«МАЗ-205 был как Tesla для своего времени». Побывали на экскурсии в единственном в Беларуси музее автозаправочной техники

  • 30 мая 2020
  • Просмотров 16681

В середине прошлой осени av.by посвятил большой материал модели МАЗ-502 — культовому грузовику белорусского автопрома, восстановленному за счет компании «А-100» для собственного музея автозаправочной техники. И в конце мы обещали при удобном случае рассказать подробнее о нем самом и о его наиболее интересных экспонатах.

Обещанного, как водится, ждут три года, но мы управились за семь месяцев — и снова вернулись на Боровую, где о новом отреставрированном грузовике и миссии музея поведал бизнесмен и основатель группы компаний «А-100» Александр Центер.


«Первая ступенька в лестнице автопрома Беларуси»

Единственный в стране музей автозаправочной техники обнаружить не так уж и просто: он спрятался слева от въезда на территорию переехавшего в Липки аэроклуба ДОСААФ. Ориентир — белый бетонный забор, за ним — просторный ангар серого цвета, в котором музей соседствует с авиаклубом компании.

Там нас встречает Александр Центер, руководивший процессом реставрации экспонатов. Сегодня он гид для нас и минчанина Павла, который поделился в социальных сетях компании своей мечтой посидеть за рулем отреставрированного грузовика.

Рассказ начинается с новой экспозиционной автоновинки — восстановленного самосвала МАЗ-205 1959 года выпуска жгучего оранжевого цвета. Точно такой же вы наверняка видели на фотографиях или живьем у проходной Минского автозавода. С одной лишь разницей — грузовик «А-100» на ходу и выполняет все необходимые функции.

«После освобождения территории Беларуси от немцев в 1944 году началось строительство Минского автозавода, где практически сразу наладили производство автомобилей. Сперва там собирали модели Ярославского автозавода, прообразом которых служили американские грузовики, — сообщает бизнесмен. — Модель усовершенствовали — и с 1947-го стали выпускать наш МАЗ-205. Фактически это был первый белорусский бортовой грузовик с деревянным кузовом, который по тем временам казался невероятно современным. Tesla отдыхает по сравнению с тем, что эта машина значила для нас, когда по территории СССР все еще ездили на американских "Студебеккерах", ГАЗ-АА и пр. Это был действительно прорывной автомобиль. На его базе возникло очень много модификаций для разных сфер экономики».

Речь идет про бензовозы, краны, мусороуборочные машины и прочую утилитарную автотехнику, в которой имелась необходимость. Таких грузовиков было выпущено несколько сотен тысяч экземпляров. Можно сказать, они поднимали всю страну из руин.

Но откуда конкретно этот автомобиль попал в музей? Оказывается, прямиком из Сибири.

«Транспортное средство нашли в Омске (Западная Сибирь. — Прим. ред.) и привезли на лафете в Беларусь. Причем машина была рабочей. Наверное, грузовик получилось бы отыскать и где-нибудь поближе, да рассчитывали мы, что автомобиль предстанет в лучшем состоянии. А оказалось, что он там работал чуть ли не до последнего дня, из него выжали все, что только можно. По факту у машины были трухлявая кабина и прогнивший кузов, двигатель функционировал на последнем издыхании. Пришлось все поменять».

Работа над восстановлением шла ускоренно и заняла 4 месяца. Буквально на прошлой неделе она была закончена.

«Мы это сделали оперативно, предыдущую (МАЗ-502. — Прим. ред.) ремонтировали полтора года. В данной машине 50% запчастей заводские, все остальное — копии и реплики, воссозданные из современных материалов». Для коллекционеров особую важность составляет то, какие части являются оригинальными, а какие — копиями, именно поэтому мы решили подробно узнать о том, какие детали изготовили заново.

Белорусскому МАЗу сделали полностью новый кузов, ориентируясь на найденную в государственном архиве техническую документацию.

«Оказалось, что на Минском автозаводе не осталось оригинальных чертежей модели. Мы в Белорусском архиве научно-технической документации смогли отыскать часть из них. И договорились с МАЗом на обмер того самосвала, который стоит у них на постаменте у входа. Данный автомобиль выставлен как макет. Однако нам и этого было достаточно. Таким образом, кузов нашей машины — это точная копия того, который производился в СССР. Он сделан нашими партнерами из компании VDS, с которыми мы давно сотрудничаем по реставрации, оборудованию заправок, архитектуре и пр. Они помогли с кузовом — это была сложная работа, потребовалось разобраться в технической документации, соорудили специальный подрамник».

Также по оригинальному образцу кабины, которая фактически сгнила, сделали новую.

«Здесь деревянный каркас, причем все разбиралось до болтика и копировалось так, как было, потом обшивалось металлом по оригинальной технологии. Устанавливались фирменные элементы салона, подъемные механизмы для стекла, которые практически не сохранились, перетягивалась обивка сиденья, монтировалась оригинальная приборная панель — сейчас салон выглядит как кабина "Боинга". В МАЗ-205 впервые был использован обогрев кабины, обдув стекла, пневматические щетки. Навороченный автомобиль для 1959 года!»

Затем команда реставраторов пришла к тому, что нужно сменить двигатель.

«И он был найден у ЯАЗ-204, который не был в эксплуатации. Это позволило грузовику ездить. Восстановлены функции самосвала — кузов поднимается благодаря новой гидравлике. В принципе, если понадобится, если Родина потребует, то машина станет возить то, для чего она предназначена».

Сейчас можно только догадываться, сколько за свою долгую жизнь грузовик проехал и перевез грузов. Пожалуй, пробег идет на миллионы километров, с многократными ремонтами и заменой мотора. А необычный оранжевый цвет, которым щеголяет МАЗ, здесь не просто так. Машина выпускалась для работ в условиях Крайнего Севера, а чтобы быть заметнее в плохую погоду, ее красили в яркий цвет.  

«Автомобиль мы восстанавливали не только для себя, но и для остальных белорусов. Хотим сейчас, приведя грузовик в ходовое состояние, устроить короткий автопробег по Минску с посещением Минского автозавода. Обратились для этого в ГАИ, чтобы городские власти согласовали маршрут. Для этого нужно специальное разрешение, чтобы экземпляр мог без проблем проехать, потому что официальной регистрации у него нет».

«Для нас МАЗ-205 — это первая ступенька в лестнице автопрома Беларуси, конец которого, мы надеемся, никогда не наступит. Дай бог Минскому автозаводу развиваться и дальше».

 

«С ним связана история начала продажи топлива нашей компанией»

Кроме восставшего из пепла МАЗ-205, музею «А-100» есть еще чем удивить гостя. В наличии десять единиц техники, среди которых легковушки первой четверти ХХ века (Fiat 501 1921 года и Ford Model T 1924 года), первые советские тракторы МТЗ-5 и ДТ-20, КРАЗ бензовоз, ЗИЛ-150 и пр.

Экспонатов попроще и вовсе более пятисот наименований. Здесь и всевозможные топливные колонки, электрогенераторы, бочки и канистры из разных стран для хранения топлива и масел, проигрыватель пластинок, пистолеты для заправки техники, счетчики нефтепродуктов, приборы для проверки качества топлива, игрушечные модели авто- и авиатехники, образцы нефти из разных континентов, ручные насосы для перекачки топлива, фонари, фотоаппараты и т. д.

От обилия предметов голова идет кругом. Спрашиваем у Александра, каким экспонатом он гордится больше всего. Оказывается, это бензовоз ГАЗ-53 по прозвищу «Зинка».

«С ним связана история начала продажи топлива нашей компанией, — делится впечатлениями бизнесмен. — Следующий предмет гордости (он гораздо более редкий) — это польская топливно-раздаточная колонка, которой завидуют даже наши гости из России. У них ни одной такой не осталось. Это действительно артефакт технической мысли ушедшего века, настоящий пласт истории».

Сперва в музей свозились раритетные вещи самого широкого профиля, но в итоге было принято решение принимать только тематические предметы, связанные с автомобилестроением и топливной промышленностью.

«Нас занимает сугубо топливная техника. Пытаемся сейчас найти советскую машину, на которой была установлена цистерна для перевозки нефтепродуктов. Их оказалось выпущено очень много, но отыскать нынче такие модели непросто. Так что это будет наша следующая цель в линейке МАЗов. Еще интересует МАЗ-500, так называемый "колобок". Это грузовики с округлой кабиной, которые стали родоначальниками современных МАЗов бескапотной компоновки. Мы хотим, чтобы автомобиль появился в нашем музее, пока последние модели не сгнили и их не сдали на металлолом».

Углубляемся в историю самого музея. Оформляться он начал в середине нулевых, а открытие произошло в 2012 году.

«Он изначально задумывался как корпоративный — место для творческого взаимодействия работников компании. И в этом ангаре, который мы чуть было не снесли какое-то время назад, организовали креативное пространство, в котором обычно проводим разные лекции, обучение. Иногда приглашаем наших друзей и коллег — устраиваем авиационные мероприятия, экскурсии во время "Ночи музеев". Поэтому из скорее корпоративного объекта он потихонечку превращается в пространство с задачами пошире, куда люди, не имеющие отношения к "А-100", могут попасть».

Прийти сюда может любой желающий, записавшись на экскурсию в аэроклубе.

«В основном к нам приезжают любители грузовых машин — их коллеги называют "мазолюбы". Есть, оказывается, белорусы, интересующиеся историей Минского автозавода и всем, что с ним связано. У кого имеется желание приехать и посмотреть технику — мы с ними делимся. Вот как сегодня: мы пригласили Павла, который мечтал с детства посидеть за рулем МАЗ-205. А в голове держим идею трансформировать музей во что-то более стационарное. Есть план перевезти экспозицию в новое проектируемое здание компании в черте города, где целый этаж будет отведен исключительно под музей. Так гостям станет легче в него попасть».

Спрашиваем у Александра, насколько важен процесс сохранения и популяризации истории национального автопрома для соотечественников.

«Если мы этим занимаемся, значит считаем это важным. Взялись бы за все сразу, но приходится это делать частями. И я отношусь с глубоким уважением к тем, кто собирает по крупицам нашу богатую историю. Общими усилиями через пару лет откроем авиационный музей, будет что показать. И автомобильной, сельскохозяйственной техники, ее истории. И чтобы иностранцы нас лучше понимали, наш менталитет, различия с соседями. Иначе просто нельзя: белорусы же ведь не вчера появились на свет, и даже не в 1991 году. А независимость у нас была с 1919-го, нам уже юридически вторая сотня лет пошла. И чтобы об этом не забывать и передавать знания тем, кто будет после нас, надо что-то делать. Не только виртуально, в интернете, но и физически».

Для удовлетворения любопытства здесь нужно провести не один час. В музее  «А-100» есть на что посмотреть. С этой мыслью соглашается и Павел —  сегодняшний гость музея, который участвовал с нами в экскурсии.

«Это была фактически моя давняя мечта. От сидения в кабине почувствовал приятную ностальгию по детству. Я сам вырос в Автозаводском районе и хорошо знаю, что такое Минский автозавод. Мне кажется, что это отличная идея: сохранять материальную историю страны, особенно в автомобильном контексте. Радует, что нашлись человек и компания, готовые этим заниматься».

Что же, лучше и не скажешь. 

**

Если у вас есть мечты, которыми вы хотите поделиться, — вносите их в анкету программы благодарности «Дзякуй» при регистрации. Уже несколько лет АЗС «А-100» каждый месяц исполняет мечты своих клиентов. «Мара» каждого может стать реальностью.

А с 5 июня АЗС «А-100» также запускает творческий конкурс детских рисунков, посвященный новому экспонату, — «Прыгоды аранжавага МАЗіка». Детям предложат пофантазировать на тему приключений, которые случались на пути оранжевого МАЗа. Авторов самых интересных историй ждут памятные подарки от компании. Рисунки можно отправлять на адрес: Минск, ул. Гинтовта, 1, 3 эт. с пометкой «Прыгоды МАЗіка» до 5 июля.

Партнерский проект

Тарас Тарналицкий

Фото: Алиса Зацаринная
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments