Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Ищу в идеале, а предлагают один хлам! В каком состоянии чаще всего продают машины белорусы

  • 29 августа
  • Просмотров 32854

Дети в школах скоро сядут за парты, а курс доллара в обменниках перешагнет психологический рубеж в 3 рубля. Об этом настойчиво твердят в соцсетях и telegram-каналах. И хотя можно не верить на слово, но относиться к этому с легкомыслием нельзя. Автомобили — технически сложный товар, стоимость которого привязана к курсу валюты. И он, этот курс, в последние дни с пугающей скоростью меняется. Что же происходит на вторичном авторынке Беларуси? С одной стороны, 140-й указ позволил обновить автопарк за счет свежих машин из США и Европы, однако не всем белорусам 3-5-летние иномарки по карману.

Многие ищут машину, располагая скромным бюджетом в 5 тысяч долларов, и обычно сталкиваются с вариантами «на коленях». Даже в сегменте до $10 000 подобрать достойную «бэушку» получается далеко не с первого раза. О том, легко ли найти «живой» автомобиль, как понять, что вас хотят обмануть, и на чем экономят белорусы, нам рассказали автоподборщики и СТО, которые не понаслышке знают об изнанке вторичного рынка и готовы поделиться частным мнением.

Найти что-то «живое» дешевле $8-10 тысяч сложно

Артур и Костя занимаются автоподбором в компании Selectcar более 3 лет. За это время они пересмотрели тысячи машин и заверяют, что отыскать что-то достойное на внутреннем рынке сложно, но можно: многое зависит от бюджета и запросов конкретного покупателя.

— В ценовом сегменте до 5-6 тысяч долларов чаще всего ищут хэтчбеки с объемом двигателя 1,0-1,6 литра. Самые ходовые варианты — это Toyota Yaris, Skoda Fabia, Ford Fiesta, Mazda 2, Chevrolet Aveo, Suzuki Swift. Если поднять планку бюджета чуть выше (до $10 000), то, как правило, к нам обращаются за подбором российских «бюджетников» вроде Hyundai Solaris/Accent, Kia Rio, Volkswagen Polo или Skoda Rapid.

«Подумаешь, вышел новый Rapid!» Готовы ли белорусы сбрасывать цену на свежие «бюджетники» 

С суммой до 15 тысяч долларов уже смотрят седаны (Toyota Camry, Honda Accord, Mazda 6, Ford Fusion, Audi A4 B8), универсалы (Volkswagen Passat B8, Renault Talisman, Ford Mondeo), кроссоверы (Nissan Qashqai, Mazda CX-5, Kia Sportage) и минивэны (Citroen C4 Grand Picasso, Renault Scenic) разных марок и моделей.

В том числе машины свежих годов выпуска, которые пригнаны из США и Европы (спасибо указу № 140). В сегменте от $15 000 просят найти автомобили премиальных марок. Например, спросом пользуются универсалы Audi A6 С7 или BMW 5 серии (F11), «паркетники» BMW X5, Audi Q5, VW Tiguan, Ford Escape, минивэны Volkswagen Sharan, Ford C-Max или Renault Espace

Минивэны из Европы. Какие машины не старше 5 лет предлагает рынок 

Одинокая женщина, двое детей, есть $3 тыс.

По словам автоподборщиков, во время поисков «неплохой машины» имеет смысл стартовать хотя бы от $3 тысяч. И то ребята берутся за подобные предложения в порядке исключения.

— К примеру, одинокой женщине с двумя детьми нужно на чем-то ездить, но у нее есть всего 3 000 долларов. Понятное дело, возьмемся за такую работу, чтобы найти максимально простой, но надежный автомобиль. А вот понтовую BMW E46 за эти же деньги искать точно не будем. Да и зачем, если они гнилые, хорошо битые или с серьезными проблемами по двигателю? Редко, но проверяем и очень дорогие экземпляры. Помню, Land Rover Range Rover Velar за $86 тыс. или Audi A7 в районе 60 000 у. е. Вообще более-менее «живой» сегмент начинается от $8-10 тысяч (классом попроще и свежего года выпуска). Если ценник ниже, то уже сложнее набрести на что-то стоящее.

За рулем Range Rover чувствуешь себя английским лордом

Чаще всего люди приходят с такими запросами: первое авто, двух-трехлетние «бюджетки», свежий дизельный универсал или минивэн из Европы, «паркетники» от $10-20 тысяч, 5-дверные хэтчбеки на «автомате» до $10 000. Бывало и такое, что желают найти конкретную модель (например, ищем только Mazda 6 3 поколения в рестайлинге, и точка) или Mazda CX-5 обязательно красного либо белого цвета (серый и черный даже не брать в расчет). Что делать, если ничего нормального по этим узким параметрам нет? Одно из двух: или расширять рамки поиска, или увеличивать бюджет. Иногда достаточно добавить ту же $1 000 — и машина находится.

Всегда в цене. Самая популярная «бэушка» на белорусском рынке 

7 из 10 продавцов обманывают или что-то скрывают

Отдельного внимания заслуживает стремление продавцов обмануть, что-то недосказать или скрыть какой-то дефект. По статистике автоподборщиков, это происходит в 80% случаев. Однако за время своей работы ребята научились распознавать ложь еще на этапе просмотра объявления в интернете или телефонного звонка и готовы дать советы.

— Некоторые продавцы пишут не объявления, а настоящие мемуары. Другие же ограничиваются парой-тройкой ходовых слов вроде «в хорошем состоянии», «машина полностью обслужена» или «вложений не требует». Кому верить? В обоих случаях авто может оказаться «уставшим» или с аварийным прошлым. Так что описание — это верхушка айсберга. С фотками наши люди иногда креативят. Видел однажды, как владелец сфотографировался на фоне своей машины в костюме динозавра! Не знаю, помогло ли ему это в продаже, но внимание он точно привлек. Еще вариант — сделать фото популярной у пацанов BMW E39 в шоу-руме дилерского центра или на фоне дорогих коттеджей. Вот это уже уловка, своеобразный психологический момент. Раз машина находится в таком крутом месте, значит владелец — богатый человек, а следовательно, и обслуживал автомобиль хорошо. Хотя это далеко не так.

То же самое можно сказать и про качество снимков. Если какой-нибудь автохаус или столичный перекуп научился за годы работы подбирать правильный ракурс, как я говорю, в три четверти, то это не гарантия того, что за красивой оберткой не окажется автомобиль после серьезного ДТП. Скрытые номера — отдельная тема. Изначально перекупы прятали их за тряпочкой или замазывали в фотошопе. Сейчас же часть автовладельцев делает аналогичное, листая объявления и просто повторяя за ними. Зачем — до сих пор не понимаем!

Почему продавцы запрещают рассказывать правду о своих автомобилях? 

С опытом выявить перекупа не так уж и сложно: по местам, в которых они часто фотографируют машины, по лайфовским симкам, даже по подписям в объявлениях. К примеру, «велком», «Минск», «Беларусь», «продавец», «хозяин», «звоните», «Виталий Петрович» или женское имя. Люди стали чаще пользоваться такими сервисами, когда с помощью номера телефона можно узнать, сколько по нему продается автомобилей. Однако и это не всегда помогает. В телефонной беседе лучше спросить, кто обладатель авто по техпаспорту, уточнить время владения, когда менялось масло, какие запчасти ставились и где обслуживалась машина.

По возможности следует попросить фото техпаспорта, чтобы сопоставить год выпуска и проверить VIN по базам. Даже такие безобидные вопросы, как «Сколько человек приезжало на осмотр?» или «Как давно продается автомобиль?», могут навести на определенные мысли о том, что с машиной что-то не так. Есть вероятность, что в каких-то нюансах продавец начнет плавать или, наоборот, расскажет правду. Однако не исключено, что он выберет стратегию юлить до конца.

«Белорусы толкают один хлам». Перекупщик о реалиях авторынка, рисках и доходе 

«Пишут: вся в огне! А по факту "движок" в масле и кузов в дырках»

Автоподборщики признаются, что, даже проанализировав объявление и созвонившись с владельцем, вероятность обмана велика. Мол, расспрашиваешь про машину — все хорошо, приезжаешь — слезы наворачиваются. Чаще всего люди недоговаривают про состояние кузова, пробег и работу мотора/коробки.

«Мотать пробег не позволяет совесть». Что предлагает авторынок в Малиновке летом 

— Разговор мы всегда начинаем с кузова. Первое — определить, есть ли видимые дефекты, коррозия, «жуки», отличия элементов по цвету, просады шпатлевки, подтеки лака или «вулканчики» (мусор под лаком). Проверить болты и крепления съемных элементов на предмет снятия/установки (если автомобиль не старше 5 лет).

Второе — заглянуть под капот, чтобы найти подтеки масла, послушать звук двигателя на случай выявления посторонних звуков, вибраций или «троений». В-третьих, осмотреть салон. Если человек говорит про 150 тыс. км пробега, а там разорвано водительское сиденье, затерт руль или кулиса КПП, то есть подозрение, что километраж отмотан. Далее имеет смысл подключить инструментальную проверку: пройтись толщиномером по кузову, почитать ЭБУ, провести короткий тест-драйв и испытать авто в движении (как ведут себя коробка, мотор, тормоза при разгоне/торможении).

«Пожалуйста, смотрите. Я ничего не отрицаю

Финальный этап — диагностика ходовой на подъемнике СТО. С этого начинать точно не стоит: если машина сварена из двух половинок или «перевертыш», то какая разница, что у нее с подвеской? Вот реальный пример. Недавно изучали Volkswagen Passat CC из Америки. В ходе проверки определили толстый слой шпатлевки на стойке и крыше. При этом продавец божился, что никаких аварий не было, мол, машина вся в «родне». А владельца Mercedes-Benz C-class (W204) из Витебска не остановило, что мы из Минска, то есть предстоит дальняя дорога. По телефону он утверждал: «Машина в огне!» Когда же мы приехали, поняли: зря потратили время. Автомобиль сильно бит, салон порван, на приборной панели горит ошибка по двигателю.

Повреждена крыша или стойка — сразу нет

По мнению автоподборщиков, если машина побывала в серьезной аварии, с нарушением геометрии кузова и повреждением несущих элементов (крыша, центральные стойки, проемы, задние крылья, лонжероны), то от такой покупки лучше отказаться.

— На первом месте всегда стоит вопрос безопасности. Если в дешевом старом экземпляре шпатлеваны задние арки, перекрашен капот и крышка багажника с «жучками», то это не «криминал». Представьте другую ситуацию: авто намотало на столб, центральную стойку вытягивали, шпатлевали. Порой случался удар такой силы, что задние крылья сминались аж до задних сидений. Продавец же упрямо отвечал: «Ой, не надо мне ничего говорить. Мотор — это сердце машины, а все остальное не так важно».

Толщиномер не врет. Проверяем машины из США: «Капот и крыло заменили, а на крыше шпаклевка» 

Если двигатель нуждается в ремонте, коробка АКПП «пинается», то вряд ли человек купит такой автомобиль. Исключение — у него знакомый на СТО, который сделает ремонт по низкой расценке, или он сам привезет нужную запчасть из Литвы. Есть и такой критерий отказа, как «по совокупности факторов». Куда ни глянь, какой-то «косяк»: «жучки» на арках, грязный салон, стертый руль, горит Check Engine, стучит подвеска, под замену тормозные диски… Вроде все устранимо, но надо тратить время и деньги. И немало. Не стоит ли тогда поискать что-то немного дороже, но получше?

Мотор в масле, дырки в арках. Ответ продавца: «А что не так?»

Артур и Костя не спешат сводить всех белорусских автолюбителей под одну гребенку. Мол, экономят на запчастях, даже на элементарном обслуживании, машины укатывают до состояния хлама, а потом продают в таком виде, какой есть.

— Конечно, попадаются экземпляры, когда владельцы тянут до последнего, чтобы заменить масло или перебрать подвеску. Иногда даже салон не убирают несколько лет или передвигаются на «лысой» резине…

На все замечания отвечают примерно так: «Ай, ничего страшного. Еще поездит!» Однако есть и другие хозяева машин. Они строго соблюдают регламент в 7-10 тысяч км, заливают только оригинальное масло, имеют документы с полной историей, заказ-нарядами, чеками.Помню, смотрели Toyota Corolla 2007 года. Машину привезли из США — вроде должна быть «бита и крашена». На удивление, кузов в родной краске, технически авто безупречно, с чистой историей, с гаражным хранением в зимнее время года. Владелец машины даже поставил уплотнительные резиночки на дверях, чтобы те закрывались аккуратнее! 

«Не нужно гнать на перекупов». Перегонщик из 90-х рассказывает о ситуации на авторынке 

Увидели Opel Omega — и ужаснулись

От одного Opel Omega, наоборот, хотелось бежать. В салоне грязно, дырки в задних арках, заклеенные изолентой, а за время проверки натекла внушительная лужица масла. И что вы думаете? Продавец искренне недоумевал: «А в чем проблема?»

Найти что-то «живое» на рынке все же реально (при адекватных параметрах и бюджете). Хотя есть модели, с которыми придется помучиться. Думаете, легко купить народного любимца Passat B6 или «пятерку» BMW E39 с трехлитровым «дизелем» в идеале? Такие машины обычно уходят в руки знакомым, а на рынке остается один хлам. Заметил, что срок жизни автомобилей сокращается, поэтому согласен с фразой: «Раньше машины делали инженеры, а сейчас — маркетологи». С другой стороны, про иномарки, выпущенные в 90-х, скажу так: какими бы надежными они ни считались, их время уже прошло…

По словам автоподборщиков, если к состоянию сложно придраться (пусть автомобиль и в идеале!), торг все равно никто не отменял.

— Один из реальных примеров. Nissan Qashqai 2017 года, пробег — 17 тыс. км, еще на гарантии, торг — $3 100. Это заблуждение — торговаться только на нюансы. Возможно, человеку срочно нужны деньги. Быть может, он уезжает за границу либо поставил цену выше рынка. Главный совет таков: не стесняться предлагать. За торг никого не бьют. Если хотите скинуть $500, смело озвучивайте 1 000 долларов! Это чистая психология, так называемый эффект холодного душа. Скорее всего, вы сойдетесь в цене где-то посередине, но и вы, и продавец в итоге останетесь довольны.

Рынок замер

— По нашим наблюдениям, в Минске выбор машин все же получше. Это объясняется и быстрым обновлением автопарка в столице, и качеством сервиса, и более высоким уровнем дохода людей. Хотя в регионах тоже попадаются ухоженные варианты.

С ценами на «бэушку» положение дел следующее: с момента введения 140-го указа стоимость упала. В марте нас накрыл коронавирус, который также повлиял на снижение цен, однако со стабилизацией обстановки спрос внутри Европы вырос, а следом и стоимость машин вернулась к прежнему уровню. В настоящий момент цены замерли: приток автомобилей из ЕС сократился по причине невыгодного курса (конверсии доллара к евро), из России что-то везут, но мало и в основном юрлица. Так что внутренний рынок сейчас в ожидании и спрогнозировать ситуацию на 2-3 месяца вперед сложно.

Притянули на эвакуаторе Audi — у нее развалился ШРУС

Оценить состояние белорусской «вторички» мы попросили и представителя обычной СТО. Наш собеседник — Евгений. Он является директором станции, сотрудники которой занимаются ремонтом и обслуживанием разных марок авто. По словам мужчины, к ним приезжают машины в разных сегментах — от гольф-класса до представительского. Если говорить про возрастные рамки, то обычно это экземпляры 2000-2019 г. в. Более старые машины либо не поддаются качественной диагностике, либо там побывали руки «гаражников», которые «нахимичили» так, что ремонт по технологии уже невозможен.

— Чаще всего к нам заглядывают на плановое обслуживание, но в процессе мы проверяем ходовую, элементы тормозной системы, а также указываем, что еще необходимо заменить или отремонтировать, — рассказывает директор СТО TOP CRAFT. — Как правило, больше всего страдает подвеска. Иногда видим, что в некоторых экземплярах ее не ремонтировали годами.

Не сказал бы, что белорусы повально «убивают» свои автомобили и тянут с ремонтом до последнего, но сэкономить стараются на всем. Однажды на эвакуаторе прибыла Audi: у нее развалился ШРУС, который давным-давно надо было поменять. Причем он уже издавал характерные звуки, но владелец никакого внимания на них не обращал. Мол, машина же заводится, ездит, а то, что там что-то скрипит-свистит, на скорость не влияет… В итоге на трассе вывалилась полуось, к тому же оказались повреждены поворотный кулак, шаровая опора, рычаг и крыло.

Белорусы будут чинить авто в гаражах? Чем обернется запрет на ремонт б/у запчастями 

А вот другой пример: Porsche Boxster 2001 года выпуска. Хозяин очень любит свой автомобиль и готов вкладывать в него столько денег, сколько потребуется (от замены съемной крыши до ремонта электрики).

Экономят на запчастях многие, укатывают до хлама — единицы

По заверениям Евгения, в последнее время владельцы хотят сэкономить на запчастях, однако чаще всего это элементы комфорта и безопасности.

— Допустим, ездят с неисправным стеклоподъемником задней двери, откладывают ремонт системы кондиционирования или не спешат менять нижние пластиковые защиты кузовных элементов. Что касается подвески и тормозов, то с этим стараются не шутить. Но есть и те, кто передвигается с полурабочей тормозной системой. Слышал про запрет на б/у запчасти и считаю, что это неправильно. Человек сам решит, какую деталь ему ставить, главное — она не должна влиять на безопасность. Мы же работаем с новыми запчастями.

Кроме того, наметилась тенденция, когда на станцию привозят машины для осмотра перед покупкой. Обычно требуется поменять что-то по подвеске или же рекомендуется профилактика тормозов, замена масла и фильтров, заправка системы кондиционирования и так далее.

— На мой взгляд, белорусский вторичный рынок скорее живой, чем мертвый. До состояния хлама автомобили укатывают единицы. И это происходит по причине нехватки средств. Помню, владелец Nissan Almera доездился до того, что там было практически все неисправно: и почти все элементы ходовой, и мотор, и тормоза. Эксплуатировать такую машину попросту небезопасно. А случается и наоборот. К нам даже обладатели стареньких Passat (B3, B4, B5) и Audi A6 заезжают, чтобы заменить масло, ГРМ, свечи зажигания или датчик температуры.

В целом ругать белорусов, мол, они эксплуатируют один автохлам, не хочется: многие смотрят за машинами. Разве что посоветовал бы приезжать на сервис своевременно, а не тогда, когда все начинает стучать и отваливаться по дороге на работу или, не дай бог, в школу либо детский сад.

av.by выражает благодарность компании Selectcar (подбор и покупка авто) за помощь в подготовке материала 

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments