Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Поставили машину на учет, а снять уже не смогли. ГАИ: нельзя исключать человеческий фактор

  • 13 октября
  • Просмотров 29010

Случаи, когда покупатель сталкивается с внезапной проблемой перебитого или вваренного VIN, не так уж и редки. Иногда в них можно найти зацепку и понять, в чем была неосмотрительность со стороны владельца: то ли сделка оформлялась по счет-справке (или хуже того — по ксерокопии паспорта), то ли сам автомобиль продавался за полцены, а это никого не смутило.

В сегодняшней истории ничто при покупке машины не предвещало беды. Черная Toyota когда-то пересекла границу, была приобретена по договору купли-продажи, поставлена на учет и уже трижды (!) проходила сверку номеров и ТО. В течение почти 8 лет девушка владела автомобилем и даже представить не могла, что с ним может быть что-то не так. Неожиданный сюрприз всплыл в текущем году, когда Татьяна решила продать кроссовер и поехала в ГАИ снимать его с учета. Увы, не вышло. А дальше знакомый сценарий: подозрения в подлинности VIN, экспертиза, вердикт — машина в угоне. А самое главное — туманные перспективы насчет того, что будет дальше и есть ли смысл судиться за когда-то честно и легально купленный RAV4…

Поставила на учет, а снять с него уже не смогла

Татьяна начинает свой рассказ с того, что автомобиль был ввезен в Беларусь в марте 2011 года. Даже есть его якобы первый паспорт из Испании и документы со штампом Ошмянской таможни. Там указан тот самый VIN, который считался настоящим долгое время.

— До октября 2012-го машиной владела девушка, а затем кроссовер попал ко мне. Дизельная Toyota RAV4 2007 года продавалась по среднерыночной на тот момент цене ($22,5 тыс.). Причем у нее были полная комплектация, отличное состояние, два ключа, — на всякий случай предупреждает девушка. — Иномарка приобреталась по договору купли-продажи, то есть с полным переоформлением в ГАИ (после проверки по базам). Все было чисто. В то время мы и подумать не могли о каком-то темном прошлом.

Придраться к тому, что Татьяна допустила какую-то оплошность при покупке, довольно сложно. Тем более что на учет автомобиль благополучно поставили. А вот снять его спустя 8 лет владения девушка уже не смогла, чему была крайне удивлена.

— В этом году решила продать свою Toyota. Машина у меня ухоженная, со светлым салоном, так что покупатель нашелся в первый же день. 13 июня поехали с ним в МРО ГАИ, где во время сверки номеров инспектор заподозрил видоизменение VIN под пассажирским креслом. Ему показалось, что там есть шпатлевка. Сразу же вызвали опергруппу. Естественно, у меня был шок. Как такое возможно? Милиционеры тут же забрали техпаспорт, выдали расписку о том, что иномарка находится у меня на сохранении до окончания проверки. Кстати, экспертизу назначили достаточно быстро: через три дня.

Увы, экспертиза подтвердила то, во что хотелось верить меньше всего: техпаспорт оказался подлинный, а вот VIN видоизменен. В заключении эксперта от 29.06.2020 говорится, что «первоначальный идентификационный номер на автомобиле подвергался изменению путем наложения и фиксации на маркировочной площадке с первичной идентификационной маркировкой металлической пластины с нанесенной на ней вторичной идентификационной маркировкой».

По словам героини, специалисты снимали обшивку, чтобы определить настоящий вин, и в подтверждение своих слов девушка демонстрирует фото. На первом — место, где была вварена табличка с поддельным VIN, на втором — фальшивая наклейка на дуге, которую не отличишь от оригинала.

— В ходе проверки выяснилось не самое веселое прошлое: машина с настоящим идентификационным номером, по сведениям Интерпола, похищена 09.02.2011 года в Германии и до сих пор числится в угоне. В Следственном комитете Центрального района в возбуждении уголовного дела отказали по двум причинам. Во-первых, истек срок давности, а во-вторых, не установлено лицо, виновное в видоизменении VIN.

Татьяна подчеркивает: самого постановления у нее на руках нет — только уведомление. Чуть позже девушка написала заявление о выдаче копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела и восстановлении пропущенного срока ознакомления с материалом проверки. Основание: в соответствии с п. 2 ст. 178 УПК Республики Беларусь она направляется лицу, в отношении которого принято решение.

Благодаря своей настойчивости 18 августа владелица получила копию административного решения УГАИ УВД Минского облисполкома, а 9 сентября — уведомление от 19.08.2020, в котором сообщается, что регистрация ее автомобиля аннулируется и регистрационные действия не осуществляются.

— С административным решением я не согласна, — заявляет Татьяна и ссылается на п. 53.5 Положения о порядке государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с государственной регистрацией транспортных средств (в ред. постановления Совмина от 18.10.2018 № 747). — Если установлено нахождение машины в международном розыске, то в свидетельство о регистрации должна вноситься запись «Без права снятия с учета», а в графе «Особые отметки» обязан указываться инициатор розыска. Собственник же письменно предупреждается о возможных последствиях эксплуатации автомобиля и его отчуждения. Почему этого не было сделано?

Девушка справедливо возмущена: по факту машина пересекла границу, трижды проходила сверку номеров и ТО, приобретена по договору купли-продажи, а подозрения насчет подлинности VIN возникли только в июне 2020 года во время снятия авто с учета в МРО ГАИ. Получается, Татьяна просто стала крайней в веренице собственников этого авто.

— В ходе расследования установлено, что в 2011-м Toyota пересекла границу Беларуси с видоизмененным номером. Должностными лицами ГАИ МВД были благополучно совершены регистрационные действия, причем неоднократно. Там пояснили, мол, это человеческий фактор. Вроде как нам попался опытный сотрудник, который более 15 лет работает на данном участке. Зато меня лишили законных гражданских прав пользоваться своим автомобилем, а я живу за городом: до поликлиники и детского сада расстояние — около 3,5 км, а транспорт не ходит…

Однако девушка не стала сидеть сложа руки, дожидаясь, когда машину вообще заберут, оставив ее ни с чем. На данный момент она написала заявление в СК (уже дважды) с просьбой выслать копию постановления и разрешить ознакомиться с материалами дела. Также Татьяна направила письмо на имя министра МВД с просьбой вернуть авто в пожизненное пользование. Пока обратной связи нет — остается лишь ждать.

 

— Не знаю, как лучше поступить. Может, мне стоит оспаривать свое право собственности: все-таки был заключен договор. С другой стороны, а вдруг объявится инициатор розыска? Кто его должен искать? Будут ли пытаться вернуть машину? У меня много вопросов без ответов. В феврале исполнится 10 лет, как она числится в базе Интерпола. На мой взгляд, виновата система в целом: у авто были владельцы на территории Беларуси, оформлялся договор купли-продажи. Все по закону. Получается, никто не застрахован от халатного отношения инспектора ГАИ. Все просто умыли руки и говорят: мы не знаем, что с вами делать. Так быть не должно.

**

Чтобы расспросить о перспективах разрешения подобной ситуации, мы обратились за комментарием к адвокату, кандидату юридических наук Улаховичу Илье.

— В подобных случаях судьба машины решается в гражданско-правовом порядке. При отсутствии претензий у первоначального правообладателя, т. е. лица, кому данный автомобиль принадлежал до его хищения, нужно обратиться в суд с иском о признании права собственности за добросовестным приобретателем. Согласно белорусскому законодательству имущество, выбывшее из владения вследствие хищения, может быть изъято в том числе и у добросовестного приобретателя.

Татьяна переживает, что без техпаспорта, результатов экспертизы и копии постановления об отказе в возбуждении уголовного дела она не сможет подготовить исковое заявление в суд. По мнению юриста, имеющихся у девушки документов для этого вполне достаточно.

На момент публикации материала мы связались с героиней статьи, чтобы узнать, есть ли какие-то подвижки в ее деле. По словам Татьяны, 1 октября она получила письмо из главного управления ГАИ МОБ МВД РБ.

— Принято новое административное решение, согласно которому мне отказано в снятии автомобиля с учета. Кроме того, там установлено следующее: заменить свидетельство о регистрации с внесением в отметки первичного номера и информации о розыске, а также зафиксировать сведения о запрете снятия с учета в базе данных. Однако до сих пор в ГАИ Минской области нет никаких данных по этому решению, поэтому техпаспорт заменить пока не могут.


Мы продолжим следить за ситуацией и обязательно расскажем о финале этой истории.

Фото: личный архив Татьяны

Если вы столкнулись с проблемой или мошенничеством при купле-продаже авто и хотите рассказать об этом, чтобы предупредить людей о возможных ошибках в будущем, — пишите нам на news@av.by. Будем рады вашим письмам!

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments