«Ремонт после мойки обойдется в $1 200». Сервис: клиентка виновата сама

  • 28 мая 2020
  • Просмотров 45916

Про туннельные автомойки в Минске знают многие, а некоторые регулярно ими пользуются, поскольку с мытьем машины они справляются быстро и качественно. Ну а что может произойти на мойке, которая работает максимально автоматически, проходит без вмешательства водителя, а риск повреждений автомобиля вроде бы сведен к минимуму? Однако форс-мажоры все же случаются. 

В редакцию av.by обратилась Наталья, владелица Volkswagen Polo, которая приехала помыть свою машину, заплатила деньги, а потом произошло что-то странное. На одном из этапов мойки авто по какой-то причине неконтролируемо поехало по ленте — и машина получила серьезные дефекты на сумму свыше 1 200 долларов! По мнению автомойки, клиентка нарушила правила, не переключив селектор АКПП на нейтральную передачу и нажав педаль газа, в результате чего Polo и поехал вперед, ударившись о рамку сушки. Есть даже видео инцидента. Мы выслушали позиции обеих сторон, а также попросили юриста посоветовать, как правильно вести себя в подобных случаях.

«Педаль газа не нажимала!» 

Туннельные автомойки представляют собой закрытый комплекс, сформированный из транспортера и нескольких моечных модулей арочного типа. Забегая вперед, отдельно укажем, каким образом происходит контакт с автомобилем. Он приводится в движение установкой привода, состоящей из мотора с редуктором и стальной модульной конструкции, на которой расположены цепи, связанные роликами. Вращение мотора-редуктора провоцирует цепь конвейера, а ролики входят в зацепление с колесом ТС и тем самым продвигают автомобиль по конвейерной (туннельной) мойке. 

Почти весь процесс автоматизирован. Вначале водитель должен участвовать в управлении машиной. Пока он медленно приближается к конвейеру, автомобиль проезжает под рамкой предварительного обмыва с нанесением активной химии. После этого во время движения кузов обмывают вручную, особенно в случаях сильного загрязнения. Затем машина попадает на конвейер, колесо фиксируют ролики и направляют через следующие этапы. Казалось бы, сидящему за рулем человеку уже можно расслабиться и только наблюдать за происходящим.

Однако в случае с Натальей что-то пошло не так. 15 мая запомнится ей надолго: в тот день она приехала на одну из туннельных автомоек компании «А-100», где и произошел неприятный инцидент. Во время рассказа девушку захлестывали эмоции, когда она восстанавливала в памяти недавние события.

— Я оплатила выбранную программу стоимостью 10,80 руб. и с чеком направилась на въезд, где находился оператор. Он сказал про то, что нужно сложить боковые зеркала, и помог снять антенну, а больше никаких инструкций со стороны сотрудника мойки не прозвучало. Я спросила: «Что еще нужно сделать? Глушить машину?» Он ответил, что это вовсе не обязательно. После того, как я въехала на ленту, ничего не предпринимала: в такой момент даже руль нельзя трогать. Сначала кузов обмыли струей воды, потом полилась пена. Затем должны были заработать боковые и верхние щетки, но в этот момент произошло что-то непонятное.

Руль начал покручиваться, а автомобиль стало качать в стороны — это все, что я помню. Перед собой вдруг вижу короб обдува, который по мере приближения транспортного средства обязан подниматься вверх, но он стоял на месте. Из-за того, что на лобовом стекле была моечная пена и это закрывало обзор, я не смогла ничего предпринять. В результате эта конструкция просто продавливает лобовое стекло! Никакого удара не было — слышались только скрежет и хруст, а осколки стекла полетели внутрь салона. Все это случилось так быстро, что я в ужасе заорала и машинально закрыла лицо руками!

Какой спектр эмоций в этот момент испытала Наталья, можно лишь представить. Не зная, что делать, она позвонила знакомому, так как боялась даже выйти из автомобиля.

— Мое состояние не передать словами, пережитый шок — это не стресс, а нечто гораздо большее. Это психологическая травма: угроза моей жизни и моему здоровью, — со слезами на глазах вспоминает девушка.

Она признается, что в первые минуты после инцидента была в состоянии шока и многого не замечала. Чуть позже администратор автомойки вызвал ГАИ и зафиксировал вид оборудования, а Наталья пыталась сделать фото повреждений машины.

Поскольку Госавтоинспекция не спешила реагировать на вызов, владелица VW Polo позвонила в дежурную службу милиции по номеру 102.

— По телефону мне пояснили, что это не ДТП и на вызов приедет милиция. Через какое-то время подъехал патруль ДПС Фрунзенского района. Капитан экипажа начал разговаривать со мной пренебрежительно, а когда мне перезвонила милиция и я ответила на звонок, то он вообще стал кричать на меня, мол, почему я болтаю по телефону, когда идет разбирательство.

В итоге прибывшие сотрудники ДПС опросили Наталью, просмотрели видео с камер и вынесли вердикт, что именно девушка является виновницей ДТП, после чего был составлен документ. В протоколе об административном правонарушении указано, что произошло несоблюдение пункта 7.2 ПДД, ответственность за которое предусмотрена ст. 18.22 ч. 5, а сумма штрафа составляет 0,5 базовой.

— У меня VW Polo с автоматической коробкой передач. Я сразу сказала, что перевела селектор в положение N (на «нейтралку»). На видео видно, что перед заездом на мойку горят сигнальные тормозные огни, потом они гаснут — включена нейтральная передача. В таком положении КПП машина не может просто взять и поехать. Мне же вменяют, что я вообще давила на газ, с чем я категорически не согласна. Во время разговора с милицией возник прессинг: якобы на видео заметно мое нарушение. В случае, если я продолжу упорствовать в непризнании себя виновной, мне пригрозили иском за упущенную выгоду простоя автомойки.

Девушка подчеркивает: ей и работникам ДПС продемонстрировали видео с камеры на ВЫЕЗДЕ за пределы автомойки, но хотелось бы посмотреть и запись с камеры на ВЪЕЗДЕ на автомойку, где видно, как Наталья заезжает на ленту и общается с оператором, а также с обратной стороны, перед столкновением со стойкой обдува. 

— Видео, которое предоставили на автомойке, указывает лишь на то, что произошло столкновение. Но это не единственное, что меня удивляет. С ленты неожиданно пропали ролики, которые фиксируют колеса. Сотрудник пояснил, что их сняли, чтобы я больше не повредила им оборудование. Получается, их можно переставить. Странно и то, что во время опроса не оказалось молодого человека, который запускал меня на линию, а протокол подписала какая-то женщина, которой не было ни перед началом мойки, ни после происшествия.

— Я уверена, что работником автомойки были нарушены правила безопасности, — рассуждает героиня. — То, что авто должно находиться на «нейтралке», должен озвучивать и контролировать именно он. В моем случае этого не произошло, хотя я спрашивала о том, какие еще действия мне стоит предпринять и нужно ли глушить мотор. Оператор мойки обязан предупредить о переключении КПП на нейтральную передачу и даже удостовериться в этом с разрешения водителя. В наших Правилах бытового обслуживания потребителей нет инструкций отдельно по автомойкам, но давайте рассуждать логически: я приехала за услугой и должна следовать их правилам. Почему о них не говорят водителям перед запуском на линию? Здесь ссылаются на табличку с правилами пользования мойкой, которая висит на въезде, но она написана таким мелким шрифтом, что из автомобиля нисколько не читаема!

Пока Наталья задается вопросами, параллельно ей нужно заниматься восстановлением автомобиля. Девушка демонстрирует повреждения, которые получил Volkswagen Polo, купленный ею в 2018 году.

— Машине нет и двух лет, а теперь придется перекрашивать 5 элементов: капот, две стойки и два передних крыла. Лобовое стекло уничтожено, искорежены дворники, возможны внутренние повреждения крепления щеток стеклоочистителя, появилась трещина на торпедо, — описывает Наталья полученные дефекты в своем письме. — Страховки «Каско» у меня нет, так как после года эксплуатации я перестала за нее платить, а стоимость ремонта предварительно обойдется мне более чем в $1 200.

На момент нашей встречи владелица Polo успела съездить на дилерский сервис, где ей произвели частичный ремонт: заменили лобовое стекло с обогревом, покрасили переднюю стойку и сделали полировку капота и второй стойки.

— Я уже заплатила 1 742 руб. с учетом предоставленной мне 10%-й скидки. Пока еще не функционируют дворники, также нужно будет красить кузовные элементы. Очень обидно, что никакого расследования не проводили. По видео сотрудники ДПС определили, что не была включена нейтральная передача, поэтому меня сразу признали виновной. Это значит, что восстанавливать автомобиль мне придется за свой счет, а оборудование мойки ремонтируется по моей страховке. Больше всего меня возмущает то, что они утверждают, якобы я нажала на газ и машина рванула вперед! Но на видео видно, что автомобиль движется медленно! Если бы было резкое ускорение — сложились бы передние стойки, но авто нырнуло под рамку и чувствовалось возрастающее давление на лобовое стекло. На мой взгляд, необходимо посмотреть видео с других ракурсов, чтобы увидеть происходящее перед ударом с обратной стороны.

Позиция автомойки

Наталья разместила пост о произошедшем в социальных сетях, под которым представитель компании оставила свой комментарий. В нем сказано, что «согласно правилам пользования автомойкой коробку передач автомобиля необходимо переключить на нейтральную передачу в целях избежания движения автомобиля и тогда процесс проходит абсолютно безопасно. Вы не учли этого и нажали педаль газа, поэтому автомобиль въехал в сушку, что отражено на видео с камер видеонаблюдения и зафиксировано в протоколе ДПС».

 За комментарием мы обратились в ОДО «Астотрейдинг», чтобы получить официальный ответ.

— Инцидент, произошедший на АЗС № 23 15.05.2020 года, повлек за собой повреждение оборудования туннельной мойки. Клиентка грубо нарушила правила пользования автомойкой и испортила оборудование. Машину на данной мойке тянет цепь, а владелица автомобиля нажала педаль газа, в результате чего машина поехала через все помещения мойки и уперлась в сушку, повредив ее. На видео видно, как девушка нажала на газ и въехала в оборудование. Наши мойки застрахованы в компании «Белгосстрах». Сумму нанесенного ущерба нам выплатит наша страховая компания, а потом, наверное, они регрессом выставят ее страховой компании виновницы (указана в справке).

Таким образом, «А-100» не предъявляет никаких претензий владелице авто, а причиненный ущерб будет компенсирован по страховке

Кроме того, что представители компании предоставили нам акт выполненных работ сервисного центра на сумму 246 рублей и справку ДТП, они также прислали два видео, которые, по их мнению, явно доказывают вину хозяйки Polo.

С камер видеонаблюдения нам предоставили 2 записи. Первая демонстрирует, как Наталья въезжает на мойку, следуя жестам оператора. Она отпускает и нажимает педаль тормоза, вынуждая автомобиль двигаться, — об этом свидетельствуют горящие стоп-сигнальные фонари. После того, как машина занимает нужное положение, они гаснут. Спустя 5-6 секунд происходит зацеп колес — и авто движется уже по ленте. Поскольку стоп-сигнальные фонари не загорались, это может говорить о том, что водитель никаких действий с КПП больше не производил, то есть процесс мойки начался именно на нейтральной передаче, как того и требует инструкция.

Можно предположить, что уже во время мойки девушка слyчайно перевела селектор КПП из N в D, не задействуя педаль тормоза (такое возможно), придав ускорение машине. Ведь на втором видео заметно, что автомобиль движется, самостоятельно переезжая ролики, а затем упирается в висящую балку обдува. По какой причине это произошло — ответить сложно.

Мы запросили у компании «А-100» запись с камеры, которая зафиксировала столкновение машины с рамкой обдува со стороны въезда (на мойке уточнили, что установлено 4 видеокамеры). Такой видеоролик нам предоставить не смогли, сославшись на то, что с данного ракурса камера видеонаблюдения не снимала происходящее. Хотя в данном случае вряд ли можно утверждать, что иной ракурс камеры мог бы подтвердить или опровергнуть действия мойки или водителя.

Комментарий юриста

— Учитывая, что начало движения автомобиля по ленте туннельной мойки не на нейтральной передаче маловероятно, следует сосредоточиться на выяснении того, является ли этот случай ДТП, — отметил адвокат, кандидат юридических наук Улахович Илья. — Полагаю, что не является. Согласно ПДД (п. 2.18) ДТП — это происшествие, совершенное с участием хотя бы одного находившегося в движении механического транспортного средства. Без официальных разъяснений очевидно, что законодатель имел в виду самостоятельное движение транспортного средства, а не его буксировку, тем более на транспортировочной ленте автомойки (даже классически буксируемый (т. е. по полноценному дорожному полотну) автомобиль путем погрузки или жесткой сцепки не является самостоятельным участником дорожного движения).
 
 
Кроме того, страховые компании не признают такие случаи ПДД и не выплачивают соответствующее страховое возмещение. Да и дорогой транспортировочную ленту признать можно только с большими отступлениями, а водителем в данном случае придется признавать оператора автомойки (на него же составлять протокол), поскольку лицо, находящееся за рулем, не могло управлять ТС с зафиксированными колесами (по ПДД водитель — лицо, управляющее транспортным средством). В подобных ситуациях следует обращаться в суд с заявлением о возмещении вреда, если есть факты, которые могут доказать вашу правоту. 

Если же допустить второй вариант, при котором автомобиль по каким-то причинам двигается самостоятельно под управлением водителя и тем самым происходит повреждение оборудования, то компания вправе получить компенсацию. Если же оборудование не было застраховано, то автомойка также может подать исковое заявление в суд о взыскании вреда (в том случае, если стороны не смогут договориться в досудебном порядке).

**
 
В заключении хотелось бы отметить следующее: данный инцидент показывает, что любой вид мойки требует предварительного ознакомления со стороны клиента с принципом ее работы, чтобы знать, что делать и как себя вести на каждом из этапов. Это обезопасит ваши драгоценные нервы и имущество.

Если Вы столкнулись с проблемой или попали в спорную ситуацию, напишите нам на news@av.by. Будем разбираться вместе!

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: из архива av.by
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments