Расскажите нам, что вы думаете об av.by

Заполните анкету и помогите нам взглянуть на себя со стороны

Заполнить анкету

Шины online. Как вернуть бракованные покрышки из интернет-магазина?

  • 5 мая
  • Просмотров 7743

Шины, как и любой другой товар, находятся на гарантии. Если через пару недель после покупки неожиданно лопнет корд или отслоится протектор, то такую покрышку в случае экспертного обнаружения производственного дефекта должны заменить или вернуть за нее деньги. Это очевидно. Однако мало кто знает, как поступать, если в гарантии отказали. Возможно ли доказать заводской брак? А если повреждения автовладелец получил из-за халатности дорожных служб, которые вовремя не заделали яму в асфальте? Допустимо ли судиться с ними или же не стоит?

«Нам бы на хлеб заработать!» Как шинники встречают сезон на рынке 

Об этих и некоторых других нюансах действия гарантии на шины сегодня нам расскажет юрист — адвокат, кандидат юридических наук Улахович Илья. Напомним, он долгое время возглавлял юридические службы крупных частных и государственных предприятий, работал доцентом кафедры ведущего вуза, стаж его юридической практики — 19 лет, в данный момент осуществляет адвокатскую деятельность в составе Минской областной коллегии адвокатов на индивидуальной основе.

Улахович Илья, адвокат, кандидат юридических наук 

— При покупке новых покрышек есть вероятность получить бракованные. Что делать, если дефекты обнаружились в процессе эксплуатации? Какие документы нужно обязательно иметь при себе, чтобы требовать исполнения гарантии?

— Продавцы автомобильных шин, как правило, устанавливают следующие условия гарантийного обслуживания реализованного товара. Гарантия распространяется на скрытые заводские дефекты. Изготовитель несет ответственность за соответствие покрышек заявленным параметрам при условии соблюдения потребителем (покупателем) ТКП 299-2011 «АВТОМОБИЛЬНЫЕ ШИНЫ, нормы и правила обслуживания», утвержденных приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь № 149-Ц от 21.03.2011 г. 

Гарантия на балансировку действует только на новые шины, которые не соответствовали допускам на балансировку в процессе первичного монтажа на диски (в свою очередь без отклонений по балансировке). Требования ГОСТ 4754-97 «Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия».

В каких случаях могут отказать в гарантии 

Как видим, продавец имеет достаточно серьезный перечень оснований, в соответствии с которым может отказать в гарантийном обслуживании. Однако ст. 2 Гражданского кодекса РБ говорит, что добросовестность и разумность участников гражданских правоотношений предполагается, поскольку не установлено иное. Таким образом, доказывание неправильности эксплуатации шин — проблема продавца. Кроме того, он обязан проинформировать покупателя о наличии гарантийного срока, который согласно ГОСТу 4754-97 (р. 10) и ТКП 299-2011 (Приложение С) не может быть менее 5 лет с момента производства.

Что касается документации, то покупатель должен иметь чек и гарантийный талон. Отсутствие гарантийного талона не является препятствием для предъявления требований, связанных с гарантийными обязательствами продавца.

— Каким образом оформляется рекламация?

— Рекламация — термин, который используется в некоторых нормативных актах Республики Беларусь и не имеет единого определения. Несомненно, она представляет собой разновидность претензии, образец которой содержится в Приложении Т ТКП 299-2011 и составлен для использования юридическим лицом, но подойдет и для физического.

Так выглядит рекламация

Свободная форма, содержащая основные элементы претензии, также пригодна. В частности, в рекламации или претензии указываются:

1) наименование и место нахождения ее заявителя;

2) наименование и место нахождения лица, которому она предъявляется;

3) дата ее предъявления;

4) обстоятельства, на основании которых предъявлены требования. В этой части, как правило, прописывают:

- номер и дату договора, заключенного между заявителем рекламации и ее получателем;

- ссылки на конкретные пункты договора и нормы законодательства, которые были нарушены;

- недостатки товара;

- начало гарантийного срока и тот факт, что он не истек.

5) доказательства, подтверждающие указанные обстоятельства. В том числе акт приемки товара по количеству и качеству;

6) требования заявителя рекламации. Их надо обозначить со ссылкой на законодательство. Например, в случае поставки некачественного товара покупатель вправе по своему выбору потребовать (ст. 445 ГК):

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

- возмещения своих расходов на устранение недостатков товара.

Иные требования можно заявить, когда имеют место существенные нарушения требований к качеству товара. Допустим, покупатель потребует замены товара ненадлежащего качества на товар, соответствующий договору (ст. 445 ГК).

— Если покупатель обращается по рекламации, но ему отказывают в замене товара или возврате денег по причине того, что повреждение шин(ы) имеет эксплуатационный (а не производственный) дефект, может ли он опротестовать это заключение? Что делать, если не согласен с отказом? Проводится ли в таком случае независимая экспертиза и за чей счет?

— В случае несогласия с претензией продавец обязан дать мотивированный ответ в течение двух недель. Если потребителя не устраивает ответ продавца (производителя), то он вправе обратиться в суд с соответствующим иском. В ходе рассмотрения гражданского дела может быть назначена экспертиза, которая в конечном итоге будет оплачена за счет проигравшей стороны.

— Есть ли какие-то различия в исполнении гарантийных обязательств, если шины были куплены ИП или юрлицом по договору поставки?

— Закон «О защите прав потребителей» распространяется только на потребителя в смысле указанного закона, а именно: потребитель — физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу), а также использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

«Колеса взрываются одно за другим, а гарантия не работает». История неудачной покупки шин 

— Каковы сроки рассмотрения претензии для физ- и юрлиц? 

— Сроки рассмотрения претензий зависят от правового базиса, на который опирается лицо, направившее претензию. Например, физическое лицо для защиты своих прав не обязано ссылаться на нормы закона «О защите прав потребителей». Как правило, претензия физического лица рассматривается в двухнедельный срок, а юридического — в месячный.

«На бумаге все есть, а на деле сам дурак». Белорус попытался вернуть шины по гарантии — увы, не вышло 

— Представим ситуацию. Владелец авто повредил колесо из-за халатности дорожных служб, которые вовремя не заделали выбоину в асфальте, не убрали дорожное полотно после ДТП или оставили открытым канализационный люк. Можно ли что-то взыскать с этих организаций в суде? Насколько сложно доказать их вину?

— Прецеденты взыскания сумм ущерба, нанесенного ненадлежащим состоянием дорожного покрытия, имеются. Автодороги разделены на зоны ответственности между той или иной дорожно-эксплуатационной организацией, поэтому при нарушении норм обслуживания автодороги, повлекшем ущерб, к предприятию может быть предъявлен соответствующий иск. Одним из нормативных актов, регулирующих состояние автодорог, является СТБ 1291-2007 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

— Могут ли подобные риски включаться в расширенную гарантию? И кто в таком случае будет компенсировать ремонт или замену шин?

— Расширенная гарантия не имеет правового определения в Республике Беларусь. Каждый поставщик (производитель) по-своему понимает этот термин. Поэтому условия такой «гарантии» устанавливаются исходя из воли поставщика (производителя).

— На что обратить внимание при покупке шин онлайн? Что делать, если интернет-магазин продал бракованную покрышку? Как правильно оформить претензию?

— Реализация шин через интернет-магазин по своей правовой природе мало чем отличается от классической продажи. Должен быть оформлен чек или карт-чек, гарантийный талон. Правовая защита осуществляется на основании все тех же норм, что были приведены выше.

Это образец претензии в смысле закона «О защите прав потребителей». Главное — соблюсти требования законодательства по реквизитам, указанным мной выше. Важно также и то, что в иске нужно повторить пункты, которые были написаны в претензии, т. е. если лицо хочет изменить исковые требования, то ему придется скорректировать претензию и направить ее снова, а после получения или неполучения на нее ответа — обращаться в суд.

 

Образец претензии

— Сам интернет-магазин, который занимается продажей шин, их диагностику не проводит, а с целью установления причин возникновения недостатков либо присутствия скрытых заводских дефектов направляет товары в уполномоченные производителями товаров организации. Должны ли они выдавать письменные заключения? Что делать, если потребитель не согласен с их решением?

 

— При возникновении между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан провести экспертизу товара за свой счет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме.

Стоимость экспертизы оплачивается продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем). Если в результате проведенной экспертизы товара установлено, что недостатки товара отсутствуют или возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения им установленных правил использования, хранения, транспортировки товара или действий третьих лиц либо непреодолимой силы, потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю) расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ней затраты на транспортировку товара.

«Через 450 км новые колеса стали овальными». Белорус купил шины онлайн и столкнулся со «странной» гарантией 

Потребитель вправе принять участие в проведении проверки качества и экспертизы товара лично или через своего представителя, оспорить заключение экспертизы товара в судебном порядке, а также при возникновении между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем) спора о наличии недостатков товара и причинах их возникновения провести экспертизу товара за свой счет. Если в результате экспертизы товара, проведенной за средства потребителя, установлено, что недостатки возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до момента его передачи, продавец (изготовитель, поставщик, представитель) обязан возместить потребителю расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ней затраты на транспортировку товара.

— К примеру, производитель устанавливает гарантийный срок своей шины в течение 5 лет с момента ее выпуска, в то время как продавец дает 2-летнюю гарантию. Если, допустим, человеку со скидкой реализовали «залежалые» на складе новые покрышки, у которых через год подходит к концу ликвидность, сможет ли он в случае чего обратиться к продавцу по рекламации?

— Сможет, причем только в пределах гарантийного срока. Однако следует посоветовать потребителям обращать внимание на дату производства шины, которая указана на ее бортовой части.

— На рынке до сих пор распространена продажа бывших в употреблении покрышек. Со слов продавцов, они предоставляют гарантию на две недели. Естественно, на словах. Есть ли какие-то способы вернуть бракованный товар или отсутствие гарантии на б/у резину не дает никакой законной возможности защитить свои права?

— Невозможно использовать закон «О защите прав потребителей», если бэушные шины приобретены у физического лица. Индивидуальный предприниматель не только является физическим лицом, но также считается и субъектом хозяйствования, а следовательно, продавцом в смысле закона «О защите прав потребителей», что в свою очередь означает распространение данного закона на такого рода ситуации.

Б/у колеса — это мусор? Почему до сих пор продают шины из Европы с «минимальным износом» 

В соответствии с требованиями п. 6 ст. 7 закона «О защите прав потребителей», если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена об этом информация. В случае покупки такого товара сведения о наличии недостатка (недостатков) обязаны указать в документе, подтверждающем факт приобретения товара.

Согласно п. 7. ст. 11 закона «О защите прав потребителей» запрещается реализация товара (выполнение работы, оказание услуги) с недостатками, наличие которых является нарушением установленных законодательством требований по его безопасности.

На основании п. 1 ст. 20 закона «О защите прав потребителей» потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

- замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;

- соразмерного уменьшения покупной цены товара;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;

- возмещения расходов по устранению недостатков товара.

— Попадает ли под рекламацию отремонтированная шина, если срок действия гарантии на нее еще не истек?

— Попадает, если претензия связана с производственным браком. Однако наличие следов ремонта усложнит доказывание факта имеющегося заводского дефекта.

— Что делать, если на шиномонтаже повредили шины или диски?

— В статье 15 закона «О защите прав потребителей» указано, что ремонтная организация несет ответственность перед потребителем за нарушение его прав. Если владелец автомобиля обнаружил ненадлежащее выполнение работ, то в первую очередь обязан изложить суть требований в письменной претензии и направить ее исполнителю. 

«Не хотят признавать проблему». Могилевчанин готовится к суду с дилером из-за поцарапанных дисков 

Потребитель вправе присутствовать при производстве работ на шиномонтаже, а претензии должны быть предъявлены непосредственно после проведения работ и осмотра шин. 

Если у вас были проблемные ситуации с покупкой или эксплуатацией шин либо проблемы с гарантией — пишите нам на news@av.by. Будем разбираться!

Читайте и подписывайтесь на наш канал Yandex.Zen

Читайте также:

Алина Вислоус
Фото: из архива av.by
av.by
Нравится!
Класс!

Чтобы оставить комментарий, войдите или зарегистрируйтесь

Вход Регистрация
comments powered by HyperComments