Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Клиент всегда прав, сервис — виноват? Юрист о правах и возможностях недовольных автовладельцев

  • 6 августа
  • Просмотров 9715

Рано или поздно каждый из нас везет машину на сервис, иногда сталкиваясь с некачественно оказанной услугой. Например, кто-то не может смириться с плохой покраской или считает, что СТО неправомерно затягивает ремонт. На что в подобном случае вправе рассчитывать потребитель и есть ли смысл доводить конфликт до суда? А с недавними поправками в техрегламент о запрете на использование б/у запчастей возникают вопросы о контроле и последствиях починки авто с помощью такого рода «бэушки». Еще один аспект — санкции и легализация, которые действуют в отношении тюнинга и построек машины с нуля.

О законодательных нюансах вокруг сервиса, б/у деталей и «переделок» авто, с которыми чаще всего имеют дело белорусы, а также о защите их прав нам рассказал юрист — адвокат, кандидат юридических наук Улахович Илья. Напомним, он долгое время возглавлял юридические службы крупных частных и государственных предприятий, работал доцентом кафедры ведущего вуза, стаж его юридической практики — 19 лет, в данный момент осуществляет адвокатскую деятельность в составе Минской областной коллегии адвокатов на индивидуальной основе.

Улахович Илья, адвокат, кандидат юридических наук

— Если автовладелец решает ремонтировать/обслуживать свою машину на частной СТО, как он может убедиться в легальности автосервиса? 

— В уголке потребителя вне зависимости от того, оказываются ли услуги юридическим или физическим лицом, должны быть размещены следующие документы и информация:

Потребителю по его требованию предоставляется возможность ознакомиться с законом Республики Беларусь «О защите прав потребителей», а также с подлинником или оформленной в установленном порядке копией сертификата соответствия на оказываемые услуги. Работник исполнителя, непосредственно обслуживающий потребителей, должен быть обеспечен нагрудным знаком с указанием в нем наименования (фирменного наименования) исполнителя (если исполнителем является индивидуальный предприниматель, то его фамилии, собственного имени, отчества), должности, фамилии, собственного имени, отчества работника исполнителя.

— На чем акцентировать внимание при обращении на частные станции? Должен ли заключаться договор на оказание услуг (всегда ли он заключается?), обязаны ли оговариваться сроки работ, выдаваться заказ-наряды, акты и чек после оплаты?

— Согласно требованиям законодательства любая СТО должна оперировать одинаковым объемом документов, среди которых числятся заявка, заказ, подлежащие обязательной регистрации в соответствующих журналах СТО, акт выполненных работ, приемо-сдаточные акты.

— Что делать, если возникают претензии по качеству покраски/ремонта/техобслуживания? Что вправе требовать клиент? Как это регламентируется законом в случае частных автосервисов и какие документы нужно иметь при себе, чтобы рассчитывать на устранение недостатков?

— Претензии по качеству и объему выполненных работ по обслуживанию могут быть предъявлены заказчиком в течение гарантийных сроков. На бытовые услуги по техническому обслуживанию и ремонту механического транспортного средства устанавливаются следующие гарантийные сроки:

- техническое обслуживание — 20 дней или пробег не более 2 000 км с даты приемки механического транспортного средства потребителем (в зависимости от того, какое из этих обстоятельств наступит раньше);

- ремонт — 30 дней или пробег не более 2 000 км с даты приемки механического транспортного средства потребителем (в зависимости от того, какое из этих обстоятельств наступит раньше);

- ремонт кузова и его элементов — 6 месяцев с даты приемки механического транспортного средства потребителем;

- полная и частичная окраска — 6 месяцев с даты приемки механического транспортного средства потребителем.

Указанные гарантийные сроки являются минимальными и могут быть увеличены исполнителем в соответствии с его технологическими возможностями. Гарантийные обязательства исполнитель оформляет в документе, подтверждающем факт оказания бытовой услуги, либо в гарантийном талоне.

— Кто будет оплачивать экспертизу, если клиент недоволен, а сервис считает, что выполнил все качественно, в полном объеме и в срок?

— Экспертизу проводит исполнитель за свой счет. В случае несогласия ее можно обжаловать в суде либо провести за свой счет. В итоге все затраты несет проигравшая сторона.

— Иногда встречаются жалобы на то, что машину долго продержали в ремонте. Мол, был занят подъемник, куда-то пропал специалист и так далее. В итоге на работу, которую можно было сделать за два часа, ушел весь день. С точки зрения законодательства фиксируются ли сроки ремонта на частной СТО и может ли клиент что-то требовать, если они нарушаются?

— В заказе, который должна оформлять любая СТО, обязан быть указан срок выполнения работ. Его продление согласовывается в письменной форме. На данный вид правоотношений распространяются Правила бытового обслуживания населения и закон «О правах потребителей», предусматривающий серьезные штрафные санкции за просрочку.

— Если клиент приезжает со своими запчастями, вправе ли сервис отказать ему в гарантии на оказанные работы по их замене?

— Если заказчик и исполнитель работ не связаны ранее заключенными договорами, которые могут предусматривать использование только определенных запасных частей, то не вправе.

— Если владелец авто хочет присутствовать на сервисе во время выполнения работ, запрещено ли это по закону?

— Это возможно, если такое присутствие допускается нормами техники безопасности, распространяющимися на определенную СТО.

— Что делать, если автомобиль повредили на станции? Допустим, мастер выгонял машину и забыл закрыть дверь. Она зацепилась за стойку подъемника и выломалась из петель.

— В первую очередь повреждение автомобиля нужно документально зафиксировать (фото, видео). Далее необходимо в произвольной форме написать претензию СТО и зарегистрировать ее в журнале входящей корреспонденции. В случае отказа зарегистрировать претензию ее можно направить заказным письмом. При наличии спора решение будет принято либо переговорным путем, либо при посредничестве суда общей юрисдикции.

— Иногда в интернете встречаются истории, когда сотрудник СТО взял машину клиента «покататься» без его ведома либо когда владелец автомобиля не заплатил за выполненную работу, так как посчитал, что она сделана с дефектами и недостатками, а в ответ сервис удерживал машину. Насколько законны действия автосервиса в обоих случаях и что за это грозит?

— Если мастер решит «покататься» на машине без ведома ее хозяина, то дело может закончиться и привлечением к уголовной ответственности (зависит от многих факторов в каждой конкретной ситуации). А вот удержание является гражданско-правовым приемом, поскольку Гражданский кодекс РБ предусматривает возможность удержания имущества при невыполнении контрагентом встречных обязательств.

Конфликт на СТО с покраской Kia: «Заплатишь за ремонт — увидишь машину»

— Можно ли ремонтировать свой автомобиль в гараже? Есть ли законодательные запреты на это?

— Гражданин, несомненно, имеет право на ремонт своего авто в гараже. Более того, если он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и получил необходимую разрешительную документацию, то и чужие автомобили он вправе ремонтировать в гараже.

— Одна из горячих тем последних дней — пакет изменений № 3 к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), который также затронет простых автовладельцев в части ремонта и содержания их машин. В частности, речь идет про список б/у запчастей, которые будет запрещено устанавливать на автомобили в ходе ремонта. Бытует мнение, что люди все равно продолжат покупать «бэушку» и чинить авто в гаражах. Как это могут контролировать и что будет, если станет известно, что использовали «запрещенную» запчасть? Кого накажут: автовладельца или автосервис, который выполнил ремонт?

— Сложно сказать, как этот процесс планируют контролировать. Полагаю, что ответственность здесь будет наступать постфактум, т. е. если человек пострадал в аварии из-за рулевой рейки, установленной не по правилам (б/у рейки, но не новой, как это положено), то к ответственности привлекут не только виновника ДТП, но и того, кто установил вместо новой рейки б/у.

Оригинальная «бэушка» или новый «китай»? Узнаем мнения импортеров, СТО и продавцов б/у запчастей

— Если авто ремонтируется с использованием б/у запчастей, действует ли гарантия на выполненные работы? Может ли владелец что-то требовать, если после ремонта вылезут «косяки» или выйдет из строя деталь?

— На частных (недилерских) СТО гарантия распространяется на работы, а не на запчасти. Гарантия на детали имеет место, если они являются новыми и установлены на специализированных станциях.

— Отдельная тема — легализация тюнинга. На что конкретно действуют запреты? Где и как можно узаконить «переделки» автомобиля в Беларуси, чтобы без проблем пройти техосмотр? Можно ли по закону зарегистрировать машину, которая была построена с нуля, или целый тюнинг-проект?

— Легковые автомобили и прицепы к ним, сконструированные и изготовленные в индивидуальном порядке, регистрируются после представления заключения аккредитованных испытательных лабораторий о соответствии конструкции транспортного средства установленным требованиям. При конструировании и изготовлении запрещается использование серийно выпускаемых кузовов (рам) и их частей.

Тюнинг по-белорусски: «Хотел ламбо-двери, а получил изуродованную машину с проблемами»

Что касается так называемого тюнинга, то эти вопросы можно выяснить в ТКП 309-2011 (02190) «Государственный технический осмотр транспортных средств. Порядок проведения проверки технического состояния транспортных средств».

Не такой, как все. Белорусский тюнинг: простой, дешевый и беспощадный?

— А что касается тонировки, аэрографии?

— Аэрографию можно легализовать только в случае, если ее оформить рекламой, а тонировка легализуется технически лишь путем использования стекол с определенной маркировкой. В соответствии с законодательством запрещено участие в дорожном движении транспортных средств, на стеклах которых установлены не предусмотренные его конструкцией дополнительные предметы или нанесены покрытия, в том числе пленочные.

Запрещается участие в дорожном движении транспортных средств с тонированными стеклами, степень светопропускания которых менее:

- 70 процентов — для ветрового стекла (стекла, применяемого для остекления переднего проема транспортного средства), передних боковых стекол;

- 70 процентов — для других стекол, если на них не нанесена организацией (заводом-изготовителем) маркировка, содержащая одно из следующих сочетаний знаков: «43R», «V»; «43R», «V-VI»; «AS3»; «43R», «V», «AS3».

Не убедили. В ГАИ отклонили просьбу белорусов о разрешении тонировки

— Что грозит автовладельцу, который самостоятельно поставил обвес, спойлер или раму-«кенгурятник» и ездит в таком тюнинге по городу?

— Инспектор может вынести письменное предписание об устранении выявленных недостатков. За невыполнение предписания грозит административная ответственность.

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: из архива av.by
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments