Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Белорусы будут чинить авто в гаражах? Чем обернется запрет на ремонт б/у запчастями

  • 27 июля
  • Просмотров 14399

О недавних поправках в Техрегламент слышали многие. Напомним, речь идет о том, что автовладельцы не смогут ремонтировать свои машины с помощью бэушных и восстановленных запчастей, а также будут обязаны получать разрешение для установки, например, багажника на крышу, антенны или фаркопа. Эти запреты прописаны в проекте изменений № 3 в Техрегламент (ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств»), который вступает в силу по истечении 180 дней с даты опубликования (на сайте ЕАЭС таковой значится 04.03.2020). Однако уже сейчас он вызвал шквал критики как среди рядовых водителей, так и среди участников рынка запчастей, включая импортеров, продавцов и СТО.

Список запчастей, которые будет запрещено использовать повторно

Естественно, определенная часть автовладельцев, приобретших новые машины, просто обязана обслуживаться на официальном автосервисе, используя только новый оригинал. Но есть и немало тех, кто ездит на хорошо подержанных иномарках, ищет в интернете или на рынке бэушные детали и, как правило, ремонтируется там, где дешевле. Чем обернутся изменения в Техрегламент Таможенного союза для них и для нашего рынка в целом?

Бэушка — все? В Таможенном союзе запретили ремонтировать машины б/у запчастями

Обладатели машин будут вынуждены покупать дорогие импортные запчасти, сервисы останутся без работы, а разборки обанкротятся? О возможных последствиях мы решили спросить тех, кто непосредственно связан с миром б/у деталей и может оценить все риски.

Запрет на б/у запчасти — это непродуманность законодателей

На белорусском рынке есть компании, специализирующиеся на импорте контрактных запчастей из разных стран Европы и США. Что они думают о новых поправках и кто пострадает от них больше всего? 

— Сегодня мы слышим, что говорят о том, будто лоббируются интересы производителей новых деталей. В это верится с большим трудом, — считает Каминский Александр, замдиректора по продажам компании «Ф-авто», которая с середины 90-х занимается импортом б/у комплектующих в Беларусь. — Тем более что мы закрываем многие позиции новых запчастей, как, например, в случае с двигателем, который либо снят с производства и его невозможно купить, либо его капитальный ремонт обходится слишком дорого для автовладельцев. При этом контрактный мотор из Европы с пробегом 150 тысяч км стоит дешевле, а пройдет еще столько же дважды.

«Таможня заставляла выгружать целые фуры». Как белорусская компания построила бизнес на импорте бэушных автозапчастей

Зачем и в интересах кого приняли этот документ? Скорее всего, это просто непродуманность и даже глупость со стороны тех людей, которые составляли поправки в Техрегламент (ответственным за разработку проекта изменений является Министерство промышленности и торговли РФ. — Прим. ред.). Ссылаться на опыт других европейских стран, где действует запрет на повторное использование б/у деталей, не совсем правильно, так как он применяется в отношении новых гарантийных автомобилей. В США и ЕС, наоборот, целый пласт автобизнеса завязан на «бэушке»: есть фирмы, которые легально занимаются восстановлением запчастей и продают их. В свою очередь люди экономят деньги на ремонте авто.

Если исходить из того проекта изменений в Техрегламент, который опубликован сегодня, то кого и каким образом он коснется на белорусском рынке запчастей?

— Естественно, мы будем ввозить те б/у детали, которые разрешены в соответствии с законодательством. Хотя предлагаемый список запчастей и допоснащения, на которые наложен запрет, вызывает много вопросов. Допустим, я хочу купить антенну или багажник на крышу. Согласно поправкам в Техрегламент я должен обратиться в орган по сертификации. Это значит, мне нужно купить 2 багажника, чтобы они могли провести испытания, используя метод разрушения? Не исключено, что люди просто поедут в соседнюю Литву и воспользуются сервисом там, а рынок запрещенных деталей станет серым однозначно. Таким образом государство проиграет с точки зрения налогов, а покупатель лишится гарантии — крупные игроки не обязаны, но дают ее на свой товар, поскольку это вопрос репутации. Конечно же, больше всего пострадают обычные автовладельцы: в условиях кризиса спрос на «бэушку» растет, так как у людей нет денег на дорогостоящие запчасти. Так что это «сырой» документ, который не учитывает интересы ни людей, ни разных участников рынка.

Не надо ничего запрещать — нужен просто контроль

Мы также пробовали пообщаться с крупными компаниями, деятельность которых связана с продажей новых деталей, но они отказались от комментариев, сославшись на то, что поправки в Техрегламент их не касаются. Зато представители автосервисов не остались в стороне от обсуждения этого проекта, считая, что с помощью подобных изменений, напротив, лоббируются интересы производителей новых автомобилей в России.

— С одной стороны, есть запчасти, которые нежелательно использовать повторно, но здесь важно отметить другое, — высказался директор автоцентра «Титан-Моторс» Арефьев Михаил. — Во-первых, автовладелец сам вправе определять, какую деталь ему ставить, — новую или б/у. Во-вторых, не нужно ничего придумывать: почему не сделать систему контроля по аналогии с европейскими странами (к примеру, как TÜV в Германии)? Там есть организации, которые занимаются надзором за обеспечением безопасности, в том числе техническим осмотром автомобилей. Я сторонник того, чтобы контролировать безопасность, а не запрещать запчасти. Чем плох контрактный двигатель? А что касается рулевых реек, то новых деталей на рынке мало, поэтому используются в основном восстановленные.

По мнению представителя столичного автосервиса, российские законодатели пытаются защищать интересы автопроизводителей и продавцов новых запчастей, а Беларусь, будучи страной-участницей ТС, автоматически получает те же нововведения, которые в итоге могут иметь негативные последствия для нашего рынка и для людей.

— К примеру, б/у коробка передач стоит 240 рублей, а новая — 12 800 руб. Прежде всего, это ударит по карману автовладельцев. Как новые правила отразятся на работе частных сервисных центров? Если примут запрет на б/у детали, то мы не будем их ставить. Мы и сейчас не так часто используем «бэушку» в ремонте, как это происходит, допустим, на сертифицированных СТО в России.

В большей степени изменения коснутся все-таки обычных людей. Если говорить о подержанных премиальных моделях Audi, Mercedes или BMW, то их обладатели скорее купят бэушный оригинал, чем новый «китай». Даже при том, что он обойдется дороже: на него есть спрос, он более качественный. Кроме того, на подобные автомобили новый амортизатор стоит 1,5 тыс. рублей, а б/у — в районе 600-800. Как можно это запрещать?

Все равно будут покупать «бэушку» и чинить авто в гаражах

На рынке б/у запчастей в Малиновке к поправкам в Техрегламент относятся спокойно, даже безразлично, но с оговоркой: если не возникнет никакого запрета на их ввоз или продажу. Один из «ипэшников» уверен, что изменения будут существовать на бумаге, а по факту белорусы все равно продолжат приобретать «бэушку» и ставить ее в гаражах.

«Этот рынок — банкрот!» Предприниматели с авторынка просят снизить аренду

— Да никак не отразится на нас! — рассуждает один из работников торговой площадки. — Ввозить и продавать пока можно, нельзя именно ремонтировать. Мне вот интересно: кто и как разберется, стоит ли на Passat еще заводская рейка или ее установили где-то в гараже. Вроде как в случае ДТП специалист будет это определять, проводить экспертизы… Полная ерунда!

Зачем это нужно? Как я понимаю, нас просто хотят пересадить на новые российские автомобили. Лучше сделали бы нормальные зарплаты… Дешевые китайские аналоги — это полная жесть: новый «китай» еще опаснее ставить, чем б/у оригинал. Я знаю, о чем говорю: есть люди, которые попробовали made in China. Теперь они готовы переплатить за «бэушку». Недавно приходил мужик за ручкой на Passat B3. За новую придется отдать 10 рублей, а он взял б/у за 15 долларов. Говорит: «Мне уже надоело менять их каждый месяц!» Конечно, нет ничего лучше нового оригинала, но он же и стоит космических денег. Та же рулевая рейка б/у на A8 (D2) продается за 150 долларов, а новая — 500 евро. Вот вам и разница! А что касается «китая», то тут еще надо подумать, что будет надежнее. Купили недавно новые суппорты на рабочий бус, так один из них развалился уже через месяц! Ну не ходят они, и все тут!

Еще один продавец, который специализируется на продаже б/у запчастей для коммерческого транспорта, считает так: если что-то запрещать, возникнет черный рынок услуг, так как спрос на «бэушку» никуда не пропадет.

— Если у вас, например, Mercedes W222, на котором сломалась рулевая рейка (б/у стоит 450-500 долларов, а новая — 1,5 тыс. евро), что вы станете делать? Возьмете ее у меня и поставите в гараже у дяди Васи! А кто проконтролирует? Запретов мы не боимся. Например, нельзя ввозить моторы на Ford, как и подержанные детали от Hyundai и Kia. Тем не менее пытаются их потихоньку провозить… Когда появляются какие-то табу, люди ищут лазейки, хоть нас и зажимают со всех сторон! Мое мнение такое: все равно белорусы продолжат покупать «бэушку» и чинить авто в обход официальных СТО, которые не смогут по закону сделать ремонт. 

К примеру, я ставлю на свою машину даже б/у тормозные диски и колодки, зато это оригинал 2017 года выпуска. Да и по своим покупателям скажу так: спрос на «бэушку» есть, а на некоторые дефицитные запчасти вроде подножки на 906-й кузов Sprinter даже выстраивается очередь. Знаю, что на Subaru продают поломанную рейку под восстановление. А где ее взять-то новую? Да и дело не только в этом: ведь люди соглашаются на «бэушку» не от хорошей жизни! Будь у них деньги — выбирали бы новый оригинал!

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: из архива av.by
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments