Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Все на техосмотр? УП «Белтехосмотр» приводит доводы за в ответ на против водителей

  • 10 сентября
  • Просмотров 38130

Более половины зарегистрированных в Беларуси автомобилей ездит без пройденного техосмотра. Такое предположение ранее сделало руководство УП «Белтехосмотр», которое не меньше водителей рассчитывает на отвязку уплаты дорожного сбора от техосмотра. Хотя в правительстве ее обещают давно.

Лукашенко поручил отвязать дорожный налог от техосмотра

Сначала автомобилисты ждали изменений к апрелю 2019 года, потом — к январю 2020-го. Спустя полгода снова заговорили о наболевшем. В начале июля Александр Лукашенко поручил обеспечить «совершенствование порядка взимания госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении без привязки к прохождению техосмотра». Чуть позже заместитель премьер-министра Беларуси Владимир Кухарев упомянул о том, что нормативные документы уже готовы и решение будет принято в ближайшее время. С тех пор — тишина. Как видите, последние новости никак не приблизили подписание долгожданного указа.

Все на техосмотр! Региональные станции ТО получили странные письма-рекомендации

Минус 10-12% ежегодно. Пора что-то менять?

В руководстве УП «Белтехосмотр» давно бьют тревогу, связывая снижение транспорта на станциях диагностики с необходимостью изменений. Вот небольшой статистический штрих. За 8 месяцев текущего года выдано 495 251 разрешение на допуск транспортных средств к участию в дорожном движении, что на 37,4% ниже уровня аналогичного периода прошлого года (791 157 разрешений). Начиная с 2015-го фиксируется ежегодный спад количества полученных разрешений в среднем на 10-12%. При этом число зарегистрированных ТС составляет более 3 млн единиц и неуклонно растет на 2-3% каждый год.

За май — минус 40%. Почему до сих пор не принят проект указа о техосмотре?

На предприятии не скрывают: все это сказывается и на экономических показателях организаций, работающих в данной сфере, и на зарплатах сотрудников. Кроме того, на некоторых станциях диагностики сокращается рабочий день, есть и примеры закрытия по причине непродления разрешения или банкротства. На сегодня функционирует 240 диагностических станций по всей Беларуси.

Естественно, руководство предприятия призывает приезжать на техосмотр. Самый важный аргумент, который используют для обоснования его необходимости, — это проверка состояния автомобиля. Мы в свою очередь подготовили ряд контраргументов, на которые согласились ответить представители УП «Белтехосмотр».

Документы готовы: дорожный сбор больше не будет привязан к техосмотру

За и против техосмотра

Итак, первый довод. По статистике УГАИ МВД за 2018 год, виновниками ДТП стало менее 1% машин c неисправностями. На текущий момент в ГАИ затруднились назвать точные цифры, сославшись на то, что экспертиза проводится только в случае аварии с пострадавшими (с учетом степени телесных повреждений). Тем не менее в рейтинге причин техническая неисправность автомобиля стабильно занимает одну из последних строчек. Получается, нет прямой связи, а это значит, что и актуальность техосмотра — под большим вопросом.

На это заявление у представителей предприятия есть возражения. В частности, замдиректора УП «Белтехосмотр» Пиульский Владимир объясняет низкий процент несовершенной системой учета.

— В Беларуси автотехническая экспертиза не проводится при любом ДТП, а только при наличии погибших или пострадавших. Нередко в протоколах фигурируют такие формулировки, как «не справился с управлением» или «не выбрал безопасную дистанцию или скорость», хотя за ними могут скрываться серьезные неисправности машины — например, неработающая система тормозов. Так что верить этим цифрам нельзя. К примеру, в России фиксируется более 15% подобных аварий.

ГАИ: «Виновниками ДТП становятся менее 1% машин c неисправностями»

Один из частых аргументов в пользу техосмотра — необходимость контроля за техническим состоянием автомобиля. Однако почему в ходе проверки на станциях ТО упускают некоторые аспекты безопасности, связанные с наличием/работоспособностью подушек безопасности, электронных систем и целостностью кузова (это особенно актуально в отношении пригнанных из США машин)?

Пиульский Владимир пояснил, что проверка проводится на соответствие требованиям технических нормативных актов посредством контрольно-диагностических работ (без регулировки, разборки-сборки и пр.).

— Еще отмечу, что подходы к проведению гостехосмотра в Беларуси аналогичны методам и перечню проверок, регламентированных в ЕС и ЕАЭС. Они соответствуют и директиве № 2014/45/ЕС Европейского парламента и Совета ЕС, и отчасти техрегламенту Таможенного союза, и, конечно же, действующим ПДД в Беларуси. Если, к примеру, на наличие подушек безопасности не смотрят в других странах, то почему мы должны это делать?

Пиульский Владимир, замдиректора УП «Белтехосмотр»

Его коллега, Ващило Михаил, начальник управления ГТО, подтверждает, что проверка данных параметров не предусмотрена техническим кодексом, хотя не исключает, что диагностика подушек безопасности скорее целесообразна.

— Даже если такие требования ввести, необходимо устанавливать программное обеспечение и приобретать допоборудование, что в конечном счете удорожило бы процедуру техосмотра. А вот чтобы проверить целостность кузова, в частности стойки, надо проводить разборочно-сборочные работы, а это уже означает нарушение конструктивных особенностей автомобиля, что недопустимо согласно технической нормативной документации.

Ващило Михаил, начальник управления ГТО

В Европе некоторые станции при выявлении неисправности обязывают владельца устранить дефект на месте и не выпускают машину на дороги общего пользования. У нас же просто указывают на недостатки, но позволяют уехать на стороннюю СТО и отремонтировать автомобиль там. Даже если это нерабочие тормоза. Хотя перегоревшая лампочка поворотника тоже может спровоцировать ДТП. Почему не устранять подобные нюансы прямо на станции?

— С одной стороны, если субъект хозяйствования разместит на территории диагностической станции еще и станцию техобслуживания, никто возражать не будет. Соответственно, автовладелец, заинтересованный в получении данной услуги, обратится туда, — рассуждает Пиульский Владимир. — Главное, чтобы не было манипуляций и злого умысла признать заведомо исправное авто не соответствующим установленным требованиям, в связи с чем предлагать (навязывать) услуги своей СТО.

Здесь уместно привести в качестве примера опыт Литвы, где один субъект не может одновременно и осуществлять контроль в рамках техосмотра, и ремонтировать машины. Почему? Опять-таки все очень просто: работник найдет якобы неисправные узлы и агрегаты, чтобы заработать на их ремонте. В этом плане коррупционные явления неизбежны, а потому должен действовать принцип независимости. Тем более у нас рядом со многими станциями диагностики находятся СТО, где можно устранить неполадки.

— Помню, когда-то давно, когда я был еще далек от техосмотра, ездил на одну станцию, где мне не единожды озвучивали нарушение регулировки света фар. За стенкой у них находилась СТО, где делали корректировку, — приводит пример из личной жизни Ващило Михаил. — Ее стоимость копеечная, однако то же самое находили и у моей супруги, и у моих знакомых, которые приезжали на ту же станцию. Наличие сервиса может толкать на злоупотребление своими услугами. Кто мешает инженеру сместить пучок света, а затем выставить вам счет? Попробуй потом опровергнуть!

Есть мнение, что техосмотр не дает гарантии, что через пару часов автомобиль не заглохнет на дороге. Как с этим быть?

— Безусловно, технике свойственно ломаться. При гостехосмотре оценивается техническое состояние машины в момент ее нахождения на станции. Выезжая за ворота, владелец продолжает эксплуатировать автомобиль. Как он это делает и как обслуживает — это уже вопрос к нему, — подчеркивает замдиректора УП «Белтехосмотр». — Даже в ПДД закреплена норма (пп. 9.3 пункта 9): водитель обязан поддерживать ТС в технически исправном состоянии, проверять его перед началом движения, а также содержать в чистоте стекла и внешние световые приборы.

На данный момент ответственность за допущенное к движению ТС нигде законодательно не прописана. Однако в Белорусском государственном университете транспорта в Гомеле готовится научная работа про усовершенствование системы гостехосмотра. Возможно, автор вынесет на обсуждение какие-то предложения по изменениям.

— Приведу пример из личной жизни, — добавляет Ващило Михаил. — Когда-то у меня имелся дизельный VW Passat B5. У него лопнула тормозная трубка, вытекла вся жидкость. Как выпускать такую машину? Являясь адекватным автовладельцем, я должен был вызвать эвакуатор, так как ехать без тормозов небезопасно. Благо рядом со станцией, в 100 метрах, находилась СТО. Но давать гарантию на такую машину невозможно. Конечно, подобная практика привлекла бы часть автолюбителей, но этот вопрос лежит уже в коммерческой плоскости.

Зачем проходить ТО новой машине, если она на время гарантии обслуживается у официального дилера? Что в ней может быть неисправно? (Здесь и далее на вопросы отвечает замдиректора УП «Белтехосмотр» Пиульский Владимир. — Прим. ред.)

— Это формальность. Понятно, что в отношении транспортного средства, с года выпуска которого не прошло более двух лет, гостехосмотр не проводится, т. е. машина не заезжает на линию. Владелец не позднее 10 дней после регистрации автомобиля обязан оплатить госпошлину и обратиться за разрешением на допуск к участию в дорожном движении. Важно его получить, чтобы и выехать за границу, и не подвергаться административной ответственности.

Есть нарекания и по части упрощения процедуры техосмотра с точки зрения документов. Ранее говорили про электронные карты, QR-код вместо наклейки. Когда это претворят в жизнь?

Кое-какие изменения произошли уже в этом году. К примеру, с января убрали медсправку, а в апреле упразднили сертификат о прохождении техосмотра. В настоящее время предприятие движется в сторону цифровизации услуг, процедур и документов. Однако все упирается в правовое регулирование этих вопросов: их закрепление в нормативных правовых актах на уровне главы государства, правительства, курирующего министерства, локальных правовых актов.

— Поскольку у «Белтехосмотра» уже есть информационная система с базой автомобилей, прошедших гостехосмотр, и возможность проверить внесение пошлины, то организовать выдачу разрешений в электронном виде по аналогии со страховками труда не составляет.

Сертификат отменили — про дорожный сбор забыли. Что происходит на станциях техосмотра после 1 апреля

Ранее на предприятии рассказывали о подробностях изменений: результаты диагностики реально присылать прямо на смартфон, карту можно будет распечатать, а разрешение на допуск станет выглядеть как QR-код. В нем окажутся «зашиты» все диагностические работы, информация о собственнике, масса авто, госномер, дата проведения техосмотра, срок действия разрешения. Последнее — специально для того, чтобы избежать попыток изменить этот параметр. QR-код получится распечатать, предоставить в электронном виде проверяющему — например, инспектору.

— Предложения уже направлены в Минтранс. У нас практически все готово, технически мы можем работать по-новому хоть сегодня. Конечно, это упростит процедуру техосмотра для автовладельцев. Вместе с тем есть и граждане, которым недоступны современные технологии. Не вижу проблемы — им можно распечатывать разрешение на бумажном носителе.

«Наклейка на стекло — вчерашний день». Разрешения на допуск к дорожному движению станут электронными

Сейчас для многих белорусов отвязка техосмотра от госпошлины видится переломным моментом в привлечении людей на станции. Неужели больше нет никаких альтернатив по стабилизации обстановки?

Надо отметить, что за последние два года на обсуждение выносились разные варианты, как взимать дорожный налог: включить в топливо, привязать к пробегу и т. д. Ко всем из них имеются вопросы по части реального воплощения в жизнь.

— Мы не против отвязки, но выступаем за гибкость взимания дорожного сбора. Это главный изъян всего механизма оплаты налога. Как быть с теми автовладельцами, которые эксплуатируют машину не круглый год, а ездят, к примеру, лишь 3 месяца на дачу? Есть одна альтернатива, которая, на наш взгляд, была бы выгодна всем. Допустим, оставить периодичность прохождения техосмотра (на 6, 12 или 24 мес.), а разрешения выдавать на тот срок, за который внесена госпошлина. Водитель может продлить его, приехав с квитанцией либо внеся платеж удаленно (например, посредством личного кабинета на сайте УП «Белтехосмотр») по аналогичной схеме. Возможно предусмотреть ту же скидку в 20% при условии оплаты сразу за год.

Чтобы было понятнее, приведу пример. Допустим, временные рамки действия разрешения — 1 год, а владелец погасил госпошлину сроком на 2 месяца. В базу будет внесена соответствующая информация. По прошествии этого промежутка он снова заплатит за конкретный период (до 10 месяцев) и т. д. Спустя год автомобиль опять приезжает на техосмотр, чтобы получить разрешение. При этом отпадает необходимость отвязки и создания дорогостоящих систем контроля платы за дороги. Потребуется лишь небольшая доработка АИС. С нашей базой сделать это легко и реально. Однако, к сожалению, нас никто не слушает и не спрашивает.

Уже давно заключено соглашение о взаимодействии с Госавтоинспекцией, в рамках которого производится обмен сведениями. В частности, ГАИ в режиме реального времени может узнать о прохождении техосмотра и действующем разрешении. Доступ есть. Другой вопрос — как они этим пользуются.

Доступ открыт. База данных техосмотра РБ появилась в Интернете

Критика контроля: каким он должен быть? Принцип неотвратимости наказания никто не отменял. Некоторые наши читатели писали, будто сотрудники ГАИ в последнее время не штрафуют водителей за непройденный техосмотр.

— Что касается контроля, то он должен быть действенным. Можно ввести непомерно высокие штрафы, однако без механизма мониторинга они неэффективны. Создание системы контроля без объективной ответственности тоже бессмысленно. То есть необходимо сочетание обоих подходов.

А что насчет перенастройки камер на отслеживание оплаты техосмотра? Ранее в компании «Безопасные дороги Беларуси» говорили, что такая техническая возможность есть.

Любой датчик скорости реально наладить под новый функционал. Таким образом, получая данные о всех транспортных средствах, возможно сверять их с базой УП «Белтехосмотр». Точно так же, как и за превышение скорости, владелец рискует получить «письмо счастья» за непройденный техосмотр. Этот механизм реализуем с технической точки зрения уже сегодня. По какой причине нынешние системы фотофиксации не могут перенастроить в быстрые сроки — вопрос к законодателям.

«Письма счастья» за непройденный техосмотр — это реально. Разбираемся, как устроены камеры скорости

Впрочем, только в профильных ведомствах расскажут и о том, почему затягиваются сроки принятия решений касательно механизма взимания сбора. На протяжении последних полутора лет рассматривалось два основных подхода. Первый — отвязка техосмотра от дорожного сбора с налаживанием системы контроля. Второй — включение в топливо. Судя по всему, выбрали третий путь — поставили все на паузу. 

— Насколько это актуально на данный момент? Возвращаясь к статистике, снижение количества выданных разрешений — почти 40%. И это критическая цифра. Пора хоть что-то менять.

«Белтехосмотр»: «Не мы готовим. И с нами не советуются». Отвязывать налог от ТО не спешат

Один из водителей, который приехал на станцию диагностики, солидарен с этим на 100%. Владелец Citroen поясняет, что сумма госпошлины сильно бьет по его карману.

— Если бы налог включили в бензин — платил бы с удовольствием. Последние 4 месяца я не работал из-за коронавируса, так что бус простаивал. Еще одну из машин сейчас продаю, а деньги за погашенную пошлину за оставшиеся полгода мне никто не вернет. Может, рассчитываться за месяц и удобнее, но более справедливо включить налог в топливо. Я езжу много, а моя жена — только 12 км в день. Почему мы платим одинаково?

Когда примут указ? Надейся и жди!

По сложившейся за последний год традиции мы в очередной раз связались с Минфином, чтобы узнать, на каком этапе находится согласование проекта указа.

— На данный момент его передали в Администрацию президента. Документ содержит максимальные доработки, которые предложили заинтересованные ведомства. Осталось только обосновать и подписать его у главы государства. Как и когда это случится — лучше уточнять там.

Ранее в Администрации президента ситуацию комментировали так: «Все ответы следует получать у разработчиков, пока проект не подпишет глава государства». В Минфине же не исключают, что все разрешится в ближайшее время. Однако мы уже слышали подобные прогнозы не раз — увы, ничего не сдвигалось с мертвой точки… Впрочем, нам ничего не остается, как держать руку на пульсе и ждать изменений.

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments