, визуально на дверях и заднем бампере виднелись царапины и притертости. Увы, с владельцем машины пообщаться так и не удалось. Зато мы разговорились с молодыми парнями, которые прибыли за немецким ситикаром на электротяге.

Нулевая растаможка? А давай попробуем!

Александр приобрел компактный электрокар BMW i3 полтора месяца назад на французском аукционе. Когда стало известно, что пошлины и НДС обнуляются, многие белорусы сразу же приступили к поискам электрических машин. 

Молодой человек говорит, что с большего это и подтолкнуло его к покупке EV, мол, «халявная растаможка — давай попробуем». Плюс ко всему зарядка для электромобилей пока является бесплатной (плату введут с 1 января 2021 года. — Прим. ред.).

— Сейчас я передвигаюсь на Lexus GS430, а электрокар станет второй машиной в семье. Подыскивать подходящий вариант мне помогал брат, у которого уже есть опыт совершения сделок на аукционах. Поскольку из США тянут в основном «битки», мы смотрели i3 только в Европе, рассчитывая взять целый экземпляр. Так и получилось — там всего лишь несколько царапин, и все. Этот хэтчбек 2017 года с пробегом 37 000 км был привезен из Франции и обошелся на торгах порядка 15 тысяч евро. Вместе с доставкой и всеми расходами он станет нам в $20 000.

На задней оси BMW i3 установлен электродвигатель мощностью 170 лошадиных сил и 250 Нм. Тяговая батарея имеет емкость 33 кВт·ч. Она должна обеспечивать запас хода 180−200 км.

— Бесплатные парковки и отмена дорожного сбора — все это не то. То есть не сильно стимулирует пересаживаться на электрокары, — считает Александр. — Единственный серьезный мотиватор — нулевая растаможка. Мы еще не задумывались, где будем обслуживать машину. Возможно, в клубном сервисе BMW. Полагаю, обещанного запаса хода хватит для ежедневных поездок по городу. С «заправкой» проблем возникнуть не должно: зарядить авто можно от бытовой розетки на 220 В за 7-8 часов, на станции — за 40 минут. Правда, когда введут плату, станет дороговато. 

**

Спустя несколько месяцев после обнуления пошлин и НДС, которые тормозили развитие сегмента EV в РБ, интерес к «электричкам», очевидно, возрос. О точном количестве электромобилей в нашей стране недавно высказался министр энергетики Виктор Каранкевич. По его словам, их более 1,2 тысячи штук (в начале года говорилось о 400).

Однако, по оптимистичным прогнозам «Белоруснефти», к 2030-му в Беларуси будет примерно 435 000 EV. Благо уже сейчас развивается зарядная инфраструктура, а в правительстве обсуждаются варианты субсидий из бюджета на покупку электрокаров. Например, когда старый автомобиль с ДВС получится сдать на металлопереработку, а взамен получить сертификат с четкой и понятной суммой.

Если вы являетесь владельцем электрокара и готовы поделиться личным опытом покупки и эксплуатации — напишите нам на news@av.by. Будем рады вашим письмам! 

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments