Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

«Кризис не повлиял на предпочтения наших клиентов». Разбираемся в нюансах покупки машины в лизинг

  • 21 мая
  • Просмотров 6420

Покупкой авто в рассрочку не за свои, а за кредитные деньги давно никого не удивишь — это данность, с которой сегодня живут современные автолюбители, и своего рода двигатель автомобильного рынка. Впрочем, несмотря на это, именно автолизинг для многих белорусов до сих пор кажется не до конца понятной услугой, к которой сложно подступиться.  Чтобы сделать процесс более ясным и доступным, мы попросили компанию «Микро Лизинг» в лице первого заместителя директора Никиты Чеботаря рассказать, по каким принципам работает автолизинг и что сейчас происходит на отечественном рынке лизинга.

«Мы видим заметное снижение рыночной стоимости авто»

 Никита, объясните максимально просто, что же такое лизинг автомобиля?

— Говоря простым языком, лизинг — это вид договора аренды, при котором лизинговая компания по заявке клиента приобретает имущество (предмет лизинга) с целью его дальнейшей передачи во временное владение и пользование данному клиенту с правом выкупа имущества в собственность. Как правило, выбор имущества и продавца осуществляет сам клиент (он же лизингополучатель). Предметом лизинга могут быть транспортные средства, недвижимость, оборудование и пр.

— По каким принципам лизинг работает в цепочке «продавец — клиент — лизинговая компания»?

— Если брать цепочку «продавец — клиент — лизинговая компания», то клиент, он же лизингополучатель, сперва выбирает имущество и продавца, у которого оно будет приобретаться. После этого происходит обращение в лизинговую компанию с заявкой на покупку, допустим, автомобиля. Лизинговая компания приобретает выбранный предмет у указанного в заявке продавца и передает его клиенту во временное владение. На протяжении всего срока лизинга у клиента есть право владения и пользования этим имуществом, а также обязанность ежемесячно производить уплату лизинговых платежей. По окончании срока лизинга предмет лизинга выкупается в собственность по выкупной стоимости.

Единственный нюанс в этой цепочке — в соответствии с законодательством лизингополучатель наделяется такими же правами и обязанностями по договору купли-продажи, что и лизинговая компания. За исключением права собственности на имущество, права расторгнуть договор купли-продажи без согласия лизинговой компании, а также обязанности оплатить имущество. При возникновении вопросов по исполнению продавцом условий договора (срок поставки, качество и др.) клиент может напрямую обратиться к продавцу со своими требованиями. Например, если появился вопрос по качеству, лизингополучатель, минуя лизинговую компанию, имеет право предъявить претензии к продавцу по гарантийному ремонту. В данном случае у клиента такой же объем прав, что и у лизинговой компании.

— Сейчас с платежами у людей есть сложности. В это непростое время наблюдается снижение покупательской способности населения, и это явно повлияло на белорусский рынок автолизинга. О каких изменениях можно говорить на данном этапе?

— Сегодня мы имеем дело не столько с падением покупательской способности, сколько с падением покупательской активности. Люди и компании занимают выжидательную позицию — рынок автолизинга падает в объемах. По своей компании мы видим, что объемы по некоторым сегментам сократились в два раза. Действующие клиенты обращаются за пересмотром графика платежей на ближайшие 3 месяца. Мы понимаем, что снижение долговой нагрузки — это на текущий момент вопрос для них критически важный, и идем навстречу практически каждому клиенту. При этом у всех процессов есть обратная сторона. Имеется она и у сегодняшнего кризиса. Мы видим заметное снижение рыночной стоимости авто на вторичном рынке. Для клиентов это мотивирующий фактор: сейчас можно позволить себе приобрести машину более высокого класса по хорошей цене. К нам часто приходят те, кто уже осознал этот нюанс.

— Как просрочка оплаты лизинга может отразиться на кредитной истории клиента?

— С недавнего времени все лизинговые компании обязаны подавать информацию по заключенным договорам финансового лизинга в кредитный регистр, в том числе данные о просроченной задолженности по ним. Так что да, просрочка оплаты по лизинговым платежам теперь может негативно отразиться на кредитной истории клиента.

— Какой уровень дохода необходим, чтобы оформить договор лизинга?

— Лизинговые компании, в отличие от банков, применяют более низкие требования к уровню дохода клиента. При оценке его платежеспособности исходят не только из уровня официального заработка, но и учитывают ряд других факторов: наличие в собственности недвижимости, транспортных средств, сферы деятельности и пр. Данный шаг позволяет клиентам, имеющим низкий доход, получить положительное решение о финансировании. Помимо этого, по сделкам, в которых авансовый платеж составляет более 30%, лизинговые компании могут не требовать подтверждения дохода.

Каждая фирма имеет свой индивидуальный подход к оценке платежеспособности, и обычно на принятие решения влияет ряд сопутствующих моментов: структура сделки, вид предмета лизинга, его ликвидность и др.

— А вообще какие сейчас автомобили белорусы берут в лизинг и на каких условиях?

— Не могу сказать, что кризис повлиял на предпочтения наших клиентов. Самая существенная перемена — сокращение спроса на коммерческий автотранспорт, например, на микроавтобусы для пассажироперевозок, на легковушки для служб такси.
 Большинство клиентов стало очень чувствительно к валюте, в которой заключен договор. Мы предоставляем на выбор 4 варианта: доллары США, евро, российский и белорусский рубль. Однако национальная валюта сегодня в приоритете. Также видим, что клиенты стараются выбрать максимальный срок лизинга, чтобы снизить долговую нагрузку.

— Часть игроков рынка кредитования начала сворачивать выдачу кредитов на приобретение авто. Как эта ситуация ослабления конкуренции отразится на покупателях автотехники? Есть здесь положительные моменты?

— В настоящее время нельзя говорить о снижении конкуренции, скорее наоборот, речь идет о ее обострении. Компаний, которые работают на рынке лизинга автотранспорта, меньше не стало, но уменьшился объем рынка, который всем нам приходится делить. Для клиентов же рост конкуренции — это всегда благоприятный момент.


«Антикризисный менеджмент позволяет контролировать ситуацию»

— Вернемся к теории. На кого регистрируется лизинговое транспортное средство? Кто является владельцем машины?

— При оформлении имущества в лизинг нужно разграничивать понятия «владелец» и «собственник». В соответствии с законодательством, а также условиями договора владельцем на весь срок лизинга является клиент-лизингополучатель, а собственником — лизинговая компания.

Регистрация транспортного средства в ГАИ осуществляется по заявлению лизингополучателя. В свидетельстве о регистрации ТС указываются наименование и адрес клиента, при этом в особых отметках в качестве собственника значится лизинговая компания.

— Требуется ли дополнительное обеспечение со стороны лизингополучателя при оформлении сделки?

— В стандартной ситуации обязательного требования предоставить дополнительное обеспечение нет. Однако в исключительных случаях, чтобы не отказать клиенту, лизинговая компания может предложить вариант предоставления дополнительного обеспечения. Им могут стать поручительство или залог. Вопрос о дополнительном обеспечении сделки принимается лизинговой компанией при анализе платежеспособности клиента и самой структуры сделки: срок лизинга, аванс, имущество. Чем короче срок лизинга и больше аванс, тем вероятнее, что не будет запрошено дополнительное обеспечение. Все зависит от возможных рисков при заключении сделки.  — И что делать при наступлении страхового случая?

— Чаще всего речь идет о ДТП. В такой ситуации вызывается ГАИ на место происшествия, а об инциденте информируют лизинговую компанию. В страховую организацию за выплатой страхового возмещения клиент обращается самостоятельно.

Точно такой же алгоритм действий происходит в случае ДТП за границей. При возникновении спорных вопросов можно проконсультироваться по телефону у специалиста лизинговой компании. 

— Есть ли какие-то изменения в условиях передачи транспорта в лизинг (размер аванса, сроки, ставки, требования к лизингополучателю и. д.) на фоне последних событий?

— Мы учитываем сезонность бизнеса клиентов и предлагаем им наиболее удобный график погашения лизинговых платежей. Клиенты имеют возможность платить меньше в те месяцы, в которые их доход снижается. О пересмотре графика платежей с нами может договориться не только новый клиент, но и клиент с действующим договором. Для этого достаточно обратиться в любой из офисов компании и объяснить ситуацию.

— Как вы прогнозируете потенциал 2020 года по белорусскому сегменту автолизинга?

— Если экономическая активность людей восстановится хотя бы наполовину за июнь-июль, это позитивно отразится и на рынке автолизинга. Физические лица отправятся покупать авто для летних путешествий, бизнес будет активно внедрять доставку.
 Если же вся экономика продолжит сокращаться, то прогноз для рынка автолизинга ничем не будет отличаться от общего тренда. Наша компания работает на этом рынке более 10 лет, и мы были свидетелями не одного кризиса. К текущей ситуации преднамеренно мы не готовились, но все-таки отлаженные процессы антикризисного менеджмента позволяют нам контролировать ситуацию.

**

Как мы выяснили, спрос на покупку автомобилей в рассрочку сейчас хоть и сократился, но незначительно. Белорусы все еще продолжают покупать авто благодаря преимуществам, которых у лизинга немало:

  • лояльные условия оформления сделки (без справок о доходах и поручителей);
  • небольшой первоначальный взнос (до 40% от суммы сделки);
  • получение индивидуальных условий выплаты;
  • отсутствие ограничений по возрасту, пенсии, декрету;
  • оформление страхования «КАСКО» на льготных условиях.

Партнерский проект

Тарас Тарналицкий

Фото: unsplash.com

Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments